Архив
19апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 19728Томск

Вопрос ученому: кто победит — гены или воспитание?

Вопрос ученому: кто победит — гены или воспитание?
www.medicus.ru
«Есть ли смысл заниматься воспитанием ребенка, стараться, чтобы его окружали только «правильные» люди, или все его будущее уже заложено в генах?» — таким вопросом задалась наша читательница Наталья. На такие размышления ее натолкнуло, как она призналась в письме, заявление актера Алексея Серебрякова об эмиграции из России. Мы не стали полагаться на опыт актера и обратились к специалисту Юлии Ковас — доктору психологии, директору Международной лаборатории междисциплинарных инновационных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) Голдсмитс-колледжа Университета Лондона, соруководителю Российско-Британской лаборатории психогенетики Учреждения РАО «Психологический институт» и руководителю лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ. Если вам есть, что спросить у ученых, пишите в комментарии или на почту nau4ka@vtomske.ru. Ваши вопросы мы зададим экспертам в самых разных областях науки и опубликуем на портале.

Юлия Ковас, доктор психологии, руководитель лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ:

— Спор «наследственность или воспитание» окончен. Только невежда может отрицать влияние генов или окружения на мыслительные способности или поведение человека. При этом важно помнить, что мы говорим о роли генов и среды, проявляющейся в различиях поведения. Современная наука, такая как поведенческая генетика и геномика, совершила уже ряд прорывов в понимании этой роли. Например, сегодня мы понимаем, что большое число генов, каждый в отдельности обладающих очень слабым эффектом, вносят свой вклад в различия между людьми по любому данному признаку. Мы также знаем, что одни и те же гены могут проявляться по-разному в зависимости от окружения.

В течение нескольких ближайших лет мы определим множество генов, влияющих на различия в умственных способностях и поведении, и тогда настанет момент, когда мы сможем реально начать работу, направленную на выяснение сложнейших механизмов, лежащих в основе формирования мозга, — уникального для каждого человека. Тогда же мы ожидаем серьезного продвижения в понимании того, как индивидуализировать процессы обучения и образования — так, чтобы они соответствовали когнитивному и поведенческому профилю конкретного ученика. Межкультурные исследования, учитывающие генетическую основу, такие как одновременное изучение близнецов в разных странах, также будут способствовать пониманию этих механизмов.

Стоит отметить, что все известные исследования взаимодействия генов и среды объясняют лишь очень малую долю вариаций признака и нуждаются в повторении. Подводя итог, замечу, что постановка вопроса в виде «гены или среда» в свете текущих знаний уже неприемлема. Верно будет: «гены и среда», «гены на фоне среды» или «гены посредством среды» и так далее.

Со студентами на моем курсе «Генетика поведения» мы проводим регулярные семинары на тему значения исследований поведенческой генетики применительно к обществу и рассматриваем этические вопросы.

Так что, во-первых, мы не должны прятаться от фактов. Гены влияют на нашу когнитивную деятельность и поведение, и понимание, как они это делают, будет исключительно полезным. Во-вторых, сегодня достаточно ясно, что эффекты генов реализуются посредством полигенных взаимосвязанных систем, которые настолько сложны, что генетический инжиниринг сложных черт поведения никогда не будет возможен. Однако можно использовать гены в качестве «информации» для повышения эффективности воздействия окружающей среды, по крайней мере, до некоторой степени. Генетические исследования также помогут исключить ложные гипотезы. Методы, учитывающие генетическую составляющую, позволят нам выяснить, какие условия среды влияют на человека и какие условия среды взаимосвязаны либо коррелируют с генетическими эффектами.

Нет никакого смысла бояться генов: они — естественная часть нашего своеобразия, так что нам следует максимизировать их положительное влияние и минимизировать отрицательное, а сделать это мы сможем лишь в том случае, если поймем, как они работают.

Подробнее о работе Юлии Ковас и достижениях современной генетики можно прочитать на сайте
strf.ru.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×