Архив
19апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 6720Томск

Блог: мечта на двух колесах

Блог: мечта на двух колесах
blasbike

Сегодняшний пост будет не про механические транспортные средства, а про двухколесного друга человека — велосипед. Точнее про то, какую роль они выполняют в грамотно выстроенной транспортной системе города. В нашей стране большинство населения воспринимает велосипед как развлечение, способ провести время с пользой для здоровья где-нибудь в парке или в лесу. Но на самом деле велосипед — это очень выгодный для города вид транспорта. А цивилизованность города, в частности, определяется отношением к велосипедной инфраструктуре. И не забудьте поучаствовать в нашем новом опросе! В прошлом поучаствовала почти тысяча человек, и мы получили очень интересные результаты. С ними мы ознакомим вас в следующих постах.

Чем же так хорош велосипед для города?

  1. Велосипедная инфраструктура занимает очень мало места по сравнению с инфраструктурой для автомобилей и общественного транспорта (ОТ). Тем самым появляется резерв для увеличения пропускной способности узких городских улиц — там, где невозможно добавить еще одну полосу для автомобилей, но велодорожку вместить можно.
  2. Припаркованный велосипед занимает мало места. На площади одного машиноместа может уместиться до десяти велосипедов
  3. Экология. Велосипед не производит ни атмосферного, ни шумового загрязнения.
  4. Велосипед почти не оказывает воздействия на дорогу, поэтому велосипедные дорожки (если они построены по уму, конечно) практически не нуждаются в ремонте.
  5. Чем больше человек выбирают велосипед для передвижения по городу, тем меньше заторов образуется на улицах и тем выше средняя скорость передвижения. Так, в Нью-Йорке средняя скорость автомобилей на Манхэттене выросла на 6,7 % за три года активного развития велоинфраструктуры.

Но и для велосипедиста есть свои преимущества, а именно:

  1. Соотношение “цена/скорость передвижения” у велосипеда самое выгодное среди всех способов передвижения. За шесть-восемь тысяч рублей можно купить велосипед, что на порядки дешевле покупки автомобиля.
  2. Стоимость владения намного ниже. Средний автовладелец за пару месяцев только на бензин тратит больше, чем стоит велосипед.
  3. Передвижение на велосипеде укрепляет здоровье и дает организму хорошую нагрузку.

В общем, власти в цивилизованном городе должны стимулировать передвижение на велосипедах, так как это благоприятно влияет на многие вещи в городском хозяйстве. Начиная от уменьшения пробок и заканчивая ростом доходов магазинов, мимо которых проходят велодорожки.

Про чиновников и велодорожки

По всей стране то и дело раздаются призывы общественности создать комфортные условия для движения на велосипеде. В Томске несколько лет назад активисты собрали две тысячи подписей в поддержку строительства велодорожек. Чиновники вроде даже разработали проект, только вот реализован он не был, да и вряд ли будет в обозримом будущем. А судя по высказываниям отдельных представителей власти, наши чиновники абсолютно не понимают, зачем на самом деле нужна велоинфраструктура.

Во-первых, велосипедистов “выпроваживают” на окраины города. Кольцевая, уБеринга, левобережка это замечательно, но велодорожки на них не выполняют никаких транспортных функций, лишь рекреационные (не говоря уже о том, что до них как-то нужно доехать). Во-вторых, велосипедистам предлагается делить дороги с автомобилями. Да, согласно ПДД так и должно быть, но это противоречит всем правилам безопасности. Велосипед на дороге - это чужеродное тело, неожиданное для автомобилистов и не воспринимаемое водителями как равноправный участник дорожного движения. Ну и в-третьих, все варианты маршрутов велодорожек не образуют единой транспортной сети, что опять же делает невозможным выполнение транспортной функции велосипедом.

Про зиму и ходить пешком

Главный аргумент у большинства людей звучит так: “Какие, к черту, велосипеды, у нас же зима по полгода!”. Но возникает встречный вопрос: а как же остальные полгода, когда на велосипедах передвигаться можно? Только ради этих шести месяцев можно поощрять развитие велоинфраструктуры. Но и с “зимним катанием” не все так однозначно.

По-нашему скромному мнению, нет принципиальной разницы между передвижением в зимнее время пешком и на велосипеде. Но при этом никому в голову не приходит, например, требовать прекратить чистить тротуары. Наоборот, нечищенные тротуары воспринимаются очень плохо, ведь все, включая автомобилистов, передвигаются пешком. При этом нужно отдать должное властям: в последние годы тротуары в городе стали намного лучше убираться, во многом за счет использования мини-уборочной техники, которая способна проезжать по узким тротуарам. Ничто не мешает таким же образом чистить и велосипедные дорожки.

Кроме того, между перспективой пройти пешком в -20°C и проехать на велосипеде лично мы выбрали бы второе, ведь в этом случае на холоде находишься меньше времени.

Кажется, в нашем обществе есть некие предрассудки, связанные с перспективами велодвижения в России. Когда говорят про велосипеды в Европе, то чаще всего представляют Париж, где почти не бывает снега, или Копенгаген, где климат также куда мягче, чем в Томске. Но практически никто не знает, что там есть города, сильно напоминающие наш по природным условиям. При этом там никто не отказывается от велодорожек. Более того, есть целая ассоциация городов, поощряющих использование велосипедов зимой, и в этом году в канадском Виннипеге пройдет уже второй по счету конгресс северных велогородов. Виннипег, где средняя температура в январе -18,3°C, понимает необходимость развития велоинфраструктуры. Но подробнее хотелось бы остановиться на городе, где проходил первый такой конгресс - финском Оулу.

Про Оулу

Оулу - пятый по размеру город Финляндии с населением 193 тысячи человек. Основан в 1605 году, носит звание одной из "университетских столиц" Финляндии. В городе очень популярны зимние экстремальные забавы, вроде зимнего купания или зимнего футбола. Довольно сильно напоминает Томск. Похожесть заканчивается, когда мы посмотрим на градостроительную
политику двух городов.

В Оулу с начала 70-х годов прошлого века объявлен курс на увеличение роли велосипедов в структуре городских перевозок. Безо всяких скидок на "у нас же снег полгода лежит". То есть уже 40 лет идет развитие велосипедной инфраструктуры. Результаты такой политики просто феноменальны.


Типичная улица в Оулу

Сегодня Оулу - один из мировых лидеров по общей длине велодорожек на душу населения. Протяженность сети составляет более 600 километров и превышает длину автомобильных дорог. Но что еще удивительнее, зимой эти дорожки никто не закрывает и не отдает на милость метелями и снегопадам. Их чистят после каждого снегопада, оставляя утрамбованный слой снега толщиной 3-5 сантиметров. Причем велодорожки имеют приоритет над автодорогами, их начинают чистить в первую очередь. И такое отношение приносит свои плоды.


Владельцы этих велосипедов не подозревают, что зимой кататься невозможно

Для очень многих жителей Оулу, которые ездят на работу или учебу на велосипеде, нет принципиальной разницы, лето за окном, или зима. Сколько таких жителей, понятно по видео.

Вот что об этом говорят цифры:

  • 73 % жителей ездят на велосипеде
  • 39 % жителей хотя бы раз выезжают на велосипеде зимой
  • 27 % жителей Оулу активно используют велосипед круглый год
  • 25 % активных велосипедистов продолжают ездить при температуре ниже 25’C

А вот как выглядит “невозможная”, на взгляд томичей, поездка на велосипеде в -30°C от первого лица (обратите внимание, сколько велосипедистов на улице даже в такую погоду).

Можно подумать, что этот Оулу - уникальный в своем роде город, а вся остальная северная Европа на одной волне с нашими чиновниками отвергает велосипеды из-за климата. Но это не так. Существует даже негласное соревнование, какой из городов наиболее удобен для зимнего катания. Идет постоянный обмен опытом и совершенствование методов обслуживания и очистки дорожек. Просто Оулу - самый крупный город с таким климатом.

Пример Оулу говорит об одном: довод о плохом климате - лишь отговорка. А при наличии развитой инфраструктуры и хорошего обслуживании велосипедные поездки привлекательны и летом, и зимой.

Развитие вело инфраструктуры - это общий тренд европейских стран, и неважно, какая средняя температура в январе. Может быть, дело в лоббистах фирм - производителей велосипедов и сопутствующих товаров? Нет, дело в экономической оправданности. Про вклад велосипедов в уменьшение заторов более-менее понятно, а вот пример выгоды от велосипедов с точки зрения расходов на здравоохранение.

В недавнем исследовании департамента транспорта Оулу было выявлено, что каждый километр, преодоленный на велосипеде, экономит городу от 0,3 до 1,3 евро за счет издержек на здравоохранение и повышения общего уровня здоровья населения. Каждый день, в течении которого жители Оулу не смогли выехать на велосипедах, “стоит” 150 тысяч евро, что в десятки раз больше стоимости уборки велодорожек. Поэтому чистить велодорожки зимой просто экономически выгодно.

Пилотный проект в Томске

Необходимо развивать велосипедную инфраструктуру и превращать велосипед в достойную альтернативу автомобилю или общественному транспорту. Поразительно, как этот факт игнорируется в российских городах, в том числе в Томске. А ведь в городе с таким количеством студентов и достаточно компактным расположением учебных корпусов и общежитий такой недорогой способ перемещения может быть очень востребован.

Даже в условиях абсолютной неприспособленности городской среды для велодвижения с каждым годом на улицах появляется все больше велосипедистов. Остается только догадываться, насколько их станет больше, когда даже для пожилых людей без особой подготовки поездка на велосипеде будет сравнима по комфорту и безопасности с пешей прогулкой.

Очевидно, что в одночасье не появится развитая инфраструктура по всему городу. Это результат даже не одного десятилетия, это кропотливый труд. Но путь к сотням километров велодорожек начинается с первого шага, и первым шагом может стать пилотный проект по встраиванию велосипедной дорожки в существующую улицу в центре города, а не в Академгородке (что, конечно, не отменяет необходимость делать дорожки и там).

На роль пилотного отлично подходит проект по соединению корпусов и общежитий ТПУ и ТГУ в южной части города, между проспектами Кирова и Ленина, а также улицами Нахимова и Вершинина.

Общая длина велодорожек в этом пилотном проекте составляет 12 километров.

Вот несколько сценариев использования студентами велосипедов:

1) Студент A учится в ТГУ и живет в общежитии на южной. Ему нужно попасть в главный корпус.
Сейчас есть два основных способа это сделать: пешком или на маршрутке.
Пешком дорога займет 35 минут, на маршрутке - 10-18 минут, в зависимости от времени ожидания на остановке.
На велосипеде через Лагерный сад поездка займет всего 12-13 минут.
Месячные затраты на проезд составят 0 рублей пешком, 600 рублей - на маршрутке, и 0 рублей - на велосипеде. За год поездок на маршрутке студент потратит 5 400 рублей, за эти деньги можно приобрести велосипед начального ценового уровня, вполне подходящий для поездок по городу. Выходит, у такого студента уже за первый год окупится покупка велосипеда, и остальные пять лет (если наш студент учится шесть лет) он будет кататься бесплатно, тратя всего несколько сотен рублей на техобслуживание и ремонт.

2) Студент B учится в ТПУ и живет в общежитии на Вершинина, ему нужно попасть в главный корпус политеха.
Пешком на дорогу уйдет 14 минут, на маршрутке - 24 минуты (с учетом ходьбы до остановки), на велосипеде - 5-6 минут.

3) Студент С учится в ТПУ и ему нужно попасть из главного корпуса в корпус № 10 возле Лагерного сада.
Пешком это 13 минут, на маршрутке - 5-10 минут (с учетом ходьбы до остановки и ожидания), на велосипеде - 3-4 минуты (учитывая, что перерыв между парами 15 минут).

Во всех перечисленных случаях перемещение на велосипеде дешевле и быстрее любого другого способа. Это происходит потому, что для поездок до пяти километров велосипеду нет равных, а корпуса и общежития располагаются как раз в пределах этого показателя.

Уверены, что этот пилотный проект станет отличным полигоном для исследования востребованности велоинфраструктуры и сможет подтвердить или опровергнуть тезис о ее востребованности даже в зимний период при условии качественного обслуживания. Все это позволит, не потратив много денег, на практике проверить, нужен ли Томску велосипед в качестве средства передвижения, а не только способа хорошо провести время в парке.

Спасибо за внимание! Участвуйте в нашем опросе и оставляйте свое мнение в комментариях или в нашей группе во "Вконтакте".

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×