Архив
28марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 2392Томск, Отдых

«Олимпийские игры» для кукол

«Олимпийские игры» для кукол
группа фестиваля в социальной сети «ВКонтакте»
«Медведи, тигры… Кукольные игры». Этот припев песенки, ставшей неформальным гимном шестого фестиваля театров кукол Сибири, проходящего в Томске, быстро подхватила детвора и, кривляясь, подражая дурному голосу Медведя с балалайкой, тоже пела и танцевала. А вокруг люди в костюмах кукол и с куклами в руках веселились, улыбались и смеялись, когда солидные дядечки с солидными званиями и должностями целовали обычный сибирский валенок.

Впрочем, валенок был как раз необычным — это был «Священный сибирский валенок», талисман фестиваля «Сибирские кукольные игры». Ему нахлобучили скомороший колпак и привязали веревочкой к шесту, наверху которого сидел Петрушка. Получалось, что это вовсе не Сергей Столяров, главный режиссер театра «Скоморох», подносил каждому участнику фестиваля валенок для символического поцелуя, а Петрушка потешается, скоморошничает. Петрушкины забавы не оставляли сомнений — главные на этом празднике, конечно, куклы, а не люди.

Возражать главной кукле России никто не осмелился. Больше того, завидовали. Кукле хорошо — она не боится простуды, ветер ей не страшен, и холод нипочем. В этом смысле кукла совершеннее человека. Примерно такой ход мыслей был у тех, кто пришел 7 октября на Белое озеро, чтобы поучаствовать в открытии «Сибирских кукольных игр». Нормальная для Томска октябрьская погода с изморосью уравняла в правах всех участников игр, но и внесла некоторые коррективы в торжественную церемонию открытия. Осеннего ветра почему-то испугался «Стальной ветер»: байкерский клуб, обещавший покатать кукол по городу, в последний момент вдруг передумал. И тогда по главной улице с оркестром — в смысле, с куклами — проехали театральные автобусы, возвещая городу и миру, что «Сибирские кукольные игры» уже начались. Так, профессиональное событие театральных деятелей с первых часов своего существования начало превращаться в событие общегородское.

Именно таким, общедоступным и демократичным, задумали «Сибирские кукольные игры» их организаторы — театр куклы и актера «Скоморох» во главе с директором Ларисой Отмаховой и главным режиссером Сергеем Столяровым. Надо отдать должное, замысел был грандиозный — превратить театральный фестиваль в некое подобие Олимпийских игр, чтобы каждый житель города чувствовал себя причастным к событию. Исходили из соображения, что кукла сопровождает нас от рождения до смерти. Поэтому рассчитывали на отзывчивость всех горожан, без оглядки на возраст, социальное положение и должности.

Для каждого предусмотрели свой формат. Все 15 театров Сибири, от Тюмени и Омска до Красноярска и Иркутска, приехавшие в Томск, стали участниками «Больших кукольных игр».

Все творческие силы города и области — библиотеки, музеи, дома детского творчества, фольклорные коллективы — включились в недельный марафон «Малых кукольных игр». Каждый участник на своих площадках устраивал либо выставку, либо мастер-классы, либо концерты и спектакли. Участником «Альтернативных кукольных игр» мог стать любой горожанин, принимая участие в акциях «Прокати куклу», «Кукла в окошке» и флешмобе «Кукольный роликовый ход». А можно было просто прийти на Белое озеро, в день открытия, с куклой в руках.

Собрать город под флагом «Сибирских кукольных игр» — такого еще не было в Томске. Поэтому инициативу поддержали областная и городская администрации, выделив денег, и спонсоры откликнулись с удовольствием, и общественные организации тоже не остались в стороне.

— За что люблю Томск, так за его фантазию, — признался заслуженный артист России Валерий Исаев, актер Омского театра кукол. — Так было при Романе Виндермане, так есть при Сергее Столярове. Мы тоже проводим различные фестивали, но на улицы города не рисковали выходить. Да у нас и нет такого удобного пространства, как у «Скомороха».

Оказавшись в открытом городском пространстве, фестиваль стал быстро наполнять его собой. В первый день куклы захватили Белое озеро: в разных его местах замечены были скоморохи, ростовые куклы, люди, переодетые в куклы. Они плясали, шумели, галдели. Во второй день куклы появились в окнах томских домов, которые включились в акцию «Кукла в окошке». Все дни в фестивальном режиме работали три главные сценические площадки Томска: театр куклы и актера «Скоморох», ТЮЗ и театр драмы.

График действительно плотный — по три, а то и по пять спектаклей в день ! Потом еще обсуждение, а вечером — дружеская коллегия (театральные капустники). И хотя все коллективы друг друга знают давно и хорошо, так как состоят в Товариществе театров кукол Сибирского региона в рамках межрегионального «Сибирское соглашение», часто ездят друг к другу на гастроли, но фестиваль — особая история, другой масштаб. Хотели показать что-то фирменное. Поэтму омский театр «Арлекин» привез спектакль-ветеран с десятилетней биографией — «Ромео и Джульетта», а Барнаул, — напротив, премьеру нынешнего года, еще не обстрелянные критиками «Легенды древнего Алтая». Томск показал две недавних премьеры «Про Федота-стрельца» и «Балаганчик герцога Глостера», которые рассчитаны на взрослого зрителя.

В том, что каждый театр сам отбирал спектакли для фестиваля, есть свои плюсы и минусы. На взгляд члена жюри Давида Бурмана, президента Международного фестиваля KUKART, плюс в том, что «это внутренний мониторинг, когда есть экспертный совет, то это уже «Золотая маска».

Сибирские кукольные игры — рабочий фестиваль, считает Давид Семенович, поэтому он интересен экспертам, так как можно посмотреть, кто на каком реальном уровне находятся театры в провинции, кто чем дышит. Минусы самоотбора в том, что не все спектакли оказались фестивального уровня. «С «Букой» хорошо по садикам ездить, а на фестивале хотелось бы видеть более серьезную работу», — сказали про спектакль-игру театра из Ханты-Манскийска. Но даже те работы, которые получили замечания от строгого жюри, возглавляемого режиссером Виктором Шрайманом (его регалии не перечисляю, но напомню, что в «Скоморохе» идут три его спектакля — «Сэмбо», «Леди на день», «Жил такой медвежонок»), у зрителей вызвали живую реакцию. Например, безумно жалко было Зайчонка, Медвежонка и Экскаватора из кемеровского спектакля «Повелителя крыс». Не только потому, что эти игрушки, оказались на помойке, но и потому, что они совершили подвиг самопожертвования.

О миссии театра вообще и конкретно о миссии театра кукол, который к детям стоит ближе всего, шла речь на круглом столе в областной администрации. По мнению приезжих экспертов, в Томске достаточно удачная ситуация. «У вас есть закон о театре. Своя программа». По мнению видных театральных деятелей, партнерство власти, бизнеса и театра должно родить другой подход к театральному делу. «Мы все время опираемся на опыт прошлого века, а живем в 21 веке. Оттого и возникает дисбаланс. Мы все время ищем национальную идею, а идея — это русский язык, который надо сохранять. И театр этому помогает, — было заявлено всеми участниками фестиваля. — Все спектакли особую миссию: учат добру, дают ощущение любви, дают возможность почувствовать, что ты не одинокий человек, а часть нации».

До конца «Сибирских кукольных игр» осталось всего несколько дней. В пятницу мы узнаем, кто же получит самый главный валенок в награду. К большому валенку — Гран-при — бутафоры театра «Скоморох» сделали еще много маленьких, чтобы все победители носили валенки как ордена. Впрочем, организаторы праздника учредили 20 номинаций. Так что никто не будет забыт.
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×