Архив
23апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 13035Томск, Парковки

Блог: парковочный тупик

Блог: парковочный тупик
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Количество автомобилей в Томске ежегодно увеличивается на несколько тысяч. И почти у каждого счастливого обладателя машины возникает вопрос: а где его парковать? Об этом мы поговорим сегодня. Но перед этим хотелось бы попросить вас заполнить небольшой опрос, касающийся ситуации с парковками в городе. В наших предыдущих опросах была очень хорошая активность, которая позволила получить интересные данные. Надеемся, и в этот раз будет много ответов.

Сегодня мы поговорим о том, зачем нужно платить за воздух, и почему очень важно делать это правильно.

Представим, что вы пришли в магазин, на полках которого стоят банки с красной и кабачковой икрой. При этом ценник на банку с красной такой же низкий, как и на кабачковую. Вопрос: как быстро опустеют полки с красной икрой?

На графиках ниже приведены сравнительные данные потребительских качеств разных видов икры и разных способов передвижения.

Что делают, если есть товар, который имеет большую ценность для потребителей, и при этом его запасы исчерпаемы? Увеличивают на него цену.

С парковками в центре города то же самое. Земельные ресурсы исчерпаемы, и уже сейчас площадок для парковок автомобилей в Томске не хватает. Нередко в поисках свободного места приходится тратить много времени.

Платность парковки — это один из элементов транспортной системы города. У любой поездки есть три параметра: скорость, комфорт и стоимость. Плата за парковку является одним из регуляторов стоимости передвижения на автомобиле.

Какие плюсы есть у платной парковки?

Для автомобилистов

Стоимость платной парковки должна устанавливаться таким образом, чтобы в любой момент времени было 10-20 % свободных мест. Для водителя это означает уверенность в том, что, приехав на машине в пункт назначения, он точно найдет место для автомобиля. Ему не придется наматывать круги по кварталу, чтобы припарковать машину и пойти по делам.

Для тех, кому автомобиль действительно необходим для работы, платная парковка тоже выгодна: для них предусмотрено бесплатное время стоянки (обычно 15-30 минут), за которые можно успеть привезти или забрать груз.

Платная парковка, по сути, отсекает от перемещения на автомобиле по будням всех, кроме двух категорий водителей:

а) тех, кому автомобиль необходим для работы;

б) тех, для кого стоимость парковки приемлема.

Можно, конечно, возмущаться: «Да это же налог на воздух!», «Это все специально для богатых сделано, чтобы ущемить бедных!». Но, во-первых, автомобиль в городских условиях — это и есть роскошь, к этому пришли страны гораздо более социально справедливые, чем Россия. Во-вторых, увеличение мобильности горожан приведет к увеличению производительности труда, что в свою очередь принесет дополнительные налоги в городской бюджет. В-третьих, как было упомянуто выше, нет ничего антинародного в том, чтобы платить больше за более ценную для потребителя вещь. Никто же не возмущается стоимостью красной икры.

Для владельцев магазинов

Можно сказать, что они самые продвинутые в этом плане, так как по всему городу сейчас обустраиваются платные парковки возле торговых центров. Первая «ласточка» была возле «Смайл-сити», позже к ним добавились «Абрикосы», сейчас монтируются шлагбаумы возле ГУМа.

Почему они это делают? Потому что автомобиль сотрудника торгового центра стоит по восемь часов и занимает место для машин покупателей (это, кстати, причина, по которой многим работодателям выгоднее бесплатно выдавать своим сотрудникам проездные на общественный транспорт, лишь бы они не приезжали на машинах). Правда, в отличие от муниципальных платных парковок, бесплатный период, по понятным причинам, составляет от двух часов. Платность увеличивает оборачиваемость парковочного места, а значит, увеличивает поток клиентов.

Для пешеходов

Платность парковочного пространства, помимо прочего, обеспечивает упорядоченность мест. Деньги, собранные с автомобилистов, должны направляться на благоустройство районов, где расположена парковка. В том числе — на развитие пешеходной инфраструктуры и защиту тротуаров от припаркованных авто. Плюс на увеличение площади города, отданной пешеходам. Ведь после введения платы за парковку спрос на парковочные места ощутимо упадет.

***

Преимущества платной парковки неоспоримы. Но в России они до последнего времени не применялись. Первой ввести плату за парковку решилась Москва. Пилотный проект начался в 2011 году, и с тех пор территория, на которой действует платное парковочное пространство, постоянно расширяется.

Стоит заметить, что до недавнего времени в нашей стране практически не было законодательной базы для взимания платы за парковочные места на улицах. В Москве из ситуации вышли через лазейку в Земельном кодексе. Но сейчас законодательство нагнало реалии жизни. Конец 2014-начало 2015 года — это время настоящего бума организации платных парковок в российских городах. Они организуются и в миллионниках, и в городах поменьше. В Томске в рамках федеральных рекомендаций утвердили методику рассчета платы за муниципальные парковки. Но достаточно прочитать мнение заммэра Александра Цимбалюка, чтобы понять примерный уровень понимания того, зачем вообще нужна платная парковка.

«Например, возле гастронома, который находится рядом с мэрией, есть парковка на 50 мест. Возможно, их можно поделить: должно быть 25 мест бесплатных и 25 платных. Просто я неоднократно наблюдал: люди, у которых рабочий день начинается в 09:00, приезжают в 07:30, чтобы занять место. При наличии и платных, и бесплатных парковок может для себя кто-то решит, что ему проще платить, к примеру, 50 рублей за восемь часов, чем приезжать на работу на полтора часа раньше».

Каким бы полезным для города ни был инструмент платных парковок, нельзя забывать, что это лишь инструмент, а не самоцель. Транспортная система города — это набор взаимосвязанных подсистем, и любое решение должно приниматься с оглядкой на другие элементы.

Большинство руководителей городов, где вводится платная парковка, воспринимают ее как средство для борьбы с пробками. И применяют ее отдельно от других мер. Тогда как платная парковка напрямую изменяет всего один параметр поездки — цену. И наиболее эффективное применение этого инструмента достижимо только в совокупности с предоставлением водителям достойной альтернативы в виде общественного транспорта или велосипедной инфраструктуры.

По какому сценарию происходит внедрение платных парковок в среднестатистическом городе России? Размещаются парковочные места, устанавливаются паркоматы, налаживается система контроля. Все... Ни обустройства выделенных полос, ни закупки более комфортабельного подвижного состава чаще всего не производится. В результате автомобиль остается самым быстрым и самым комфортным способом добраться до пункта назначения, только теперь существенно более дорогим. Водитель может и рад пересесть на общественный транспорт, но он и без него переполнен, а ехать на нем нужно гораздо дольше, чем на личном авто.

Что получается в результате? Буря недовольства, саботаж работы парковок, массовое заклеивание номеров, неоплата штрафов. Ну и запаркованные дворы окрестных домов, где парковка бесплатна. Начинается возмущение по поводу «налога на воздух». В какой-то степени это действительно так. Только можно назвать это «налогом на лень руководства города», ведь обустройство платных парковок — это, возможно, самая простая в реализации среди «антипробочных» мер (и самая прибыльная).

Какое будущее ждет платную парковку в таком городе? Население будет все больше недовольно ею, начнутся протесты, в итоге губернатор или мэр выступят с заявлением: мол, у нас другой менталитет, давайте отменим этот неудачный эксперимент и будем бороться с пробками по-старинке.

Что же делать? Нужно не спешить и делать все по порядку. Во-первых, необходимо сформировать и закрепить долгосрочную стратегию развития транспортной системы. Не так, чтобы с приходом очередного мэра разрабатывалась новая стратегия, которую затем сводит на нет следующий градоначальник. В рамках этой стратегии должно быть прописано, что одним из инструментов для совершенствования транспортной системы планируется использовать платную парковку.

Но также должны быть прописаны и условия, при которых допустимо вводить платную парковку. Это могут быть определенные параметры скорости передвижения, пропускной способности маршрутов общественного транспорта. И только после того, как в общих чертах будет налажена работоспособная система общественного транспорта, появившаяся альтернатива развяжет муниципалитету руки для введения платной парковки.

Означает ли это, что, пока на улицах Томска не появятся выделенные полосы, по которым будут рассекать низкопольные трамваи, делать с парковками ничего не надо? Не совсем.

С парковками в Томске сегодня настоящий бардак. Припарковаться на газоне, размазав по тротуару и дороге кучу грязи? Запросто!

Перегородить своим авто проход пешеходам? Легко!

Встать на пешеходном переходе? А что делать, если мест нет?

Поставить машину на тротуаре? А разве тротуар это не специально выделенное место для парковки?

Это, конечно, никуда не годится. Беспорядочно припаркованные там и сям автомобили — показатель того, что в городе плохой хозяин, ведь если в квартире повсюду разбросаны вещи, значит хозяин не очень радивый.

Что сегодня в Томске предпринимается для наведения порядка с парковкой?

1) Парковочные столбики

Это самая эффективная мера по борьбе с неправильной парковкой. Они дают почти стопроцентную гарантию соблюдения правил. Представьте, что возле каждой клумбы и тротурара круглосуточно дежурит инспектор. Это традиционно нелюбимый способ для наших городов. Причины для этого приводятся разные. Кто-то говорит, что они мешают убирать снег, кто-то пеняет на их дороговизну. Тем не менее, столбики в Томске есть, и они доказывают свою эффективность.

2) Новые нормы «одна квартира — одно машиноместо»

Нашумевшая мера, принятая по инициативе мэра Ивана Кляйна. С одной стороны, это гигантский скачок навстречу реальности (раньше дома строили по ГОСТам, рассчитанным на уровень автомобилизации в разы меньше современного). С другой стороны, сложившаяся в Томске усилиями ТДСК градостроительная политика делает принцип «одна квартира — одно машиноместо» сложным и затратным в реализации. Представьте себе новый район с 17-этажными «свечками», и какая вокруг них должна быть парковка.

Площадь семиподъездной 17-этажки в Подсолнухах около 2,6 тысячи квадратных метров.

Количество квартир (а значит и машиномест) 476.

Площадь одного машиноместа с учетом подъездных путей составляет 25 квадратных метров.

Получаем площадь парковки возле дома 11,9 тысячи «квадратов».

Или еще 4,5 площади дома только под парковочные места

Само собой, дополнительные расходы застройщик переложит на покупателей квартир. Справедливо ли это по отношению к безлошадным покупателям? Гораздо справедливее предоставлять места на возмездной основе тем, кому они действительно нужны.

Плюс новые правила никак не повлияют на уже застроенные районы города, где сегодня начинаются настоящие войны за парковочные места. Но это сложный вопрос, который не совсем имеет отношение к муниципальной земле, ведь земельные участки рядом с домом принадлежат жильцам дома, и в принципе они могут хоть весь двор закатать в асфальт под парковки. Возможно, платная парковка вдоль улично-дорожной сети станет первым шагом к осознанию того, что автомобиль в городе — это больше роскошь, чем средство передвижения. Но на общую ситуацию в городе эта мера влияния не окажет.

3) Эвакуаторы

А вот это, в отличие от столбиков, любимая мера по борьбе с неправильно припаркованными авто. Мера насколько жестокая, настолько и неэффективная. Стрельба из пушек по воробьям и то будет иметь больший КПД.

Обычно эвакуаторы применяются для борьбы с особо наглыми водителями, которые своими автомобилями мешают проезду других машин или проходу пешеходов. Потому что применяются другие способы (столбики, неотвратимость наказания), которые значительно снижают вероятность нарушения правил парковки. А с теми, кто все-таки умудрился помешать другим участникам движения, уже разбираются эвакуаторы.

Как это выглядит в Томске... В произвольном месте концентрации нарушителей проводится рейд, в ходе которого оттуда увозятся все неправильно припаркованные машины, забирать которые со штрафстоянки довольно долго и дорого, что несоизмеримо тяжести нарушения.

Какой эффект будет достигнут мероприятием? О нем узнают только владельцы эвакуированных машин, проходящие и проезжающие мимо свидетели, ну и знакомые водителей, которым те во всех красках расскажут историю вызволения своего «коня». Выбор места рейда довольно случаен, поэтому шанс быть эвакуированным минимален. В результате первые пару дней в том месте паркуются более-менее по правилам, потом продолжают парковаться как раньше.

Сколько нужно эвакуаторов, чтобы обеспечить неотвратимость наказания для нарушителей во всем городе? И главное, куда их девать после того, как люди перестанут неправильно парковаться?..

4) Штрафы

Сегодня полномочиями оштрафовать владельца неправильно припаркованного автомобиля обладают два органа: ГИБДД и комитет охраны окружающей среды и природного комплекса городского управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта.

Занятно, что за парковку на газонах ошрафовать можно только в летний период времени (с 15 апреля по 15 октября), как будто после 15 октября припаркованная на газоне машина меньше ему вредит. Штраф за парковку на газоне — довольно редкое явление, поэтому рассмотрим подробнее работу ГИБДД на этом поприще.

Как и многое в нашей стране, решение проблемы с нарушителями парковки упирается в слабую законодательную базу. Инспектор не может подойти к неправильно припаркованному авто и положить под «дворник» квитанцию. Нужно либо дождаться водителя, либо увезти машину на эвакуаторе. Такие чудеса техники, как блокиратор колес, который разблокируется после уплаты штрафа, у нас в глаза не видели.

Другая проблема: инспекторы не особо заинтересованы в наведении порядка. Если месячный план выполнен, зачем напрягаться?

За 2014 год было зафиксировано 12 тысяч нарушений правил парковки. Это 32 нарушения в день. В реальности только на участке улицы Усова — от Советской до Белинского — в день происходит более ста фактов нарушения правил парковки (в данном случае — парковка на тротуаре).

По всему городу, вероятно, счет нарушениям идет на десятки тысяч в день. Цифра 12 тысяч нарушений в год свидетельствует о двух вещах. Во-первых, «производительность» ГИБДД в плане фиксации нарушений парковки невелика. Во-вторых, вероятность получить штраф за неправильную парковку колеблется в районе второго-третьего знака после запятой.

Никакой речи о профилактической роли штрафов идти не может.

Можно возразить, что о неправильной парковке можно оповестить ГИБДД через онлайн-форму в Интернете. У автора этих строк есть подобный опыт. После месяца ожидания и последующего вызова к инспектору для составления объяснительной (водитель подверг сомнению то, что фотография была сделана именно в указанное время, как будто это как-то влияет на сам факт парковки на тротуаре), потеряв несколько часов из-за бюрократических требований, такой способ был мной признан не очень удачным. К тому же пары минут ходьбы по особенно наполненным нарушителями тротуарам с камерой хватило бы, чтобы на месяц занять работой целый отдел ГИБДД.

Есть три фактора, влияющих на то, припаркуется водитель с нарушением правил или нет.

Первый: наличие физических помех для этого (пресловутые столбики). В Томске их практически нет.

Второй: боязнь быть оштрафованным. В Томске вероятность получения штрафа за неправильную парковку стремится к нулю.

Третий: совесть водителя.

Судя по всему, именно на совесть делается основная ставка в городской парковочной политике. И, похоже, пока что на совесть не стоит сильно полагаться.

Что же делать, чтобы начать понемногу выходить из парковочного тупика?

Прежде всего, необходимо наделить муниципалитет правом штрафовать за нарушения правил парковки, а все собираемые штрафы отправлять в целевой фонд по развитию и благоустройству города (в идеале — в районный фонд по месту выписывания штрафа). Таким образом, есть прямая мотивация для сбора наибольшего количества штрафов в отличие от системы месячных планов.

Необходимо создать муниципальную парковочную службу, в обязанности которой входила бы деятельность по:

а) инвентаризации парковочных мест;

б) их удобной и понятной маркировке;

в) физической защите газонов и тротуаров от неправильной парковки;

г) содержанию парковочных мест в хорошем состоянии (уборка снега, листвы);

д) взиманию штрафов за нарушение правил парковки;

е) эвакуации автомобилей, мешающих проходу пешеходов или проезду других автомобилей.

С помощью этих мер будут созданы предпосылки для наведения порядка в муниципальном парковочном хозяйстве. Параллельно с этим реализация мер утвержденной стратегии развития общественного транспорта (не забываем, что все элементы транспортной системы взаимосвязаны) создаст качественную альтернативу для водителей. После создания такой альтернативы к списку обязанностей службы добавляются следующие:

ж) создание и обслуживание системы платных парковок (деньги от которой покрывают расходы на функционирование службы, а также идут в те же районные фонды благоустройства);

з) контроль и взимание штрафов с тех, кто не оплатил парковку.

Появится ли в Томске система платной муниципальной парковки? Без сомнения, появится — рано или поздно.

Можно ли делать платную парковку сейчас? Можно, но эта мера будет обречена на провал, пока не будет серьезно улучшена работа общественного транспорта. Нужно ли упорядочивать парковочные пространства и менять системы контроля? Нужно. И чем раньше, тем лучше.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×