Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 1946Томск

Вячеслав Новицкий: «Идея создания федеральных университетов гениальна. Но вот воплощение...»

Вячеслав Викторович Новицкий, ректор СибГМУ
Вячеслав Викторович Новицкий, ректор СибГМУwww.tomsk.gov.ru
- В Томске надо делать два университета - естественно-научно-гуманитарный и инженерно-технический, - считает ректор СибГМУ, депутат фракции «Единая Россия» в областной думе Вячеслав Новицкий. - В первый вошли бы ТГУ, СибГМУ и институты академии медицинских наук плюс два факультета из ТГПУ - иняз и спортфак (остальные закрыть). А во второй - ТПУ, ТУСУР, ТГАСУ (все - с закрытием дублирующих факультетов) и институты большой академии наук!

О перспективе создания в Томске федерального университета Вячеслав Новицкий говорил с корреспондентом газеты «Томские Новости» Инессой Юшковской.

- Побывав в лучших университетах мира, я с полной ответственностью заявляю: российское (в недавнем прошлом - советское) высшее образование является лучшим! - с такой мажорной ноты начал разговор Вячеслав Новицкий. А продолжил куда печальнее: - Идея создания федеральных университетов гениальна. Но вот воплощение...

- Недавно слушал в Сорбонне лекцию директора Всемирного банка. Он сказал, что Гарвард - это университет, где русские профессора учат китайских студентов. На 80 процентов педагогический состав Гарварда укомплектован выпускниками советских вузов.

- Если мы такие хорошие, почему даже МГУ на 250-м месте в мировом рейтинге?

- Никогда (по крайней мере, в обозримом будущем) российские вузы не окажутся в рейтинге вблизи от Гарварда, Оксфорда и Кембриджа. По какому принципу выстраиваются эти рейтинги? Количество лауреатов Нобелевской премии. Индекс цитируемости профессоров. Количество публикаций в серьезных научных журналах. То есть 90 процентов показателей, которые выстраивают рейтинг-лист, - научная работа.

- Почему же у нас с Нобелевскими лауреатами не густо?

- Потому что у нас когда-то создали отдельно академию наук, где концентрируется наука, и отдельно - вузы. Нельзя двигать науку без постоянной подпитки снизу - без студентов, аспирантов, без новой волны. Ученый, делающий диссертацию и карьеру, еще что-то решает. Но затем он осядет в лаборатории, и вся работа потихоньку сведется к чаепитиям. А в вузах есть студенты, есть потенциал, но нет денег на науку. А ничего изобретать не надо: во всем мире наука находится в университетах!

- Что же делать?

- В 1990-х годах, когда заговорили о том, что надо как-то использовать преимущества нашего научно-образовательного комплекса, я на одном совещании ректоров и директоров НИИ выступил примерно с такой речью: "Многие вузы и институты в Новосибирске, Иркутске, Красноярске, Кемерове не хуже наших. Но что такое Новосибирск? Это завод Чкалова и Академгородок. Кемерово - уголь. Красноярск - Братская ГЭС. А Томск? Только университеты. Значит, в Томске надо делать русский Оксфорд. Все вузы объединить в один университет, сюда же подтянуть соответствующие НИИ, убрать дублирующие специальности и кафедры. Позакрывать все наши неэффективные заводы, потому что в Краснодаре себестоимость авторучек в 20 раз меньше нашей. Зато учиться тут - идеально! Все деньги, которые есть, надо направить на строительство комфортных общежитий, развлекательной инфраструктуры и собственно в университеты. Если этого не сделать, мы станем придатком Новосибирска или Кемерова". Это было опубликовано в одном местном журнале... Тогда мне ответили: ты - сумасшедший экстремист. А сейчас мы ко всему этому пришли.

- Значит, вы считаете идею создания федеральных университетов здравой?

- Она гениальна! Но реализация не выдерживает никакой критики. Открыли федеральные университеты в Красноярске и Ростове, не понимая, что университеты - это не деньги, не здания, не инфраструктура, а научные и педагогические школы. Федеральные вузы можно создавать только в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Томске и Иркутске - там, где были императорские университеты, где более чем столетние школы, а значит, базисные знания выдержали испытание временем. Потому-то мои ученики, которым сейчас по 35 лет, умеют все - у них самих уже по 20 своих учеников - докторов наук... Университет нельзя делать искусственно - у такого вуза нет будущего.

- Итак, Томск - идеальный вариант для создания федерального университета?

- И рано или поздно к пониманию этого мы придем! Но: существуют ТГУ и ТПУ с кучей регалий - они представляют собой культурное наследие, они инновационные, у них гранты... Если их соединить в один университет, эта база и эти статусы сохранятся? Они автоматом распространятся на все университеты, которые войдут в состав федерального университета? Большой вопрос. Бросать куда-то уже состоявшиеся университеты безо всяких гарантий просто страшно.

- Что с ними может случиться?

- В Красноярске объединили четыре университета - так одного уже нет вообще, хотя хороший был вуз. Есть же специфика, традиции. Нельзя объединить МХАТ и театр Захарова - не станет ни того, ни другого...

- Но вы же предлагали объединяться - тогда, в 1990-х?

- Другое было время - полная разруха и неопределенность. Вот тогда обозначить какие-то точки образовательного роста в России было бы оправданно.

- Что вас останавливает сейчас?

- Я за ректорское кресло не держусь: давно прошусь в классический университет влиться - там зарплаты и финансирование тех же общежитий несопоставимы с нашими (в 8 раз больше, чем у нас на единицу). Но я сделаю это тогда, когда буду знать точно, что моему вузу и коллективу от этого станет лучше жить. На что дают дополнительные деньги федеральному университету? Я не знаю. Может, их дадут еще на один суперкомпьютер? Так он мне не нужен. И вообще, кто-нибудь знает, что такое этот федеральный университет? Нет законодательной базы, где было бы четко прописано: федеральный университет - это высшее учебное заведение государственного подчинения с такой-то численностью студентов и преподавательского состава, в том числе профессоров, докторов и кандидатов наук. Там должны быть перечислены специальности и факультеты, описаны нагрузка на преподавателей, научная база, количество иностранных студентов и обеспеченность общежитиями, финансирование, процент бюджетных мест, полномочия наблюдательного и попечительского совета, процедура выборов ректора - и так далее, подробно. Чтобы люди знали, куда и зачем они идут. Прежде чем куда-то вести махину СибГМУ (12 тысяч студентов плюс клиники), я должен ответственно изложить ученому совету все плюсы и минусы.

- Ваши клиники - отдельная история...

- Вот именно! Как только мы выйдем из состава Минздрава, мне могут сказать: а с какой стати Министерство образования должно финансировать ваше лечебное учреждение?

- Именно медицинский был первым факультетом Томского Императорского университета...

- Более того: в мире не бывает университета без медицинского факультета. Он везде самый большой, важный, любимый - и первый. Сначала все для человека и о человеке, а потом уже - юридические, биологические, физические и философские. У нас же медицинские вузы в свое время зачем-то вывели из состава университетов...

Вообще, пойдя по пути самообеспечения, вузы начали открывать непрофильные специальности. Вот это, я считаю, полное безобразие. На заре своей министерской бытности Зурабов спросил меня: "Какие у вас проблемы?" Я ему ответил: "Зачем вам мои проблемы, давайте я вам о ваших расскажу. Завтра главной проблемой медицинского образования станет то, что медицинские (лечебные!) факультеты сейчас массово открываются в непрофильных вузах. В Тамбове на базе политехнического института, клинической больницы и 3-4 выгнанных из других вузов кандидатов наук открыли медицинский факультет! И таких, с позволения сказать, факультетов в России уже более 60. Все эти хирурги и гинекологи с государственными дипломами через пять лет придут в больницы - и у вас резко поднимутся заболеваемость и смертность".

В каждом вузе сейчас есть экономический и юридический факультеты, гуманитарные тоже... Это просто смешно! Кто и чему там учит? Музыкантов надо учить в музучилищах и консерваториях, художников и учителей рисования - в художественных училищах и институтах культуры. А не превращать высшее образование в профанацию.

- Какая же модель федерального университета вам кажется наиболее подходящей для Томска?

- Полное слияние университетов с одновременной ликвидацией академии наук. И мы к этому придем, я уверен. Причем в Томске надо делать два университета - естественно-научно-гуманитарный и инженерно-технический. В первый вошли бы ТГУ, СибГМУ и институты академии медицинских наук плюс два факультета из ТГПУ - иняз и спортфак (остальные закрыть). А во второй - ТПУ, ТУСУР, ТГАСУ (все - с закрытием дублирующих факультетов) и институты большой академии наук.

Принципиально неправильным считаю то, что высшая школа идет на поводу у рынка. Она должна давать классное фундаментальное, классическое образование. Ну, откроем мы в СибГМУ факультет по борьбе, к примеру, с птичьим гриппом. Через пять лет выпустим этих узких специалистов. А эпидемия сойдет на нет. И что они будут делать? Нужно давать такое образование - и фундаментальное, и инженерное, чтобы выпускник знал, как освоить любую технологию и как изменить ее, чтобы она была эффективной. Высшее образование тем и прекрасно, что дает базовое знание, которое впоследствии становится основой для всей будущей профессиональной деятельности специалиста. Должно давать, во всяком случае...

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×