Архив
20апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 4357Томск, Отдых

«Синие носы» призывают не бояться современного искусства (фото)

«Синие носы» призывают не бояться современного искусства (фото)
Александра Компанец
Накануне в Томске впервые открылась выставка известной арт-группы из Новосибирска «Синие носы». Работы художников Вячеслава Мизина и Александра Шабурова не раз становились причиной скандалов, задерживались таможней и были объектом судебных разбирательств. Поэтому «Синие носы» шутят, что они самые запрещенные художники в России. Многие помнят случай 2007 года, когда их работы с выставки «Соц-арт» в Третьяковской галерее, которая должна была переехать в Париж, публично раскритиковал министр культуры России Соколов.

Современные кураторы достаточно неоднозначно оценивают работы этой арт-группы. Хотя большинство признают: «Синие носы» — одно из самых ярких явлений актуального искусства 2000-х. Томская выставка призвана познакомить горожан с этим явлением, с современным актуальным искусством. Помимо творчества «Синих носов» в нее вошли «Панорамы жизни ветеранов Великой Отечественной войны» новосибирского фотографа Евгения Иванова и серия «Че» омского художника Дамира Муратова. Последние авторы уже выставлялись в нашем городе, а вот для Вячеслава Мизина и Александра Шабурова это первый опыт. Если не считать их участие в прошлогоднем арт-проекте «Сибэлектромотра» под названием «Техно-опера».

— У кого-то это знакомство с актуальным искусством вызовет агрессию, а кого-то заставит задуматься, пофилософствовать, — отметил на открытии выставки начальник областного департамента культуры Андрей Кузичкин. — Эти работы непременно дадут всем нам пищу для размышлений. Мы должны привыкать к современному искусству, чтобы стать в будущем по-настоящему сибирской столицей актуального искусства. Нынешняя выставка — шаг в этом направлении.

Директор художественного музея призналась, что с момента идеи привезти «Синих носов» в Томск до открытия выставки прошло немало времени. Переговоры с художниками велись на протяжении двух лет, и каждый раз ее приходилось откладывать.

— И вот мы начинаем год с такого удивления. С таких необычных авторов, по сути — самых наших ближайших соседей, — говорит Ирина Ярославцева. — Мы очень рады этому событию. Мы открываем для себя и томичей разные грани, разные стороны современного искусства.

Координатор центра современного искусства в Новосибирске Сергей Самойленко, участвовавший в открытии выставки, рассказал, что именно с нее начинался центр современного искусства.

— Мы поняли, что наших художников знают хорошо в столице, в Европе, а дома, на сибирской земле они неизвестны. У «Синих носов» не было фактически ни одной серьезной выставки в Новосибирске. Представленные здесь работы мы уже представляли в нескольких сибирских городах, наконец добрались и до Томска. Я думаю, на нем мы не остановимся и пойдем дальше. Очень рад, что сибиряки могут увидеть творчество эти художников.

На открытие в Томск из авторов выставки приехали фотограф Евгений Иванов и один из «носов» Вячеслав Мизин.

— Нас считают провокаторами, долгое время нас боялись, а я тут посмотрел наши работы за десять лет и понял, что все это — абсолютно академическое искусство, — говорит Вячеслав. — То, что было пять лет назад, сегодня — академический материал. Современное искусство — это исследование общества. Когда-то и «Бурлаки на Волге» Репина были предметом скандалов, а сегодня это — классика. Просто то искусство уже забронзовело, это же еще живое и поэтому вызывает такие ассоциации. Не нужно бояться современного искусства. Оно злободневно, реагирует и отзывается на проблемы, которые встают перед нами сегодня. Мы отражаем реальный мир, который всем понятен. Гораздо сложнее оценивать классическое искусство, для этого необходимы особые знания. Наши работы понятны каждому. Выставка должна понравиться людям с чувством юмора, сознание которых не зашорено.

Коллаж, видео-арт, фотографии... Здесь и новый вариант знаменитой картины Васнецова «Богатыри», где вместо героев русских былин — обнаженные женщины, и обезьяна, держащая черный квадрат, и фотографии телевизора, засиженного мухами, где на экране известные политики.

Переходя из одного выставочного зала в другой, люди по-разному реагировали на выставленные работы. Кто-то искренне смеялся, кто-то недоумевал. Творчество этих художников редко когда воспринимается однозначно. Оно эпатирует публику, возмущает. У кого-то вызывает отторжение, у кого-то — смех. Художники выворачивают реальность наизнанку, показывая жизнь без купюр во всей ее абсурдности, демонстрируя весь идиотизм будней в весьма ироничной и остроумной форме.

— Художник, он как объектив, — говорит Вячеслав Мизин. — Он должен здравомысляще смотреть на реальность, потом каким-то образом ее анализировать и превращать в художественные образы. Не более того. У меня лично нет никаких политических пристрастий. Мне что наш президент, что премьер-министр, что альтернативные политики — они как фигуры, как краски. Но мы понимаем, что эти работы меняют действительность. Тот же министр Соколов после всей этой истории с выставкой и Парижем понял, что вел себя, как дурак. Если кто-то в Томске в результате поймет, что можно делать искусство такими простыми методами, это тоже будет изменениями жизни.

Сегодня проект «Синие носы» очень успешен. Его авторы живут за счет своего искусства, они этим зарабатывают. Но признаваться, сколько стоят их работы, художники не хотят. Говорят, коммерческая успешность сегодня зависит не столько от пиара и известности, сколько от развития взаимосвязей. Ведь еще 20 лет назад и галерей в России не было, да и выехать из страны художникам было тяжело. Сегодня появились галеристы в Москве, Ленинграде, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Милане... И там проекты «Синих носов» довольно успешно выставляются.

Вячеслав Мизин считает, что сегодня практически любой может стать художником или хотя бы назвать себя таковым. В актуальном искусстве нет критериев, в отличие от классического, где есть искусствоведы, аналитическая база. Хотя и в современном искусстве есть границы. Но даже если человек работает вне этих границ, это не значит, что он не художник.

— Вспомните акционистов, того же Кулика. Он выступил с «человеком-собакой», и все в Москве просто офигели: «что это за искусство, убирайте этого придурка от сюда и все». Потом выяснилось, что были прецеденты, был венский акционизм. И это изменило в корне структуру мышления в современном искусстве России. Но на тот момент оно казалось непонятным. Самые оголтелые ретрограды любят говорить: «Это не искусство! Вот у нас современность, у нас технологии». И я в этот момент понимаю, что мы этих людей сделали, они остались где-то позади. Ведь говоря так, человек становится на самые простые позиции. Он вне анализа. Это не позиция общения с миром, это внеконтекстуальная позиция. Ты забронзовел, и ничего тебя уже не трогает.

Авторы выставки и в Томске решили показать простоту актуального искусства. На фоне стены с супрематическими композициями «Синих носов» с видами колбасы, сыра и хлеба всем присутствующем на открытии предложили почувствовать себя современными художниками, поучаствовав в сырно-колбасном перформансе. Люди создавали из колбасных, сырных и хлебных фигур некие произведения, которые можно было тут же съесть.

Кстати, томичи увидят не все известные работы арт-группы. Слишком откровенные и провокационные экспонаты «Синих носов» в томскую экспозицию не вошли. Фотограф Евгений Иванов признается, что авторы уже привыкли к определенной цензуре. Кроме того, вход на выставку огрганичен по возрасту — дети до 14 лет не допускаются. Те же, кто преодолел возрастной ценз, смогут познакомиться с актуальным искусством в художественном музее до середины февраля.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×