18 мая, суббота
+22°$ 90,99
Прочтений: 3К

Свечи в память о войне (фото)

Свечи в память о войне (фото)
Фото: Никита Грейдин

— Внимание! Говорит Москва. Заявление Советского правительства. Граждане и гражданки Советского Союза. Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города, — это сообщение Юрия Левитана ровно в полночь прогремело на весь Лагерный сад...

— Война! — повторила страшное слово маленькая девочка. Во всеобщей тишине на фоне тревожной музыки ее голос прозвучал необычно громко. Стоящий рядом ветеран с орденами на груди, вздрогнув, смахнул платком слезу…

Так для многих томичей начался День памяти и скорби. В Лагерном саду, у Мемориала боевой и трудовой славы, сегодня ночью были зажжены 1 418 свечей — по одной на каждый день Великой Отечественной войны. Томские ветераны Вера Никова и Федор Бондаренко передали зажженный факел молодому поколению — ребятам из штаба поста №1, которые раздали огонь всем пришедшим.

Холодная погода не помешала акции — собралось очень много людей. Все свечи были розданы и зажжены. Огню, который постоянно норовил погасить ветер, не давали погаснуть — в ход шли зажигалки и спички. После минуты молчания плывущая в темноте стая огоньков двинулась вверх — к Вечному огню…

— Мероприятие больше направлено на молодое поколение. Однако позднее время не помешало и пенсионерам, и даже детям тоже прийти в Лагерный сад, — рассказывает координатор Элеонора Игнатович. — Подобные акции уже проходили, но в других городах. В этом году мы тоже решили сделать что-нибудь массовое, ведь дата юбилейная — 65-летие Победы… Кстати, это продолжение акции «Потому что мы помним», которая началась еще в мае.

— Очень приятно видеть молодые лица, — говорит томичка Галина Аксенова. — Это значит, что следующие поколения не забывают, что произошло 65 лет назад. Мне самой уже за 70. Когда началась война, я была еще совсем ребенком. На фронте погибли два брата. Мне до сих пор трудно вспоминать об этом. Считаю акцию очень правильным делом. Такое забывать нельзя — это свято.

— У меня дед пропал на войне без вести. Бабушке пришла похоронка в 42-м году, — рассказывает пришедшая на акцию Наталья Спицина. — А в 1952-м она получила письмо из Смоленской области, где сообщалось, что мой дед найден в братской могиле. Из всех, кого решили перезахоронить, только у двоих были обнаружены опознавательные знаки. Тогда еще не было солдатских медальонов. Деда опознали благодаря фотографии семьи, которую дала ему на память мать. Потом мы еще получили три письма из Смоленска, а вместе с ними и старый червонец деда, который каким-то чудесным образом не истлел за десять лет. Он до сих пор хранится у нас в семье как память. Вот тут, на стеле, выбито имя деда…

— У меня прапрапрадедушка на войне воевал, — запинаясь на «пра», но с огромной гордостью выговаривает семилетний Вадим, пришедший в Лагерный сад вместе с родителями. — Я видел его только на фотографии, но очень уважаю, потому что он умер для того, чтобы все мы жили.

Смотрите также