Архив
3мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 3335Томск

Вопрос ученому: есть ли шанс на географическое открытие?

Вопрос ученому: есть ли шанс на географическое открытие?
Depositphotos/Dmitry Rukhlenko, из личного архива Алексея Рудого
«Я через два года буду поступать в вуз, сейчас самое время определиться с профессией. Очень хотелось бы поступить на «географию» — увлекают мысли об экспедициях и открытиях. Но омрачает мысль о том, что все значительные открытия на планете уже сделаны. Это так? Есть ли у будущих путешественников и исследователей шанс найти на Земле что-то новое?» , — спрашивает у нас школьник Дмитрий. Его вопрос мы адресуем профессору кафедры географии ТГУ Алексею Рудому. Напоминаем, если вам есть, что спросить у ученых, пишите в комментарии или на почту nau4ka@vtomske.ru. Ваши вопросы мы зададим экспертам в самых разных областях науки и опубликуем на портале.

Алексей Рудой, профессор кафедры географии ТГУ:

— Если подразумевать под «географическим открытием» обнаружение нового континента или океана на поверхности Земли, то да, время таких открытий уже миновало. Эпоха великих географических открытий в 15-17 веках принесла человечеству знания о новых землях и морских маршрутах в Африку, Америку, Азию. В следующие века путешественники и открыватели исследовали Восток, открывали Австралию. Шестая часть света — Антарктида — была открыта сравнительно недавно, в позапрошлом веке, русской экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева.

Сейчас понятие «географическое открытие» стало значительно шире. Теперь это не просто открытие нового водоема или земли, а, скорее, обнаружение внутреннего взаимодействия различных географических компонентов, объясняющего «жизнь» той или иной местности, территории, выяснение законов, управляющих природой. География — это единый комплекс знаний, который включает в себя данные родственных наук: геологии, климатологии, геоботаники, зоогеографии и многих других. Потому и понятие «географическое открытие» расширяется вплоть до безграничности.

Но если говорить об открытиях в общепринятом смысле, то они совершаются и будут еще совершаться. Я в этом году впервые побывал в африканской Намибии, и могу сказать: многие вещи там еще ждут своего открывателя, как и глубокие дебри, к примеру, Амазонии. Не так давно открыты многие крупные ледники, в том числе, на Урале, на Таймыре. Мало исследован Мировой океан. Да вот буквально сегодня мы все являемся свидетелями настоящего, без сомнения, великого географического открытия: в феврале в Антарктиде скважина, пробуренная в толще льда, достигла поверхности подледникового озера Восток. Кстати, начальником бурового отряда на станции тогда работал завкафедрой Санкт-Петербургского государственного горного института Николай Васильев, с которым мы когда-то в одной каюте два месяца шли в Антарктиду в наше первое туда путешествие.

Последствия этого открытия просто невозможно даже представить, пока видны только самые «верхушки». Несколько десятков лет неимоверных трудов в суперэкстремальных условиях — это подвиг и буровиков, и механиков, и начальников станции «Восток», и радистов, летчиков, капитанов судов, экипажей. Это подвиг и разработчиков техники, и тех, на чьих плечах ежесекундно лежало бремя принятия решений. Особенно отрадно, что самый значительный вклад в это открытие внесли наши с вами сограждане, российские ученые и специалисты.

Мысль о том, что при очень большой толщине ледника (при соответствующем давлении) температура у его нижней границы может стать равной температуре плавления льда, известна с конца 19 века. В середине прошлого столетия советские ученые, основываясь на теплофизических расчетах, показали, что в районе станции Мирный и станции Восток и далее к Южному географическому полюсу отвод тепла от нижней поверхности толстого ледникового покрова Антарктиды вверх очень мал, а значит, там, внизу должно быть таяние. В отдельных углублениях эта вода может скапливаться в виде озер. Эти идеи были, конечно, восприняты научным сообществом неоднозначно, однако на поверку оказались реальными. В 60-е годы на американской станции Берд, в области, где подразумевалось подледниковое таяние, была пробурена скважина (самая глубокая по тем временам, более двух километров). Когда бур достиг дна ледника, в скважину хлынула пресная вода.

Глубокое бурение в районе станции Восток началось в 70-х, когда о существовании озера еще не было известно. И только в 1996 году, сопоставив невероятное количество данных, полученных с помощью радиолокации, сейсмического зондирования и других методов, российские ученые вместе с британскими коллегами сделали вывод о существовании под толщей льда настоящего антарктического озера — одного из крупнейших на планете пресных водоемов. Сразу стало понятно, что геохимия и микробиология воды окажутся совершенно отличными от всего, что было когда-либо известно науке. Поэтому, чтобы не «загрязнить» объект, в 1998 году было решено приостановить глубокое бурение — до реликтовых вод озера оставалось около 130 метров льда. Работы были возобновлены в 2005 году, когда наши же ученые разработали и создали новые, безопасные технологии.

И вот в феврале этого года специалисты российского Института арктических исследований сообщили, что они пробили ледовый покров и достигли озера Восток. Это озеро является самым крупным из более чем ста подледных озер Антарктики. Водоем отделен от поверхности четырехкилометровой коркой Восточно-Антарктического ледникового щита. Озеро разделено на две части подводным гребнем. Глубина северной части составляет около 400 метров, южной — около 800 метров; глубина под скважиной — чуть более полукилометра. Полное отсутствие света, высокое давление (до 400 атмосфер), специфический газовый и химический состав воды — насыщение кислородом в 50 раз превосходит обычные показатели.

Первые пробы, полученные с поверхности озера, оказались «пустыми», не нашлось в них тех чудес и ужасов, которых ожидал воспитанный Голливудом мир. А ждать чудес повод есть: за те 15 миллионов лет, что Восток потерял связь с внешним миром, бактерии, вероятно обитающие там, могли не только выжить, но эволюционировать в самые необычные по меркам землян формы жизни. Наибольшая вероятность найти что-то в этой ледяной и перенасыщенной кислородом воде — опуститься пониже, ко дну, и взять пробы там. Однако удастся ли это ученым в будущем году или вообще когда-нибудь, пока вопрос.

Тем не менее, открытие подледного озера Восток актуально не только для тех, кого интересует планета Земля. При любых новостях из Антарктиды «навостряют уши» и исследователи космоса. Особенно те, кто изучает, к примеру, спутник Юпитера Европу, так же покрытую толстой коркой льда, под которой может так же скрываться вода, а в ней — жизнь.

Так что можно обнадежить нынешнего школьника: пускай на первый взгляд «белых пятен» на Земле уже не осталось, но при более пристальном рассмотрении становится заметно, что планета все еще полна сюрпризов.

Подробнее по теме:

И.А. Зотиков. Антарктический феномен — озеро Восток
Антарктида: Озеро «Восток» (форум Полярной почты)
Об открытии и вокруг открытия на станции Восток на сайте профессора Алексея Рудого
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×