Архив
30апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 6749Томск

Мнения: высшее образование станет элитным?

Мнения: высшее образование станет элитным?
nnm.ru
Массу противоречивых отзывов породило недавнее заявление нового министра образования Дмитрия Ливанова. По его мнению, слишком многие в России получают высшее образование, да еще и за государственный счет. Развелось, понимаете ли, дипломированных специалистов. А между тем, коровы не доены, поля не паханы, заводы стоят — одни инноваторы и менеджеры в стране. Видимо, нецелесообразно много бюджетных мест в наших вузах. А значит, считает, министр, надо эти места сократить — как минимум вдвое. Пускай студенты за обучение платят. Кредиты берут, с предприятиями договор на оплату обучения с последующей отработкой заключают. Мы попросили представителей сферы образования оценить инициативу нового министра.

Александр Ревушкин, проректор по учебной работе ТГУ:

— Я считаю, что образованных людей много не бывает. Нельзя сокращать количество мест — наоборот, необходимо изыскивать дополнительные средства, чтобы повышать качество существующего образования. Это и квалификация педагогов, и развитие научных исследований в университетах, и улучшение материально-технической части. Кроме того, нужно улучшать базу общего образования — чтобы к нам в вузы приходили более подготовленные ребята.


Альфред Дульзон , профессор ТПУ:

— Мы достаточно напряженно ожидали, что произойдет при формировании правительства и кто будет новым главой министерства образования. Некое удовлетворение вызвало то, что Дмитрий Ливанов все-таки профессионал, в отличие от предыдущего министра. Он —ректор, человек, который понимает внутреннюю жизнь вуза. Но совершенно неожиданным оказалось его заявление о сокращении вдвое бюджетных мест. Я согласен, что количество людей, которые сегодня находятся в вузах, зашкаливает и не обеспечивает возможности готовить нормальных специалистов. Но сокращение именно бюджетного финансирования настораживает. Это автоматически исключает большое количество талантливых ребят. В связи с этим хотелось бы услышать официальное правительственное заявление: какие цели ставит перед собой руководство страны в отношении образования вообще и высшего в частности? Какие у него цели? Подготовка специалистов? Повышение образовательного уровня нации в целом? Вот это меня интересует.

Леонид Глок, председатель комитета по образованию, науке и культуре Законодательной думы Томской области:

— Сокращение бюджетных мест в вузах обосновано двумя позициями. Первая — это демографическая ситуация. В Томске количество мест для поступающих в три раза превышает количество выпускников. Вторая позиция — перекос в подготовке специалистов с высшим образованием в сторону гуманитарного профиля. Поэтому и возникает дефицит специалистов по естественно-научным и физико-математическим специальностям. Набор в учебные заведения должен быть адекватен потребностям общества. Достойные, безусловно, должны иметь возможность обучаться на бюджетных местах. Однако речь об образовательных кредитах ведется уже давно. На Западе этот механизм отработан, в России же образовательное кредитование формально заявлено, но де-факто отсутствует. При этом, на мой взгляд, кредит должен выдаваться не банком, а государством.


Николай Кириллов, профессор ТПУ:

— Меня удивило, что предложение нового министра прямо противоречит путинской программе. У президента в программных статьях есть слова о том, как он будет относиться к вузам и решать вопросы образования. Там сказано, например, как и какими методами будет увеличено госфинансирование университетов. А Ливанов утверждает, что надо сократить бюджетные места вдвое, чтобы за счет увеличения фондов зарплаты и стипендии улучшить положение оставшихся преподавателей и студентов. Путин пишет: «Даже если в настоящий момент нашей экономике и не нужно столько работников с высшим образованием, назад вернуться уже нельзя. Не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда — экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место». Вот это противоречие между словами Путина и позицией Ливанова меня очень смущает. Я думаю, что если инициатива министра пройдет, то последствия будут весьма плачевными. Они могут не коснуться национальных исследовательских университетов, поскольку у них особый статус, но в стране еще сотни вузов, и на них это скажется очень болезненно.

Людмила Веснина, председатель областного комитета по высшему профессиональному образованию:

— В этом вопросе акцент делается на сокращении именно гуманитарных специальностей и расширении технических. Я думаю, что для наших вузов, ориентированных в основном на подготовку инженерных кадров для Сибири и Дальнего Востока, ситуация будет более благоприятной, чем в других регионах. В Томске два университета имеют статус научно-исследовательских — это означает, что в них нельзя просто так сократить бюджетные места. Кроме того, статус университета предпринимательского типа получил ТУСУР — там от количества бюджетных мест зависит в том числе подготовка кадров для инновационного бизнеса. Сейчас мы готовим обращения в органы управления образования, наши университеты пишут обоснования, почему им нельзя уменьшить количество бюджетных мест. Я думаю, все это поможет свести сокращение, если таковое случится, до минимального.

Тамара Никулина, замглавы областного управление среднего профессионального и начального профессионального образования:


— Я считаю, что министр отчасти прав. Сегодня примерно 80% выпускников вне зависимости от качества полученных знаний поступают в вузы. Высшее образование стало доступным, к нему обращается большая часть абитуриентов, которые раньше шли в училища и техникумы. Это значительно понижает статусность высшего образования. Кроме того, мы надеемся, что Минобразования определится, наконец, с приоритетностью профессий, необходимых для экономики государства. Готовить в основном юристов, экономистов и менеджеров неразумно. Нужны другие специалисты, подготовкой которых и занимается среднее звено профобразования.

Михаил Грибовский, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета ТГУ:

— Весь мир где-то со второй половины 20 века идет по пути массовости высшего образования. Еще 50 лет назад обучение в вузе считалось чем-то элитарным. Сегодня же большинство выпускников уверены, что смогут поступить в вуз. Однако при этом наблюдается дефицит работников физического труда и прикладных специальностей. Возникает разрыв между характером образования и реальными рабочими местами, которые нужны экономике. Видимо, этот перекос и заставляет российские власти выравнивать ситуацию. С этой точки зрения инициативу нового министра можно понять. Что касается инициативы введения образовательных кредитов, она кажется мне довольно цивилизованной, ничего совсем уж страшного в платном высшем образовании нет. Однако возникает вопрос, насколько успешно эта схема будет работать в реальности.

Мнения записала Марья Миненкова
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×