Архив
28марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 15218Томск, Дети, Школы

«Нереально учителю получить ту зарплату, о которой говорят чиновники»

О том, как в Томске живут и работают педагоги школ, портал vtomske.ru поговорил с учителем начальных классов Светланой (имя изменено).

«Нереально учителю получить ту зарплату, о которой говорят чиновники»
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Со времен «Большой перемены» фильмы об учителях можно сосчитать по пальцам. О полиции, врачах, спортсменах и даже летчиках есть и фильмы, и сериалы, а о жизни школы — нет. Потому что тема сложная и неоднозначная. Но рассказать есть о чем.

***

О том, что я хочу быть учителем, работать с малышами, я заявила родителям, еще будучи школьницей. И к моменту получения аттестата зрелости вопрос «куда пойти учиться» не стоял — «пед» и точка. Могу сказать, что я здесь на своем месте, работа мне нравится, кроме нескольких «но», которые заставляют тех, у кого есть доля сомнения в своем выборе, искать себя в другой сфере. Из моего выпуска в школе сегодня работают единицы.

***

По моим наблюдениям, средний возраст учителей сегодня около 40 лет. Очень много педагогов пенсионного возраста, которых каждый год уговаривают остаться еще на годик. Бывают даже случаи, когда педагог уже вышел на пенсию, но его зовут обратно, потому что не удалось найти замену среди молодых. Особенно это касается учителей начальных классов и предметников естественно-научного цикла и математики. Не все из них выдерживают в этом возрасте такую нагрузку: кто-то уходит на заслуженный отдых, других держит ответственное отношение к своему делу — не могут бросить детей. Правда, не всегда это заканчивается хорошо для здоровья: в Томске даже были случаи, когда учитель умирал прямо во время урока…

В противоположность ответственному старшему поколению с советской закалкой приходит молодежь. Это совершенно другие люди. Если учесть, что институт наставничества в школах развит слабо, и редкая администрация в лице завучей помогает молодым специалистам разобраться в огромном объеме документооборота и тонкостях работы с детьми, при этом предъявляя высокие требования, неудивительно, что многие молодые девчонки надолго в школе задерживаются редко.

Был случай, когда молодой учительнице «помогли» перегореть администрация и родители. Выпускнице педуниверситета дали первый класс. Родители забили панику, что молодая девушка может не справиться с такой ответственностью. А родители же всегда правы, и администрация поставила на этот класс опытного педагога, а молодая учительница просто присутствовала на уроках, и играла с детьми на перемене. Тот факт, что ей не доверяют вести уроки, очень быстро привел к тому, что на стол директору легло заявление на увольнение.

Хотя не все бегут из школы. В 90-е годы многие уходили из-за задержек заработной платы. Например, я впервые перешагнула порог школы в августе 1998 года, а первую зарплату получила только в декабре. Сегодня тех, кто возвращается к работе учителем, привлекает стабильность. Зарплата пусть и небольшая, но белая и вовремя.

***

Когда люди, не посвященные в школьную «кухню», рассуждают об учительской нагрузке, это выглядит так: а за что платить больше, отвел пять уроков в день и свободен, в обед уже дома. На деле это только верхушка айсберга. Самое простое «дополнение» к академическим часам — проверка тетрадей, работа с учениками и родителями в качестве классного руководителя, подготовка к урокам, а также целый ворох различных документов и отчетов, которые необходимо заполнять.

Самый тяжелый период в этом плане — начало и конец года. При этом многие документы практически одинаковые: например, есть три отчета, которые полностью дублируют друг друга, только разное оформление по столбикам. Для того, чтобы справиться с этой отчетностью, в сентябре и мае порой приходится засиживаться за компьютером допоздна. У меня лично за год уходит до восьми больших пачек офисной бумаги.

Также в обязанности учителей входит следить, чтобы все дети в классе были одеты в форму, соответствующую требованиям школы. Если ребенок пришел не в той обуви, неопрятный или незаплетенный — выговорят это все мне. Поэтому нередко на переменах я заплетаю девочкам косички. Учитель становится заложником между детьми, родителями и администрацией, но всем мил не будешь.

***

Сколько получают учителя на самом деле, и реально ли заработать ту сумму, которую заявляют чиновники? Про последнее сразу скажу: нереально. Но обо всем по порядку. Зарплата школьного учителя похожа на пазл, и стоимость каждого элемента разная. Для наглядности проиллюстрирую на своем примере. Сам оклад за ставку — 7 700. Если в классе сидит меньше 25 учеников, за каждого «недостающего» из этой суммы вычитают 20 рублей, если больше — столько же прибавляют за каждого ребенка сверх нормы. Далее: примерно по 10-15 % от оклада платится за проверку тетрадей и классное руководство. Вносят в общую сумму в платежке также районный коэффициент, стаж, ответственность за кабинет, стимулирующий фонд. Далее из всей этой суммы вычитаются налоги, и на руки, работая на одну ставку, можно получить 20-25 тысяч. При этом в школе я далеко не первый год.

Отдельно хочется рассказать про стимулирующий фонд. Начнем с того, что единого размера суммы «балла» не существует. В разных школах сумма разная, и может варьироваться от 50 до 500 рублей за «балл». Дело в том, что нередко на средства «стимулирующего фонда» содержатся уборщицы, сторожа, закупается оборудование. Так за что же начисляют те самые баллы? За участие детей в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, выступление учителей на семинарах и других мероприятиях, публикации в специализированных журналах, хорошие результаты учеников по ЕГЭ по твоему предмету и так далее. Мой рекорд — 20 баллов в месяц. Но так бывает далеко не всегда.

Ответ на вопрос, почему учителя с такой неохотой выходят на замену коллег, когда те уходят на больничном, или отлучаются для повышения квалификации, также упирается в финансовый вопрос. Оплата «замены» не превышает 50 % от стандартного оклада, при том, что нужно работать с незнакомыми детьми и часто по другой программе.

Итог: чтобы получить на руки 30 тысяч рублей, учитель должен работать в 1,5-2 смены, с двойным комплектом тетрадей на проверку, двойной нормой звонков от родителей и бешеным количеством отчетности. Это значит, что учитель должен быть «в строю» с 8 утра до 9-10 вечера, работая в прямом смысле на износ. Поэтому многие 40-летние учителя начальных классов с радостью готовы отдать вторые классы молодым педагогам. Но если желающих занять их место нет, администрация вынуждает работать в таком режиме — дети должны учиться, несмотря на нехватку кадров. Глаза при такой нагрузке горят далеко не у всех учителей. Профессиональное выгорание в школе — это реальность.

***

Одна знакомая учительница русского языка и литературы для того, чтобы снимать квартиру и более-менее достойно существовать, три года подряд брала нагрузку в 40 академических часов в неделю. О каком-то досуге думать не приходилось — на него просто не было ни времени, ни сил. Когда она познакомилась с будущим мужем, чтобы хватало времени встречаться хотя бы пару раз в неделю, ей пришлось снизить нагрузку. Сейчас она в декрете, и муж, который успел познакомиться с учительскими буднями, поставил ей условие: обратно в школу ты не вернешься, мы с ребенком хотим хотя бы иногда тебя видеть дома, и не за проверкой сочинений.

***

Очень часто приходится слышать претензии от родителей, что учителя задают очень много домашней работы, а порой и вообще оставляют многое на самостоятельное изучение. Сегодня действительно по новым стандартам учитель имеет право давать на уроке лишь 20 % информации, а 80 % оставлять на самостоятельное изучение. На практике мало какой учитель соблюдает это соотношение. В начальной школе тем более. Обычно для закрепления новых знаний задается около 1/3 от объема, изученного во время урока. Например, если на математике мы решили три задачи и девять примеров, на дом будет задана одна задача и три примера. Если ребенок внимательно слушал учителя, он справится с ними очень быстро.

Практически к каждому учебнику прилагается комплект рабочих тетрадей. Если задаешь целую страницу, родители в первое время в панике. А на деле там задание-картинка на полстраницы, а реально ребенку нужно прочитать и написать два слова или цифру.

Чаще всего «завал» с домашней работой связан с неорганизованностью детей. Например, окружающий мир — два раза в неделю. Если сделать домашнюю работу сразу или на следующий день, то она не будет накапливаться.

Иногда дети приходят домой и хитрят: «Я не помню, что задали, учитель не объяснил». Так же проще замаскировать свою лень или невнимательность, перекинув ответственность на учителя.

Еще одна проблема, связанная с домашней работой: многие родители делают уроки вместе с детьми, запрещая делать ее самостоятельно даже на черновике. В итоге мама пришла с работы в семь вечера, а у ребенка уже мозг не работает. А случается, что родители мне звонят и вовсе в 9 вечера, чтобы уточнить, как решать какую-нибудь задачу. В это время, чтобы потом утром активно слушать учителя на уроке, ребенок должен спать!

Вот и получается: пока родители сидят рядом, ребенок пишет, стоит отвернуться или выйти на кухню — он уже в гаджете или смотрит телевизор. А в среднем звене родители помочь уже не могут, потому что многие темы не помнят сами. Отсюда репетиторы. Важно просто приучить ребенка делать уроки самостоятельно и организовывать свое время так, чтобы не делать все в последний момент. Это подтверждает пример детей, которые посещают дополнительные секции: при интенсивной нагрузке они все успевают, благодаря грамотно распланированному времени. Кстати, на отдых тоже время есть.

Отношение к учителю

Сегодня учитель для родителей и детей — это обслуживающий персонал. Старшие ребята знают свои права, но забывают про свои обязанности, и ведут себя соответственно. Родители уверены, что, если ребенок не понял тему на уроке, учитель обязан сидеть с ним после уроков, хотя в моих должностных обязанностях это не прописано. Да и сам ребенок просто не слушал учителя на уроке и не читает то, что задано на дом.

Дошло до того, что многие дети, приходя в школу, не знают даже русские сказки. Дети перестали знать русские сказки. Причем не какие-то мудреные. Например, как-то на уроке у нас было задание: восстановить сказку по картинкам. И дети не узнали… «Колобка». Современные дети с садовского возраста смотрят мультики, играют в игрушки в гаджетах, но читают очень мало. И это большая проблема, которая сказывается на протяжении всего обучения в школе.

Да что говорить, современным детям даже игры подвижные практически не знакомы. Когда я начала играть со своими второклассниками на переменах в рыбака и рыбку, светофор и другие привычные «дворовые» игры, к нам даже ребята из среднего звена просились поиграть. Для них это было открытием.

Есть учителя, у которых из-за всего этого опускаются руки, и они работают просто на автомате. Но все же это исключения. Большинство педагогов стараются заинтересовать детей своим предметом. И горящие глаза учеников, их достижения — настоящая награда для учителя.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×