20 мая, понедельник
+6°$ 90,99
Прочтений: 5К

От «Мурзилки» до комиксов (фото)

Комиксы в России становятся все популярнее: открываются магазины, целиком посвященные продаже графических романов, становится все больше профессиональных русских комиксов, которые поддерживаются издательствами. Оказывается, в Томске тоже есть люди, которые придумывают и рисуют комиксы не только для себя, но и на заказ. Арсений Дубаков — создатель и директор комикс-студии «Illusion Studios», которая существует с 2006 года. Увлекся комиксами Арсений в детстве и сумел добиться того, что любимое хобби перешло в источник заработка.

А начиналось все с «Мурзилки»

— В детстве был журнал «Мурзилка», в каждом номере которого печатали разворот комиксов на две страницы. Кроме того, безумно нравились комиксы про Микки-Мауса, Гуффи, «Утиные истории». Потом уже появились «Черепашки-Ниндзя». Началось все с того, что мне друг подарил такой комикс — и все, я в него ушел с головой! — вспоминает Арсений. Во многом, говорит он, помогали и библиотеки: в 90-е комиксы можно было спокойно найти в читальных залах, как детские, так и классику американских комиксов 60-80-х годов.

В итоге у Арсения собралась солидная коллекция комиксов, большей частью это выпуски «Teenage Mutant Ninja Turtles». Кстати, классические черепашки очень отличаются от жизнерадостных мультяшных любителей пиццы. Это достаточно мрачный черно-белый мир, где рыжеволосая Эйприл О’Нил — серьезная ученая, а не журналист, Сплинтер — домашняя боевая крыса, а в сюжетах много сцен насилия и кровавых драк.

— Я большой фанат черепах и собрал практически полную коллекцию комиксов о них за все 30 лет существования. Есть у меня и самый первый номер, выпущенный второй печатью. Он достался мне от самих создателей, — Дубаков с гордостью демонстрирует комикс, стоящий в красной рамочке.

Вообще, о взаимодействии с придумавшими ниндзя-мутантов американскими художниками комиксов Арсений может говорить долго. Больше всего о Джиме Лоусоне, который наиболее лоялен к фанатам и является хорошим другом Арсения. Лоусон не только нарисовал обложку к неофициальному фан-комиксу Арсения про черепашек, но и интересуется творениями Дубакова, не имеющими отношения к мутантам. А художник третьей серии оригинальных комиксов о черепашках Фрэнк Фоско даже давал томичу дельные советы и учил рисовать.

Главный проект пока не опубликован

Но сага о черепашках-ниндзя — не единственный проект томских художников. В 2012 году участники студии «Illusion Studios» решили заняться комиксами профессионально. Начиналось все с авторских проектов. Для Арсения это — «Пророк», который рисуется до сих пор.

— Он пока что не опубликован. Изначально у меня в голове появились две идеи: в одной была сюжетная завязка, но не было продуманного мира, во второй — интересная концепция противостояния двух групп персонажей, но не было сюжета. Мой соавтор Егор Прутов, который живет в Новороссийске, предложил эти идеи объединить, — рассказывает Дубаков.

В итоге получился масштабный проект, который растянулся на пять выпусков общей продолжительностью порядка ста страниц. «Пророк» — это смесь научной фантастики с религией и мистикой, то есть жанр «мэшап», в основе которого «гремучая» смесь исторических фактов и фантастической подоплеки.

— Пока мы еще не готовы запускать «Пророк» на рынок. Понимаете, его можно было бы просто опубликовать в Интернете. Благо, есть и возможности, и читательская база. Но наша главная цель — это издавать комиксы на бумаге. А для этого они должны продаваться, здесь нужен точный финансовый расчет. Сейчас я вижу будущее издание в виде сборников коротких связанных историй с общей сюжетной канвой, написанные двумя-тремя авторами, — объясняет художник.

Комиксы и коммерция

Пока «Пророк» не увидел свет, дизайнеры, сценаристы и художники комикс-студии занимаются другими проектами. Они рисуют рекламные и подарочные комиксы на заказ. Особой популярностью пользуются комикс-открытки — романтические истории, воплощенные в картинках.

Есть у «Illusion Studios» и социальные проекты. Совместно с сахалинским управлением МЧС рисуются комиксы для детей, в которых обыгрываются правила безопасного поведения в различных ситуациях.

— Знаете, в чем прелесть подобной работы? Любой комикс на заказ по-своему интересен и необычен. Когда занимаешься созданием романтической истории, часто сам переживаешь ее. Даже для рекламного проекта мы стараемся вложить в работу частичку души, чтобы это была не навязчивая реклама, а что-то оригинальное и необычное, — когда Арсений говорит о работе, понимаешь, что даже в рутинных заказах ему удается находить творческое начало.

Как появляется комикс

Идею для комиксов, по словам Арсения, можно найти везде — главное уловить и запомнить. Его творческий метод — работать с ходу, используя основную сюжетную канву, по ходу действия добавляя какие-то мелочи. Кстати, в сюжетах комиксов совершенно спокойно могут происходить радикальные изменения.

— Пока это еще не финальная версия, которую ты держишь в руках, всегда можно внести изменения. Скажем, в моем личном сценарии я делаю разбивку по страницам, а не по кадрам. Когда доходит дело до выпуска, я использую принцип импровизации. Делаю раскадровку нескольких первых страниц и работаю с ними, а затем двигаюсь дальше, это позволяет использовать накопленный опыт сейчас и вносить изменения, актуальные на текущий момент, — делится маленькими хитростями основатель студии.

А вот для придумывания фраз и диалогов необходимо работать сообща. У Арсения они бывают отчасти схематичные, математически сложные. Тогда в дело вступает соавтор.

— Мы работаем так: я делюсь с Егором своим материал, он его перерабатывает, дополняет и отправляет обратно. Потом еще раз перерабатываю. Я отвечаю за сюжетную колею, а он продумывает детали, или наоборот, — говорит Арсений.

Сколько же времени тратится на создание комиксов? Дубаков затрудняется дать на это однозначный ответ. Бывает, что на страницу уходит неделя, бывает — одна ночь. Все зависит от сроков. По словам Арсения, это лучшая мотивация. Когда у художников нет конкретных сроков, работа может растянуться на все отведенное ей время и даже больше.

И тебя научим

Сейчас Арсений пробует себя в новом амплуа — обучает томичей создавать комиксы. Экспериментальный курс из восьми занятий уже практически подходит к концу. Важно понимать, что на занятиях не научат рисовать, но расскажут, как выстраивать структуру комикса, создавать сюжет.

— Человеку не обязательно уметь хорошо рисовать. Если у него голова в творческом направлении работает, сюжеты появляются, то он спокойно может стать генератором сюжетов, хорошим комикс-сценаристом, — считает Арсений.

Для каждого из шести учеников приготовлен свой сюжет. За основу Арсений взял несколько русских народных сказок. А что в итоге получится из классических сюжетов, не знает пока и он сам.

— Здесь не обязательно придерживаться самой сказки. Мы взяли только сюжет, а каждый человек его переработал и адаптировал для комикса. Есть и измененные концовки, есть те, кто взял только ключевую часть сюжета, мораль сказки. А один автор решил полностью абстрагироваться от сказок и придумать свою «супергеройскую» историю. Получается очень интересные истории разных жанров с абсолютно разным подходом к стилистике. Например, сказка «У страха глаза велики» превратилась в комикс без слов, история про «Льва, щуку и человека» стала кинематографичным комиксом, где все кадры очень похожи, меняются лишь какие-то сюжетные элементы, — рассказывает Дубаков.

Каждый из участников курса в конце получит свой комикс в напечатанном виде. Более того, все истории соберут в один сборник. В группе собрались достаточно взрослые люди, многие из которых серьезно настроены рисовать комиксы. Некоторые даже задают вопросы о том, можно ли на интересном хобби заработать. После завершения занятий Арсений планирует пересмотреть программу курса и провести работу над ошибками, а потом, возможно, обучение продолжится.

Томский «Comic-Con»

За десять лет с момента приезда Арсения в Томск ситуация с комиксами изменилась в лучшую сторону. Раньше любителей графического искусства можно было буквально пересчитать по пальцам, сейчас сообщество растет, открыт первый в Томске специализированный комикс-отдел в магазине «42». На недавно прошедшем фестивале «Конверсия» питерское комикс-издательство «Комильфо» выступало спонсором, комиксы успешно продавались. Но говорить о фестивале в Томске, посвященном только комиксам, считает Арсений, пока рано.

— В начале 90-х в России были достаточно значимые комиксы, но они не были поддержаны читателями. Сейчас все возрождается, надеюсь, эта волна будет выше. И хотя пока рано говорить о фестивалях комиксов, надеемся, когда-нибудь что-то подобное в Томске мы организуем, — подытожил Арсений Дубаков.












Смотрите также