Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 7166Томск, Дороги, ДТП

Блог: цена дорожной безопасности

Блог: цена дорожной безопасности
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Всем привет! Давненько не было новых записей в нашем блоге. История с новой маршрутной сетью подходит к концу и ничего хорошего для городской транспортной системы, к сожалению, не сулит. Но сегодняшний пост не об этом. Хотелось бы снова поднять вопрос о безопасности на дорогах. Благо подоспела статистика за 2015 год. Ниже будет много цифр и графиков. Если они вас очень интересуют, то пролистайте до конца текста, где вас ждет карта ДТП с пострадавшими за прошлый год.

Тему безопасности мы уже поднимали в сентябре. Оказалось, что уровень смертности в ДТП на дорогах Томска превышает аналогичные показатели зарубежных городов в несколько раз. И городская политика в области обеспечения безопасности весьма архаична. На одно правильное и полезное действие приходится два неправильных и вредных. На муниципальную программу по обеспечению безопасности дорожного движения выделяется несколько сотен миллионов рублей в год. Львиная доля этих денег расходуется на ремонт дорог. Да, качество дорожного полотна тоже влияет на аварийность на дорогах. Но не настолько, чтобы тратить 90 % средств именно на это.

Экономическая ситуация в стране очень напряженная, и лишние деньги у муниципалитетов найти сложнее, чем подземный переход где-нибудь в центре Амстердама. На первый план в такой обстановке выходит соотношение потраченных денег и полученного результата. Тем более удивляет то, что городская администрация не пытается найти дешевые и эффективные способы повышения безопасности томских улиц. Они есть, об этом чуть позже. Пока же посмотрим, эффективны ли предпринятые за последние несколько лет меры по повышению безопасности на дорогах нашего города.

За 2015 год на улицах города произошло 405 ДТП с пострадавшими (-0,5 % к 2014 году, +3,5 % к 2008 году и +0,07 % к среднему показателю за 2008-2014 годы). В этих ДТП ранено 488 человек (+4,5 % к 2014 году, +12 % к 2008 году) и погибло 37 человек (-8 % к 2014 году, -18 % к 2008 году).

Если рассмотреть аварийность по месяцам, то получается следующая картина:

Летом количество автомобилей и интенсивность движения на городских улицах снижается. Но количество ДТП с пострадавшими растет именно в этот период. К сожалению, данные по месяцам есть только за 2015 год, и сложно сказать, что тут является закономерностью, а что — случайностью. Но пока что при более детальном анализе выявляется такой факт: ДТП с участием автомобилей учащаются в летний период, тогда как ДТП с участием пешеходов — осенью.

Перейдем к следующему мифу: опытный водитель менее склонен к совершению ДТП.

Из 405 ДТП с пострадавшими 337 произошло по вине водителей транспортных средств. Вот распределение по водительскому стажу:

По вине водителей со стажем менее 10 лет в 2015 году произошло 76 % ДТП с погибшими. Число раненых по вине водителей с опытом менее 10 и более 10 лет примерно одинаково. В принципе, это объясняется тем, что молодые люди более склонны к сильному превышению скорости, что чаще всего и является причиной летальных исходов. Так что это утверждение о корреляции опыта с тяжестью ДТП частично подтверждается.

Еще одним частым утверждением является упоминание пьянства за рулем как основной причины ДТП. В 2015 году по вине пьяных водителей было совершено 8 % от общего числа ДТП по вине водителей. В них получили ранения 3,26 % от общего числа пострадавших и погибли 7,5 % от общего числа погибших в этих авариях людей. По пьяным пешеходам информации, к сожалению, нет. Получается, что 92 % аварий происходит по вине трезвых водителей.

Перейдем к пешеходам. В 2016 году произошло 164 ДТП, в которых пострадали пешеходы. Из них 47 % аварий произошло на пешеходных переходах (16 % на регулируемых и 31 % на нерегулируемых), 42 % вне переходов и 11 % на внутридворовой территории и пешеходных зонах.

В 40 % ДТП виновными были признаны пешеходы. Десять ДТП произошло из-за нарушений пешеходов на регулируемых пешеходных переходах (один погибший, 10 раненых). 57 ДТП произошло из-за перехода проезжей части в неположенном месте. При этом погибли пять человек и получили ранения 54. К таким нарушениям относится и переход в десяти метрах от пешеходного перехода, и переход через улицу, где до ближайшего перехода нужно идти сотню метров.

Тут позволю себе небольшое отступление. Некоторое время назад я писал обращение с предложением добавить на дорогах города несколько пешеходных переходов. Вот выдержка из ответа:

Статистика за 2015 год не подтверждает это утверждение, и есть сомнения, что в администрации внимательно ее изучают.

К сожалению, анализ получился неполным, ведь он не учитывает ДТП без пострадавших и не позволяет выявить очаги таких аварий (а значит оценить, где в будущем могут произойти ДТП с пострадавшими). Только за первые три месяца 2016 года уже произошло 4 090 аварий, из них 69 с пострадавшими.

Ну, текущую ситуацию кажется оценили… Теперь перейдем к извечному вопросу: что делать?

С одной стороны, обеспечение безопасности дорожного движения — важная обязанность города. С другой, в бюджете объективно не хватает денег на ее нормальное обеспечение. Тем не менее, если пересмотреть подход к мерам, можно добиться большей эффективности при тех же расходах.

Например, переходы через многополосные дороги. На них не должно быть нерегулируемых переходов, это опасно для пешеходов. Желательно их превращать в регулируемые. Но вместо этого их зачем-то оснащают мигающими светофорами типа Т-7. На 2018-2020 годы запланировано установить аж 207 таких светофоров. Вместо них можно поставить обычные светофоры. Да, это дороже, и получится поставить не 200, а 50 за три года. Тем не менее, это будет настоящим прорывом, ведь сейчас в год их устанавливается около пяти штук.

Еще один источник экономии — решать задачи менее затратными способами. В этом году собираются поставить светофор на перекрестке Мостовой и Усть-Киргизки. Кто хоть раз пытался повернуть с Мостовой налево в сторону АРЗа, может подтвердить, что это хорошее решение. Но весьма недешевое. Как сэкономить на этом деле? Обустроить там кольцо. Нет, не раскурочивать полдороги и устанавливать бордюры. Поставить несколько знаков и купить несколько десятков пластиковых блоков. Расходы на это составят около 200 тысяч рублей и позволят добиться изначальной цели: повышения безопасности при левых поворотах. Да еще и пропускную способность перекрестка не уменьшить — ведь это главный критерий для лиц, принимающих решение.

Такой рецепт можно применить на многих перекрестках. Например, на перекрестке Усова и Артема, Московского тракта и Базарного. Это повысит безопасность и удобство передвижения и для автомобилей, и для пешеходов. Пример Перми, где этим приемом активно пользуются, показывает его эффективность при небольших капиталовложениях.

Хорошим способом повысить безопасность также является анализ мест концентрации ДТП. Рассмотрим такой пример: за 2015 год на перекрестке Усова и Дзержинского произошло три наезда на пешеходов.

ДТП на этом перекрестке случились 14 апреля в 20:38 (сумерки), 29 июня в 16:16 (световой день) и 16 декабря в 10:35 (световой день).

Во всех случаях виновными оказались водители, не уступившие дорогу пешеходу на нерегулируемом перекрестке. Просматриваемость на этом переходе хорошая. Наезды произошли в разное время года и в разное время суток. Поэтому винить гололед или сумерки не получится. Да и водителей винить не надо. Ведь цель — не обвинить кого-нибудь, а повысить безопасность.

Ширина проезжей части в этом месте — девять метров. На участке 600 метров нет светофоров на широкой дороге. Нужно как-то заставить водителей снизить скорость на этом участке. Можно сделать искусственную неровность. Но это дорого и потребует времени на бюрократическую волокиту. А можно воспользоваться пластиковыми блоками и сузить проезжую часть в этом месте до семи метров. Этого хватит для проезда и грузовиков, и автобусов, и тем более автомобилей. Стоимость такого решения — около 10 тысяч рублей.

Можете сами попробовать применить такой же подход к местам концентрации аварий. Вам в помощь карта ДТП с пострадавшими в Томске за 2015 год.

К сожалению, я не вижу, чтобы городская программа по повышению безопасности движения приносила свои плоды. Показатели аварийности практически не снижаются, а их изменение больше похоже на случайные колебания в пределах некоей нормы, увы, чрезвычайно высокой.

Можно оправдывать это отсутствием финансирования, но проблема не столько в деньгах, сколько в отсутствии осознанной политики у городской администрации. А без нее не обойтись, если мы действительно хотим, чтобы дороги действительно стали безопаснее.

Было очень тяжело готовить этот материал, ведь за каждой цифрой напротив графы «погибшие» и «пострадавшие» скрывается трагедия для родных и близких. А совокупность этих цифр — трагедия для города и огромная проблема.

Будьте внимательнее на дорогах и помните, что у каждого участника дорожного движение есть право на ошибку. Главное — не превращать ее в фатальную.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×