20 мая, понедельник
+7°$ 90,99
Прочтений: 3К

«Металлическая» эпидемия

«Металлическая» эпидемия
Фото: Depositphotos/Xalanx

Еще Салтыков-Щедрин писал: «Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас, сверх того, и для воровства». Время идет, граждане «прогрессируют» и уже крадут не только имущество зазевавшихся пассажиров, а тащат все, что могут унести и увезти. Добытчики металла снимают кабели, дроссель-трансформаторы, «противоугоны» и даже рельсы.

Сообщения из разряда «На железной дороге украли 100 метров провода» или «Томич похитил 20 шпал» сегодня никого не удивляют. Зачастую такие новости даже не привлекают к себе внимание. Подумаешь, скажут многие, от железной дороги не убудет.

От нее, может, и не убудет, а вот нам, пассажирам поездов, такое воровство может выйти боком. Тем более что в последние годы хищения элементов железнодорожной инфраструктуры носят характер затянувшейся эпидемии.

Сборщики металла, не покладая рук, «трудятся» на всех участках, в том числе и отдаленных от населенных пунктов. Так легче остаться незамеченными. График движения поездов они знают едва ли не лучше, чем дежурные по станции. Поскольку многие металлические элементы снять голыми руками невозможно, воры обзаводятся специальными ключами и прочими приспособлениями.

Иной раз за «смену» похитители умудряются снять до нескольких сотен «противоугонов» — специальных скоб, скрепляющих рельсы и шпалы. Не цветмет, конечно, но тоже деньги. Ворью — прибыль, пассажирам — смертельная опасность.

— В 2012 году максимальное количество «противоугонов», похищенных за один раз, составило 585 штук, — говорит начальник Томского линейного отдела МВД РФ, майор полиции Дмитрий Хруль. — Произошло это на участке Асино — Итатка. Всего за минувший год на участке от Суранова до станции «Белый Яр» зафиксировано 26 подобных краж, 17 из которых раскрыто.

Поскольку в пунктах приема металла берут все подряд, на железную дорогу любителей легких денег тянет, как магнитом. При этом они совершенно не задумываются о том, что последствия их действий могут быть самыми тяжелыми, вплоть до схода состава с рельсов. Представьте, что произойдет, если это будет пассажирский поезд или состав, перевозящий опасные грузы химического производства...

По словам начальника линейного отдела, список элементов, которые подвергаются хищению, весьма обширный. «Металлисты» воруют межрельсовые соединители, стыковые накладки, болты, скрепляющие рельсы и шпалы. Помимо этого снимают биметаллические дроссельные перемычки и дроссель-трансформаторы (элементы сигнализации связи). Были случаи воровства новых стрелочных переводов. Железнодорожники перед заменой раскладывают их по участку, но не успевают начать ремонтные работы, а ушлый народ уже утащил «железяку».

Подвижным составам тоже достается: граждане воруют высоковольтные соединения, металлические части воздухораспределителей (тормозная система), буксовые крышки и т.д.

— Не зря же говорят: спрос диктует предложение, — продолжает Дмитрий Сергеевич. — Раз приемщики скупают эти детали, народ и тащит их, кто во что горазд. На самом деле, приобретение элементов железнодорожной инфраструктуры является нарушением правил лицензирования. Но полагаться на совесть и законопослушность приемщиков нам не приходится. Некоторые из них вообще работали без лицензии.

Раскрывать такие преступления довольно сложно. В первую очередь потому, что зачастую хищения происходят на отдаленных участках дороги. А добраться до места преступления нужно оперативно.

Но даже когда это случается рядом с населенными пунктами, местные жители не спешат помогать работе транспортной полиции. Очевидно, считая, что в таком воровстве нет ничего страшного.

— Вот сейчас наступит весна, и набеги на железную дорогу начнутся с новой силой, — уверен Дмитрий Хруль. — Во-первых, на ней снег в первую очередь сходит, во-вторых, приближается пора дачного и прочего строительства. Один себе на фундамент пытается шпалы утащить, другой на гараж. При этом граждане даже не задумываются о том, какой вред их здоровью может нанести свежий креозот, пропитывающий шпалы. Это же прямая дорога к онкозаболеваниям.

Несмотря на все трудности, транспортной полиции удается раскрывать более половины таких преступлений. В том числе и благодаря взаимодействию с территориальными подразделениями органов внутренних дел и ведомственной охраной железной дороги. Причем раскрываются даже преступления прошлых лет. Человек уже думать забыл про украденные шпалы и болты, и вдруг ему напоминают о «старых подвигах». Со ссылкой на Уголовный кодекс.

— Нет у людей сознательности, — сетует начальник Томской дистанции пути Михаил Быстрицкий. — Тянется народ к легким деньгам, не думая больше ни о чем. Нам в прошлом году приходилось дважды закрывать перегоны, поскольку вредители поснимали болты, которые удерживают рельсы. В таких случаях движение поездов запрещено. Приходилось экстренно снимать людей с других работ и отправлять на ремонт поврежденного полотна. И ведь цена у этих элементов небольшая. В некоторых случаях суммы нанесенного ущерба даже не хватает для возбуждения уголовного дела. А плата за такое хищение может быть очень высокой, при самом плохом раскладе — это гибель людей.

Смотрите также