18 мая, суббота
+20°$ 90,99
Прочтений: 3К

Новые хозяева старых домов (фото)

Новые хозяева старых домов (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский

Вчера рабочая группа по сохранению деревянного зодчества, возглавляемая вице-мэром Евгением Паршуто, провела очередное выездное совещание. Повод был, и довольно веский: после того как «цена вопроса» упала почти в десять раз — в среднем с 20 миллионов рублей до двух — обнаружилась целая группа желающих, проявивших, по выражению первого заммэра, «живой интерес» к восстановлению «деревяшек».

Дом № 66 по улице Тверской — самый первый и самый значимый в списке. Памятник архитектуры федерального значения, долготерпеливый и многострадальный. «Сколько ж это мы ждали? Пятьдесят лет ждали!» — причитает жительница, слушая рассказ Евгения Паршуто об инвесторах и расселении. С 90-х годов этот дом считается аварийным, и с тех пор ни разу не видел капитального ремонта. В 2008-м перенес «ампутацию» — лишился главного украшения, резной 11-метровой башни со шпилем. Ее по предписанию городского департамента ЖКХ демонтировала УК «Жилище» — башня обветшала, накренилась и грозила рухнуть на головы прохожих. В мае прошлого года уже официально расселенный дом горел, а осенью его «законсервировали» — поставили ограждение, закрыли проемы, потратив на это 168 тысяч рублей. Но, как говорят жильцы, туда все равно проникают бомжи и мальчишки, которые курят, балуются с огнем — того и гляди загорится снова.

Теперь, возможно, у памятника появится охрана — недели через две, когда будет подписано предварительно соглашение между инвестором и муниципалитетом. «Аргус Паплайн сервис», один из основных подрядчиков «Газпром трансгаза», готов вложиться в сохранение деревянного зодчества на выгодных условиях: привести в порядок и его, и соседний дом, частично оплатить расселение жильцов, построить парковку, благоустроить территорию — в общем, навести полную и окончательную красоту. На решение всех вопросов отводится примерно три месяца, приступить к расселению Тверской, 64, думают в начале следующего года. Цена вопроса — около 100 миллионов рублей. Город получает благоустроенную территорию и памятник «с иголочки», воссозданный в точности «как было», а инвестор — участок по льготной арендной цене и два здания в собственность в центре города.

На улице Гоголя — одна из лучших сохранившихся усадеб Томска. Несколько домов, большие площади — здесь нужен солидный инвестор. У Михаила Руднева из компании «Аркада», по его словам, есть и то, и другое. В восстановленной усадьбе он планирует сделать большой гостиничный комплекс «под старину» — этакую визитную карточку города.

Под сохранившиеся дома подведут новые фундаменты, на месте двух разрушенных зданий отстроят новые, в таком же старинном стиле. Вообще же, по словам Паршуто, мэрия будет требовать максимального сохранения того, что есть сейчас — все дома должны предстать перед изумленными горожанами и гостями «в первозданном виде». Именно в этом, считает вице-мэр, успех проекта: какой интерес туристам жить в новоделе? А вот в настоящей старинной усадьбе...

Конечно, без современной инфраструктуры не обойтись. «В центре усадьбы есть большое пространство, где можно организовать подземный уровень, не трогая основные дома. Сделать там стоянку, спа-салон, — объясняет Паршуто. — Ведь мы действительно хотим получить здесь объект высокого класса».

Стоимость этого «высокого класса» — те же 100 миллионов. Михаила Руднева ни сумма, ни вопросы окупаемости не пугают — говорит, есть надежные партнеры, есть опыт строительства и восстановления домов. А окупаются гостиницы всегда за милую душу.

Дому на Советской, 31, ремонт нужен срочно — подгнивают три нижних венца, замурованные в кирпиче, из-за чего разрушается цоколь и нарушается равновесие всей «коробки».

— С кирпичом при ремонте старых деревянных домов проблем гораздо больше, — объясняет председатель комиссии по сохранению исторического наследия при горадминистрации Никита Кирсанов. — Дерево спасает пластичность — его можно ремонтировать «коротышами», поднимать домкратом. А если начинает расползаться кирпич, то ничего не поделать. Этот дом пока еще стоит ровно, но когда начнет деформироваться, «поплывут» перекрытия, и последствия станут необратимыми.

По словам Кирсанова, дом на Советской — часть любопытнейшего ансамбля, в котором чередуются деревянные и кирпичные дома старой застройки. Кроме того, на него выходит улица Никитина, поэтому дом видно издалека.

Инвестор, как поясняет председатель комиссии, особый — восстановлением домов занимается «всю сознательную жизнь». В его планах — сделать в обновленном здании офисные и торговые площади. Сколько будет вкладывать — пока не знает. «Вопрос об организации конкурса на это здание обсуждается уже около года. А состояние зданий имеет свойство ухудшаться, — поясняет руководитель «Томской строительной компании» Владимир Кирсанов. — Когда мы первоначально его смотрели, стоимость восстановления выходила около 10-15 миллионов. А что получится в итоге, не известно».

Еще один офис планируется разместить на Пушкина, 5. «У меня в ведении находится больше 400 вот таких деревянных домов, так что нам сам бог велел в таком же доме разместиться», — отмечает один из инвесторов, руководитель УК «Октябрьский массив» Владимир Шиллинг. На восстановление здания, по его оценке, понадобится два-три года и около восьми миллионов.

Безусловно, для компаний вкладывать деньги в подобные проекты очень и очень выгодно.

— У нас есть исторический центр города, — поясняет Владимир Кирсанов. — Построить в нем какой-то новодел практически невозможно. Однако мы можем превратить то, что имеем, в хорошие дома и пользоваться ими. Здесь, например, на Советской — и до Фрунзе недалеко, и подъездные пути есть. Отличное место!

Что же до условий сделки инвесторов с городом, то они таковы: компания подписывает предварительно соглашение, по которому обязуется подготовить проект работ, холить и лелеять здание до проведения аукциона, а потом непременно в этом аукционе участвовать. Причем, как заметил Паршуто, конкурс считается состоявшимся, даже если участие в нем принимал лишь один претендент.

После победы в конкурсе счастливый обладатель права аренды платит сущую мелочь — каких-то пару-тройку миллионов, — а остальные финансы самоотверженно тратит на восстановление здания и облагораживание территории. Ну и на расселение жильцов, если таковые еще имеются. После того как объект деревянного зодчества приведен в первоначальный вид, сияет новыми наличниками и пахнет свежей стружкой, довольный инвестор может смело топать обратно в мэрию — сдавать работу и оформлять здание в полную свою собственность.

Пока все выглядит довольно оптимистично: настрой боевой, инвесторы готовят планы, считают финансы и с удовольствием предвкушают начало работ. А вот что получится на самом деле — увидим через пару лет. Может и удастся спасти таким образом хотя бы малую толику того, что еще осталось от деревянного наследия Томска.

Смотрите также