17 мая, пятница
+18°$ 90,92
Прочтений: 3К

Куда уходит мэрство...

Куда уходит мэрство...
Фото: http://crisiskill.ru

Назначить губернатора того или иного региона наш президент уже давно может, а вот мэра города — все еще нет. Исключения составляют лишь города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Зато снять может и того, и другого. После снятия от должности мэра столицы Юрия Лужкова в связи с «утратой доверия» главы регионов и муниципалитетов страны вновь засуетились. Стало очевидно, что прийти могут за любым. И вот Николайчук с надеждой смотрит на Кресса, Кресс — на Медведева, Медведев — на Путина, а Путин — на себя.

«Это произошло в первый раз, но я не исключаю, что такие случаи могут повториться», — заявил Дмитрий Медведев, комментируя отставку московского градоначальника. Действительно, до этого с руководящих кресел «слетали» лишь губернаторы. Так, глава Корякского АО провалил отопительный сезон, буквально заморозив полрегиона, а главы Ненецкого АО и Амурской области и вовсе попали под уголовное преследование. И вот президент добрался до мэров. Вообще-то мэра может уволить и городской парламент, о чем гласит законопроект, инициированный лично Медведевым и принятый Госдумой в марте прошлого года. Но уволить Лужкова президент решил сам, о чем издал соответствующий указ.

Пресловутая «утрата доверия» обросла уже множеством комментариев. Казалось бы, непозволительная в таких случаях расплывчатость формулировки и отсутствие обоснования этой самой утраты справедливо наводит экспертов и политологов на два простых вывода.

Первый связан с затишьем перед бурей, в результате которой коррупционная составляющая деятельности Лужкова, всплывшая на поверхность усилиями федеральных каналов, станет объектом внимания правоохранительных органов и налоговых служб.

Второй состоит из убеждений в умышленной скупости комментариев президента, не желающего сразу раскрывать все карты. Тем самым, он сохраняет напряжение в высших кругах исполнительной власти и «переводит стрелки» главного аппаратчика страны с национального лидера на себя. Ведь и правда, Владимир Путин во всей этой истории каким-то удивительным образом как бы не фигурирует вообще, что позволило аналитикам говорить о первом самостоятельном решении Дмитрия Медведева.

Причем оба варианта имеют ключевое сходство: ни один из них не раскрывает механизм сохранения власти у глав регионов и мэров крупных городов, заподозренных в превышении должностных полномочий и прочих злоупотреблениях. Ведь кепка начала гореть на Лужкове не вчера. А значит, скелеты в шкафу, набитом исками в суд на имя мэра Москвы и его суженой, до последнего времени хранились как козырь, который можно вбросить в СМИ, устроив травлю, исключающую дальнейшее пребывание на посту градоначальника.

Представим, что на Лужкова заведут уголовные дела, проверят документы, касающиеся градостроительства и тендеров с участием госпожи Батуриной, обнародуют размеры мэрских «откатов» и перечень объектов, находящихся в его собственности — словом, выполнят все требования критиков главы столицы. Тогда получится, что главные враги Лужкова последних лет — Немцов и Милов, издавшие сборник «Лужков. Итоги», рассказывающий о зашкаливающем уровне московской коррупции, журналисты «Эха Москвы» и «Новой Газеты», собравшие тонны материалов, свидетельствующих о незаконных махинациях «лужковского круга», и тысячи простых горожан, недовольных муниципальной политикой, оказались правы. Так недалеко и до общественного признания справедливости тезисов сборника «Путин. Итоги», написанных теми же авторами. А это, как вы понимаете, — мечты и прочие инновации.

С другой стороны, выхода у Дмитрия Анатольевича по большому счету нет. Если в ближайшие дни не будет представлено никаких доказательств вины Юрия Михайловича перед горожанами и не будут заведены уголовные дела по следам его деятельности, то обоснованность действий президента становится сомнительной. И в пору будет говорить о кадровых репрессиях, политических прихотях и простой неуравновешенности главы государства. А главное — не будет получен ответ, почему вопросов об «утрате доверия» не возникало раньше. Причем, не только у президента.

Столь неожиданная сплоченность усилий Медведева и Немцова, кремлевской администрации и оппозиционных сил, при снижении бюрократического уровня до провинции в дальнейшем может вылиться в интересные последствия. Допустим, что давно обсуждающееся в томских кругах снятие с поста губернатора области Виктора Кресса станет былью. В одночасье местная пресса расскажет обо всех его «подвигах» на поприще главы региона? В программе «Время» покажут разоблачающий сюжет о его подлинной натуре и манере управлять? Депутаты, парламентарии, сенаторы и заведующие отделами пожмут плечами и распишутся в некомпетентности, мол, не доглядели? А умом, честью и совестью вдруг станут Александр Макаров, Александр Деев, Лев Пичурин и Иван Тютрин? Ну, это всего лишь пример.

И в каком суде уволенные президентом губернаторы и мэры собираются защищать свои права, если они лично прекратили прозрачное судопроизводство по всей стране? В какие СМИ собираются обращаться, контролируя их подавляющее большинство договорами об «информационном сотрудничестве»? Какие акции протеста и митинги в свою защиту собираются организовывать, зная, что их разгонит ОМОН или вообще не допустят до площадей? Список вопросов можно продолжать.

А есть совсем маленький вопросик. Если бы московский градоначальник спокойно доработал до своего финального 2011 года, спустя сколько лет мы узнали бы обо всем том, что крутили сорвавшиеся с цепи федеральные каналы, на удивление смело рассказывающие о миллиардах, спрятанных под кепкой?

Смотрите также