17 мая, пятница
+18°$ 90,92
Прочтений: 3К

Томские вузы глазами абитуриентов

Томские вузы глазами абитуриентов
Фото: tatar-inform.ru

Ученики 11 классов уже считают деньки: до главного испытания — поступления в вуз — остается все меньше времени. Кто-то уже давно «навострил лыжи» и готовится подавать документы на определенную специальность в конкретный вуз. Кто-то до последнего не может выбрать: пойти по стопам бабушки на филолога или продолжить линию отца и стать геологом? Для кого-то выбор специальности вообще не имеет значения: где хватит баллов ЕГЭ, туда и пойду.

Для сегодняшних старшеклассников главная цель в ближайшем будущем — получить высшее образование. Об этом говорят итоги исследования, проведенного студентом кафедры социологии ТГУ Николаем Музалевским. Недавно он был удостоен диплома открытого конкурса студенческих научных работ в Высшей школе экономики (Москва) — кстати, его диплом в номинации «Социология» оказался одним из пяти на всю Россию.

— Томск — это яркий пример города с высоким уровнем конкуренции вузов, поэтому очень интересно, как каждый из университетов выглядит в глазах будущих абитуриентов. Для анализа имиджа я выбрал три томских вуза — ТГУ, ТПУ и СибГМУ. Именно они занимают сегодня лидирующие позиции по привлекательности для томских школьников. Причем отрыв основных конкурентов — ТГУ и ТПУ — от прочих вузов города велик: в каждый из них собираются поступать примерно по 35% опрошенных, тогда как в СибГМУ — всего 7%, в остальные вузы — и того меньше, — рассказывает Николай.

Для проведения опроса была составлена достаточно представительная выборка. В соответствии с рейтингом томских школ по результатам ЕГЭ 2010 года автор исследования выделил три кластера — верхний, средний и нижний. В каждом кластере случайным образом выбиралось учебное заведение, где так же случайно опрашивались ученики выпускных классов.

Для начала школьникам предлагалось представить идеальную для них модель вуза. Чтобы было проще, в анкете можно было найти несколько пар определений — например, «большой-маленький», «инновационный-традиционный». Участники опроса оценивали каждую пару по шкале от -3 до 3 баллов (социологи называют этот метод шкалой семантического диференциала). Такой метод дает специалистам информацию о том, как люди на эмотивном, бессознательном уровне воспринимают объект или, в данном случае, имидж вуза.

— Если говорить об идеальном вузе, то он, конечно, большой, современный, известный, стабильный, лидирующий. Самый большой интерес вызывает параметр «элитный-общедоступный». Внутри совокупности, которую мы опросили, обнаружились две группы с крайними точками зрения. Часть школьников считает, что образование должно быть действительно очень элитным: они готовы потратить больше сил и получить более элитное — как синоним более качественного — образование. Это, по их убеждению, даст им преимущество на рынке труда. Но большинство ребят все же не хотят трудиться для достижения наивысших целей, они считают, что такая привилегия, как высшее образование, должна быть легкодоступна, — поясняет Николай, демонстрируя «кривую» идеального вуза.

Вторая часть анкеты была посвящена конкретным университетам. Школьники оценивали имидж выбранного ими вуза по тем же семантическим шкалам. Проанализировав их ответы, Николай пришел к выводу, что наиболее приближен к образу идеального вуза в глазах абитуры госуниверситет: его график практически совпадает с графиком идеала по большинству параметров, в том числе по параметру доступности. Имидж политеха можно описать как «слишком крутой»: школьники видят его большим, инновационным, но слишком элитным для них. Что касается СибГМУ, то его показатели весьма любопытны: в представлении старшеклассников это большой и элитный вуз, а по параметру «известность» он далеко обошел двух основных игроков образовательного рынка Томска.

Выбор вуза влияет и на выбор специальности: согласно опросу, ТГУ воспринимается как гуманитарный вуз, ТПУ — как технический. Что, кстати, не соответствует сегодня реальности: многие специальности есть в обоих вузах. Интересен и гендерный стереотип: госуниверситет, по мнению абитуриентов, больше подходит девочкам, а политех — мальчикам.

— При выборе будущей профессии школьники исходят из собственных интересов. Хотя на этот выбор несомненно влияют и общественные стереотипы, в том числе представление о том, каким должен быть успешный человек, и фактор доступности, вроде проходного балла ЕГЭ, и мнение родителей. Но что интересно: многие уверены, что преимущество на рынке труда им даст диплом конкретного вуза, а не полученные знания и навыки. То есть таким школьникам важен сам диплом, а не профессия, — говорит научный руководитель Николая Виталий Кашпур, завкафедрой социологии ТГУ.

Почти все выпускники школ (98%) безусловно ориентированы на получение высшего образования. Это часто приводит к разочарованию во время учебы в вузе, к неуспехам в построении карьеры. Поступая на «любую» специальность только ради диплома о ВО, абитуриенты и их родители мыслят не вполне рационально. Сейчас понемногу в России стал расти уровень оплаты труда и востребованность рабочих профессий. Но утвердившийся в последние 20 лет тренд на «всеобщее высшее» мешает принять решение, соответствующее и социальному заказу, и возможностям самого школьника.

Исследование, проведенное Николаем Музалевским, будет продолжено и может учитываться вузами при построении пиар-компаний, при формировании имиджа. Интерес томской молодежи к местным вузам велик: только 7% одиннадцатиклассников собираются поступать в иногородние университеты. Поэтому борьба томских вузов за абитуриента становится с каждым годом более жесткой, а значит, имидж вуза играет огромную роль.

А что полезного для себя могут взять из этого исследования школы? В условиях, когда финансирование осуществляется по принципу «деньги следуют за учеником», школы вынуждены привлекать и удерживать учеников, учитывать их потребности и запросы. Социологи выяснили, что среди школьников преобладает потребительское отношение к образованию: школа должна дать такие знания, которые позволят сдать ЕГЭ и поступить в желаемый вуз. Во многом факт того, насколько школа решает данную задачу, и определяет степень ее привлекательности.

У каждой школы в городе — своя репутация: из этой поступают в ведущие вузы стопроцентно, из этой — дорога в ПТУ. И хотя сейчас перетекание учеников в лучшие школы ограничили, обязав детей поступать только по месту жительства, родители все равно находят способы устроить своего ребенка в определенную школу. И в этих условиях задача школ — сделать свое образование привлекательным. Что для этого нужно? Прошлогоднее исследование, проведенное психологами и социологами ТГУ, продемонстрировало: школы ориентированы на сотрудничество с вузами. С какими — показывает как раз работа Николая Музалевского, где школьники четко указали свои приоритеты.

— Вообще мы, социологи, не даем конкретных советов. Наша задача — только показать срез, существующее положение вещей. Однако возьму на себя смелость дать все же рекомендацию будущим абитуриентам: относитесь к выбору образовательной траектории боле рационально. Неинтересная, но «проходная» по баллам специальность лишь в редких случаях может заинтересовать в процессе учебы и помочь в построении успешной карьеры, — заключает Николай.

Смотрите также