Архив
25апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 6570Томск, Транспортная схема, Транспорт, Маршрутки

Блог: километры, рубли и нарушения

Блог: километры, рубли и нарушения
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В предыдущих постах мы с вами подсчитывали неэффективность общественного транспорта, чтобы получить представление о том, какие резервы для повышения эффективности маршрутной сети есть у города. В последнее время ходит много слухов о том, что в новом году грядет повышение цен на проезд в общественном транспорте. Многие говорят об этом чуть ли не как о свершившимся факте. Само по себе повышение это не экстраординарная вещь. В конце концов, индексация цен на услуги это нормальная вещь. Ведь цены на топливо, зарплаты водителей, и прочие расходы растут, так что текущий тариф уже не окупает перевозку пассажиров на некоторых маршрутах.

Вот цены в соседних регионах:

Город

Население Муниципальный транспорт Маршрутки Дата последнего повышения
Кемерово 533 тысяч 15 17 1 ноября
Новокузнецк 548 тысяч 15 17 1 ноября
Хабаровск 577 тысяч 18 24-30 14 октября
Барнаул 612 тысяч 15 17 15 февраля
Тюмень 582 тысяч 18 18 1 февраля
Томск 524 тысяч 10 15 июнь 2013 года

Краткая история повышения цен на проезд в Томске:

2001 год — октябрь 2006 года — пять рублей
октябрь 2006 года — июль 2007 года — семь рублей
июль 2007 года — август 2009 года — девять рублей
август 2009 года — июнь 2013 года — 12 рублей
июнь 2013 года — настоящее время — 15 рублей

Каждый раз при повышении тарифа жители Томска выдвигают требования повысить качество перевозок.

Основные требования можно разделить следующие блоки:

а) Поведение водителя, музыка в салоне, манера езды, соблюдение правил ПДД;

б) Наличие кондуктора в салоне;

в) Соблюдение расписания;

Что мы имеем на сегодня?

а) Поведение водителя, манера езды…

За 2013 год всего зафиксировано 882 жалоб на работу маршрутников. Из них 77 — на разговоры по телефону, 64 — на курение в салоне, 208 — на грубость, 99 — на нарушение ПДД, 280 — на проезд остановок.

За шесть месяцев 2014 года уже подано 643 жалобы, так что, скорее всего, результат 2013 года будет превзойден. И это только поданные жалобы. О реальных масштабах нарушений можно судить по результатам проверок, производимых Центром организации и контроля пассажироперевозок. Только по результатам проверок за июль и август этого года было зафиксировано более 600 случаев проезда мимо остановок. Такая же ситуация с нарушением ПДД и просто неаккуратной ездой.

б) Кондукторы

По данным Центра организации и контроля пассажироперевозок, в 2013 году среднегодовое количество работающих автобусов на маршрутах составляло 536 штук (это без четырех маршрутов, не предоставивших свои данные).

Из них — у 330 не было кондукторов (61 %). Самое интересное, что многие перевозчики ездят по договорам, в которых не оговорено наличие кондуктора в салоне, так что часто это не является нарушением в принципе. В 2006 году вышло постановление мэра об обязательном наличии кондукторов, однако в 2007 году оно было оспорено, и с тех пор наличие кондуктора в салоне необязательно.

Основной мотивацией отсутствия кондукторов является желание сэкономить. И можно понять перевозчиков. Зачем тратить деньги на зарплату кондуктора, если его наличие строго не прописано в договоре?

в) Ранний уход с линий, несоблюдение расписания.

Главная претензия к маршрутникам. Более половины обращений граждан связано с этим нарушением. Согласно результатам многочисленных проверок у нас в городе практически нет маршрутов, которые бы вовремя совершали последний рейс. Интервалы в вечернее время намного превышают установленные расписанием, и, судя по всему, сегодня у администрации нет рычагов влияния на перевозчиков, потому что не наблюдается никакого прогресса.

Перед каждым повышением цен на проезд и представители перевозчиков, и представители администрации города обещают, что нарушения расписания будут устранены, в автобусах появятся кондукторы, а водители перестанут гоняться друг за другом по улицам города. Однако каждый раз выясняется, что у контролирующих органов просто нет необходимых полномочий, прописанных в договоре на перевозку или ответственность размыта настолько, что невозможно наказать кого-то конкретного. Рынок очень сильно фрагментирован. Перевозчиков очень много — более 350 на конец 2013 года.

Для решения проблемы размытой ответственности необходимо переходить на систему «один маршрут — один перевозчик». Попытки внедрить такую систему продолжаются уже не первый год, но постоянно натыкаются на противодействие со стороны маршрутного бизнеса. Ситуация такова, что во многих случаях действуют договора 2004-2005 года, которые автоматически пролонгируются каждый год, и администрация не имеет права их разорвать, так уж они были составлены. Единственное основание это сделать — это полностью поменять маршрутную сеть, организовать новые конкурсы на маршруты, и в условиях этих конкурсов прописать требования к маршрутникам, а также ответственность за нарушения условий перевозки.

Другой вопрос в том, как контролировать нарушения. Технически организовать контроль за качеством услуг сегодня не так уж сложно. Достаточно в новых договорах прописать оснащение всех автобусов приборами спутникового слежения, а также двусторонними видеорегистраторами, направленными на дорогу и в салон маршрутки.

Здесь важно уйти от текущего состояния практически полного отсутствия ответственности водителей за некачественно оказанные услуги. Да, самые отъявленные случаи не остаются незамеченными, водителей штрафуют и даже увольняют. Но в целом, уровень культуры водителей остается на очень низком уровне из-за того, что вероятность быть наказанным за мелкое нарушение стремятся к нулю.

Такие технические средства контроля позволяют выявлять такие нарушения, как несоблюдение расписания и ранний уход с маршрута, а также значительно упрощают разбирательства по обращениям граждан или в случаях ДТП. Но такие вещи, как неаккуратная езда или проезд на красный они выявить не могут, для контроля этих нарушений нужно будет построить такую громоздкую контролирующую структуру, что город ее себе просто финансово не сможет позволить.

Для повышения качества сервиса важно понимать мотивацию водителей, которые рано уходят с маршрута, не заезжают в «аппендиксы» маршрута. Ими движет экономическая оправданность. Вечерние рейсы убыточны для большинства маршрутов. Некоторые из них могут компенсировать эти убытки за счет прибыли в дневное время. Однако есть маршруты, которые балансируют на грани убыточности и используют любую возможность, чтобы сэкономить деньги. Можно конечно сделать специальный «вечерний» тариф, эта практика уже применялась в Томске в нулевые годы. Однако это неминуемо вызовет недовольство у горожан.

Другой вопрос — нарушение правил, гонки между автобусами и длительное ожидание пассажиров на остановке. Все это порождение так называемой «конкуренции». Водителя «кормят ноги» в буквальном смысле этого слова. Именно от расторопности и наглости водителя зависит его дневная выручка. Это приводит к превышению скорости, снованиям из ряда в ряд, проезду на красный и, как следствие, многочисленным ДТП с участием автобусов — 609 ДТП с участием маршруток за девять месяцев текущего года, 204 из них — по вине водителей автобусов.

Деньги — вот настоящая причина плохого состояния общественного транспорта сегодня. О них пойдет речь в нашем следующем посте. Оставайтесь на связи!

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×