19 мая, воскресенье
+15°$ 90,99
Прочтений: 3К

От патефона до мобильника (фото, видео)

От патефона до мобильника (фото, видео)
Фото: Дмитрий Кандинский

Сегодня практически у каждого из нас есть мобильник, а порой и не один. Но далеко не каждый знает, по каким телефонам говорили 20 лет назад, на какой радиоприемник ловили любимые станции и на каком телевизоре смотрели телепередачи. Об этих и других вещах рассказывает в музее связи его директор Виктор Мальцев.

Учреждение было открыто в 2000 году — тогда в нем было около 700 экспонатов. Сейчас эта цифра выросла до 2 300. Виктор Александрович начал собирать материалы 14 лет назад и вплотную начал заниматься музеем. Тогда у «Томсктелекома» деньги на поддержку проекта были, но потом компания стала именоваться «Сибирьтелекомом», а еще позже — «Ростелекомом», и финансирование прекратилось.

Тяга к коллекционированию у директора музея, а раньше — простого почтальона, началась еще в детстве. Тогда он вместе с приятелями собирали самодельные пистолеты и прочие мальчишеские «сокровища», живя в деревне между Парабелью и Карагаском. Потом Виктор Александрович окончил Новосибирский электротехнический техникум, работал монтером, спустя годы стал начальником отдела связи и энергетики в администрации Томской области, а после выхода на пенсию — директором музея связи. Сам себя он называет «ходячей энциклопедией», ведь видел процесс изнутри, проработав в этой отрасли 61 год.

— Чтобы создать музей, нужно было найти экспонаты для него. Собирал я их в основном по чердакам и подвалам старых двухэтажных домов — раньше именно туда складывали телефонные аппараты, — вспоминает Виктор Александрович. — Потом мне начали помогать мои друзья и просто энтузиасты со всех концов страны. Многие телефоны прибыли в музей из Кемеровской и Новосибирской областей, Алтайского края и не только.

По словам Виктора Мальцева, знакомые, узнав, чем он занимается, начали привозить старинную аппарату сами. Например, ручной коммутатор привезли из Красноярска, большой коммутатор прислали из Тайги. Любители старой аппаратуры находили эти экспонаты после того, как их списывали. «Мой друг Андрей в своей двухкомнатной квартире одну комнату полностью забил старой аппаратурой, от него даже жена из-за этого ушла. Но он ничего не выбросил. До сих пор иногда звонит и предлагает вещи для музея. Юрий Шаповалов из Асино отдал в музей радиостанцию, радиоузлы, приемник — ему это все очень сложно было собрать».

Из запчастей друзья-энтузиасты директора музея связи сами собирали телефонные аппараты, для этого им приходилось искать старинные схемы. Сейчас такую технику практически невозможно изготовить, говорит Виктор Мальцев. Некоторые вещи покупали в магазинах: патефон, пластинки. Последние высылали даже из Семипалатинска, ведь не каждая подходила для наших патефонов — пластинка должна была быть определенного диаметра. Другие предметы покупались у коллекционеров — например, копия первого телефона, созданного американской компанией «Белла-Блэк» более 100 лет назад, была куплена за 5 000 рублей.

Подобных музеев в России не больше десяти, каждый по-своему важен, но музей в Томске отличается редкими экспонатами. И находится немало желающих что-то приобрести, но директор не расстается с дорогими ему вещами ни за какие деньги.

— За этот «шахтерский» телефон мне предлагали три тысячи долларов, но я отказался, — показывает Виктор Мальцев аппарат. — Предлагал иностранец, который хотел залить в трубку свинец, чтобы жена и дочь меньше разговаривали, у них связь дорогая. А еще у нас есть тридцатистрочный телевизор, это один из самых первых механических телевизоров. Такого вы нигде не встретите.

Музей начинает удивлять посетителей еще в лифте — там висит советский таксофон, над входом — портрет Петра I, который издал указ о создании Сибирского почтового тракта, а еще стоит настоящий верстовой столб.

— Петр I сам высчитал время, за которое почта из Москвы дойдет до Томска. Он же высчитал, сколько овса нужно лошадям, чтобы преодолеть это расстояние со скоростью семь километров в час. Первая почта из Москвы пришла в Томск в 1730 году за два месяца после отправления, — объясняет Мальцев.

— Вообще, история связи в Томске богатая, ведь телефонию и полиграфию делали ученые, которые были сосланы сюда из разных концов страны. Об этом я написал уже четыре книги. Мало кто знает, к примеру, что в годы Великой Отечественной войны от Томска воевали 189 электросвязистов, сегодня из них живы 11 человек. А сейчас я пишу дневники — «мемуары». Но начальство экономит на масляных чернилах — приходится писать шариковыми ручками. А ведь они выцветают, из-за этого записи хранятся недолго. Эта «спичечная» экономия, когда считают каждую копейку на мелочах, ни к чему хорошему не приведет. Но нас, стариков, никто уже не слушает.

Раньше штат «Томсктелекома» вместе с работниками почты был почти в шесть раз больше, чем сейчас — 6 000 человек. Из них — всего два связиста-инженера с высшим образованием. Остальные окончили 5-7 классов, кое-кто — техникум. Сегодня из 1 100 человек высшее образование имеют 750 специалистов.

— ТУСУР — настоящая кузница кадров для связи, — говорит Виктор Александрович. — Студентов сначала приводили сюда на экскурсии в добровольно-принудительном порядке, но потом они сами заинтересовались экспонатами. Стали чаще захаживать, помогали, но со временем интерес ослабевает, ведь музей медленно расширяется, экспонаты появляются все реже.

Тем не менее, в месяц на экскурсию в музей приходит порядка 1 000 человек. К примеру, здесь можно послушать истории о телефонистках, которые проходили специальный конкурс на красивый голос. Только после этого девушек брали на работу. Посетитель сам может на минуту стать телефонистом, включив настоящий коммутатор и набрав несколько номеров, ведь почти все экспонаты до сих пор работают. Также в коллекции есть пейджеры, которые сосем недолго служили людям. Лежат на витрине и самые первые мобильные телефоны, которые могли себе позволить тогда, в 1996 году, далеко не все. Есть и телефоны-компьютеры —специальные секретные разработки для военных, поэтому их очень немногие видели в то время. Снаружи обычная Nokia старой модели, но при нажатии специальной кнопки телефон раскрывается, и внутри мы видим клавиатуру на английском языке. Правда, один из них уронили школьники, и аппарат вышел из строя.

— Я был в пяти мастерских, но везде сказали, что телефон нельзя починить. А жаль, ведь он мог поведать много интересного посетителям музея, — вздыхает Мальцев.

Музей и Виктор Александрович ждут своих посетителей со вторника по четверг, с 10 до 15 часов, по адресу Ивана Черных, 40, чтобы бесплатно рассказать и показать историю всемирной и томской связи. Записаться на экскурсию можно по телефону 67-33-30.

Смотрите также