Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 16219Томск

Загадка Чертовой поляны (фото)

Загадка Чертовой поляны (фото)
фото из архива автора
Кладбище, или по-гречески некрополь, является неизбежно историческим памятником. По надгробиям на нем можно судить об ушедшей эпохе не хуже, чем по архивным документам. Частенько реалии старых кладбищ таят различные тайны и загадки. Вот, например, зачем на Южном кладбище в Томске кто-то в конце 90-х годов раскапывал могилы? Или кто два десятилетия плясал на «Чертовой поляне» на краю этого погоста? Да так, что в этом месте не росла трава.

Южное кладбище было открыто для захоронений в 1939 году решением Томского горисполкома. Первоначально оно называлось Вокзальным, Коларовским. Но позже прижилось название Южное. Действовало кладбище более двух десятков лет, и закрыто оно было в 1962 году. Всего на площади 19 гектаров было захоронено 22 с половиной тысячи томичей. Подробнее о нем можно прочитать в книге «Томский некрополь», которая была издана ТГУ в 2010 году под редакцией доктора исторических наук Н. М. Дмитриенко. Под ее руководством студенты составили план захоронений на восточной стороне кладбище с указанием данных о погребениях.

На кладбище имеются более благоустроенные «почетные» участки, расположенные сразу у центрального входа. На возвышении справа от входа в годы Великой Отечественной войны хоронили фронтовиков, находившихся на лечении и скончавшихся в томских госпиталях. В 1966 году решением Томского горисполкома территория была объявлена особо охраняемой мемориальной зоной. В ходе подготовки к 65-летию Победы воинский некрополь подвергся реконструкции, на могилы установили новые гранитные стелы, а рядом — бронзовый памятник солдату.

Захоронения особо знаменитых томичей были приняты на государственный учет и охрану. Среди них — могилы бывшего председателя Томской ЧК А.В. Шишкова, погибшего в 1920 году, академиков В.Д. Кузнецова, Н.В. Вершинина и А.Г. Савиных.

Но если парадная часть Южного кладбища содержится идеально, то большая его часть находится в совершенном запустении. Тысячи и тысячи могил заросли густым кустарником и деревьями. Оградки развалились или сгнили. Часть оград и памятников порушены упавшими полусгнившими березами.

Неизвестные вандалы опрокидывали надмогильные памятники, разбивали мемориальные доски, оскверняли надгробия кощунственными надписями и рисунками. И даже разжигали костры. Видно, что за большинством могил никто не ухаживает десятилетиями. И при всем том вокруг Южного кладбища начали возводить дорогущую стальную ограду. Но построена она только наполовину, нисколько не затруднив проникновение на территорию некрополя хулиганов, бомжей и вандалов.

Интересно, что часть памятников на этом кладбище используются «вторично». В свое время, когда начали сносить старые томские кладбища в районе нынешних заводов «Контур» и «Сибкабель», городские власти разрешили населению выкупать беспризорные каменные надгробья и устанавливать их на могилах умерших родственников. И теперь на Южном кладбище можно увидеть роскошные памятники дореволюционной эпохи. Обычно старые надписи и эпитафии срубались каменотесами и гравировались новые. Но есть одно интересное исключение.

Когда-то в Томской области жил и работал замечательный врач, которого очень любили пациенты — Ной Яковлевич Иоффе. Когда он ушел из жизни в 1951 году, первоначально на его могиле был установлен скромный деревянный обелиск. Но потом вдова и сыновья купили старый обелиск из черного мрамора и установили его на месте деревянного. Так вот, на этом надгробии первоначально была надпись на иврите. Ее не стали уничтожать. И сейчас эта надгробная надпись на древнем священном языке — единственная в Томске.

По моей просьбе знаток иврита габай Томской хоральной синагоги Давид Кижнер сделал перевод. На восточной стороне памятника значится: «Здесь лежит сын Зэева Вольфа. Умер 7 числа месяца Элул. Похоронен 9 Элула». Элул — это месяц перед еврейским Новым годом и Судным днем. А на обратной стороне обелиска прикреплена табличка из белого мрамора с фамилией врача Иоффе.

Если пройти по асфальтовой дорожке на юг от воинского мемориала, то можно на самом краю встретить так называемую Чертову поляну. Она располагается между дюжины высоких берез. Раньше это место выглядело жутковато. Круг диаметром метров 10-12 в течение двух десятков лет не зарастал травой. Он выглядел утоптанным, как волейбольная площадка в лесном пионерском лагере. Несколько лет назад эта поляна стремительно заросла без всякой видимой причины. Перед этим я сам наблюдал, как летним июльским днем на поверхности этой поляны (тогда еще голой) выползли тысячи дождевых червей. Хотя рядом в траве их не было вообще.

Слухи про Чертову поляну ходили разные. Одни говорили, что там тренируются каратисты, другие — что по ночам на поляне служат черные мессы сатанисты. Кто-то предполагал, что здесь когда-то высыпали гору удобрений, отравивших почву. Да и заросла она как-то внезапно, как будто кто-то отдал приказ засеять ее травой. Но даже не это меня встревожило. В 20 метрах от поляны неизвестные сняли поверхностный слой земли на большой площади и увезли (унесли?) в неизвестном направлении. Томский журналист Олег Ким когда-то пытался разгадать тайну Чертовой поляны и даже ночью в конце октября дежурил в засаде в кустах близ нее. Но никого там не обнаружил. А через год совсем молодым погиб странной смертью, утонув в арыке в Средней Азии.

Однако самая большая загадка находится метрах в 50 от загадочной поляны. Там расположен так называемый «татарский уголок». Здесь хоронили томских татар. До сих пор тут можно увидеть десятки характерных мусульманских стел с надписями на арабском языке и с пятиконечными звездами. Так вот, в конце 90-х годов кто-то раскапывал здесь могилы. Одна из них в которой в 1958 году была захоронена Суфия Зайнутдинова, стоит пустой до сих пор. Вначале памятник, отлитый из бетона, лежал на краю разрытой могилы под слоем глины. Потом его кто-то столкнул в изрядно заросшую яму.

Всего я насчитал на «татарском уголке» четыре раскопанных могилы. Три из них кто-то через несколько лет закопал. Да так, что теперь на одной из могил торчит лишь верхушка монумента. Кому понадобилось так осквернять захоронения? Ведь в татарских могилах даже гробов нет, не говоря уж о драгоценностях — по обычаям мусульман хоронят в саванах. Я пытался через областной ЗАГС разыскать родственников Суфии Зайнутдиновой, но не удалось. Эта женщина не числилась в архивах ЗАГСА среди умерших…

Давно пора навести порядок на Южном некрополе Томска. Хорошо бы рассмотреть это вопрос на одном из заседаний городской думы. Не так уж много нужно средств для достойного содержания этого погоста (а не только его парадной части). Как говорится, все там будем...

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×