Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 10133Томск, Туризм

Ольга Севостьянова: «Большая скидка на турпутевку — тревожный сигнал»

Ольга Севостьянова: «Большая скидка на турпутевку — тревожный сигнал»
Максим Кузьмин

Новости рынка туриндустрии нынешним летом напоминают сводки с фронтов. Только за последний месяц о приостановке своей деятельности объявили сразу шесть туроператоров федерального масштаба. Общее количество пострадавших в Ростуризме оценивают примерно в 65 тысяч человек.

Негативная тенденция задела и наш город. Например, туроператор «Лабиринт», объявивший о своем крахе в начале августа, организовывал прямые чартерные рейсы из Томска в Болгарию и Турцию. Счет пострадавших идет на сотни. Не смогли отправиться на отдых и томичи, купившие путевки в турфирме «Альбатрос» — в июле ее руководство попросту исчезло, не проплатив туры. Чем можно объяснить негативный тренд, что нужно учитывать, приобретая путевку, и куда предпочитают ездить на отдых томичи? Об этом наш разговор с руководителем некоммерческого партнерства «Ассоциация турагентств Томска» Ольгой Севостьяновой.

— Для начала о приятном. Какие страны вы бы выделили для нынешнего сезона как наиболее популярные? И какова средняя сумма, которую готовы потратить томичи на поездку за границу?

— Принципиально новых направлений в этом году не появилось. Если называть тройку наиболее популярных стран, то это классика последних лет: на первом месте Турция, на втором — Испания, на третьем — Таиланд. Какое-то время назад считалось, что летом там не сезон. По факту же температурный режим в этой стране круглый год один и тот же, разница лишь в интенсивности осадков. За счет дешевизны и популярности самой страны туда теперь охотно едут и в период летних отпусков. Что касается среднего уровня затрат на турпутевку, то подсчитать его сейчас, пожалуй, невозможно. В Томске диапазон колеблется от 15 тысяч за самый дешевый тур в Таиланд и до бесконечности. Случалось, например, продавать отдых на испанских виллах, стоимость которого превышала миллион.

— С чем, на ваш взгляд, связаны те негативные тенденции, которые происходят с предприятиями туриндустрии в этом году? Лопаются и маленькие турагентства, и крупные туроператоры…

— Я бы все-таки разделяла турагентов и туроператоров. Это все-таки разные рынки.

— Давайте начнем с турагентств.

Здесь основной причиной я бы назвала устаревшую законодательную базу. Если в начале 2000-х, чтобы открыть турагентство, нужно было иметь либо спецобразование, либо опыт работы в этой сфере, то сейчас лицензирование в туризме отменено - на этом рынке фактически может работать, кто угодно. Это приводит к перенасыщению рынка. В Томске, например, в качестве турагентов работают более 200 фирм — на такой город, как наш, это очень много. Зачастую они попросту непрофессиональны, а их учредители иногда не вполне порядочны. В результате и возникают мыльные пузыри, которые лопаются.

Когда руководители агентств видят, что прогорают, они в какой-то момент просто собирают с клиентов деньги и исчезают, не проплачивая бронь туроператору. Насколько мне известно, большая часть ситуаций с лопнувшими томскими агентствами — как раз из этой серии. Клиентам в таких случаях остается рассчитывать лишь на правоохранительные органы. Впрочем, на практике даже задержание недобросовестных предпринимателей не дает стопроцентных гарантий, что вам вернут деньги.

— Как правильно выбрать турагентство? На что обратить внимание в первую очередь?

— Даже офис уже говорит о многом. Если фирма занимает крошечный кабинет в подвале, и там только стол, стул и ноутбук, это уже повод насторожиться. Второй момент — работа менеджера. Насколько он внятно может рассказать о турпродукте, насколько владеет деталями — все это говорит об уровне фирмы. Серьезные турагентства регулярно направляют своих сотрудников в рекламные туры, в те места, куда они продают путевки. Их специалисты, соответственно, знают свой товар досконально и могут ответить на самые каверзные вопросы. А кто-то на рекламных турах экономит, в результате иной раз и сам не понимает, куда отправляет своих клиентов…

Еще одна деталь — профессионалы никогда не будут упирать только лишь на одну дешевизну поездки. Мы все-таки постоянно взаимодействуем с туроператорами, знаем, кто из них более надежный, кто менее. По практике своего агентства могу сказать, что есть туроператоры, чьи путевки мы по возможности стараемся не продавать, несмотря на их дешевизну. Обычно предлагаем несколько вариантов, с разъяснениями — здесь дороже, но надежнее; здесь дешевле, но есть и риски. Клиенты в таком случае делают выбор «с открытыми глазами».

— Нужно ли опасаться скидок?

— Туроператор всегда продает свой продукт по фиксированным ценам, устанавливая процент вознаграждения агентству. То есть скидку фирма-агент может сделать только в ущерб своей прибыли. А это означает либо экономию на зарплате сотрудников, либо на все тех же рекламных турах, а то и вовсе надувание мыльного пузыря… Поэтому со скидками тоже нужно быть осторожными. Да, и еще одна профилактическая мера: через какое-то врем после приобретения путевки в турагентстве имеет смысл затребовать от него подтверждение проплаты брони у туроператора. Это особенно важно сделать, если вы покупаете путевку заблаговременно — за два-три месяца до непосредственного отъезда.

— Есть ли окончательная ясность, сколько томичей пострадали от краха туроператора «Лабиринт»?

— Точных данных нет. Известно, что за границей находятся примерно 200 человек, но их вроде бы пообещали вывезти. Однако у «Лабиринта» стояла чартерная цепочка на август, соответственно, теперь эти туристы не полетят. Здесь точной цифры нет, но это, очевидно, сотни человек.

— Есть ли перспектива возврата денег?

— Туроператоры страхуют свою ответственность в «Турпомощи», но эта сумма не привязана к количеству пострадавших. Каждый персональный тур сейчас не страхуется. В дальнейшем процедура возврата денег будет выглядеть так: все пострадавшие должны будут заполнить пакет документов, направить их в страховую компанию, там соберут все претензии и поделят страховую сумму между всеми обратившимися.

Очень важно будет правильно подготовить документы. Дело в том, что если какая-то бумага окажется заполнена некорректно, в страховой едва ли станут утруждать себя тем, чтобы вам об этом сообщить. Потерпевших будут тысячи, для страховщиков одним больше, одним меньше — разницы никакой. Так что пострадавшим при подготовки документов стоит воспользоваться помощью турагентств, где они приобретали путевки — серьезные фирмы в таких случаях стараются поддерживать своих клиентов юридически.

Впрочем, вполне возможны случаи, когда агент будет не готов к оказанию таких консультаций — турфирмы, повторюсь, сейчас бывают разные. В этом случае лучше проконсультироваться у знающего эту сферу юриста в частном порядке.

— Все-таки, на ваш взгляд, с чем связан туроператорский парад падений нынешнего лета?

— В отличие от турагентского рынка, на туроператорском работают исключительно профессионалы. Те, кто не знает сферы, там просто не выживет. В то же время туроператорский бизнес очень зависим от внешних факторов. Предприятия наподобие «Лабиринта» преимущественно работают, выкупая места в отелях и чартерные рейсы на все лето вперед за счет средств, занятых у банков. В результате где-то прогорела сеть отелей, с которыми была договоренность, где-то не выполнила обязательств авиакомпания, где-то не успели перекредитоваться — все это потенциально опасные ситуации для туроператора.

В этом году на все это наложилась нервозная политическая обстановка. Вплоть до того, что некоторым категориям граждан — таким, как сотрудники силовых ведомств и МЧС — было запрещено выезжать за рубеж. Да и общая атмосфера все равно сказывается на потоке туристов, их настроениях. Вплоть до того, что нам при покупке путевок иной раз задают вопрос: «А будем ли мы пролетать над Украиной?».

Конечно, у каждого объявляющего о закрытии туроператора была своя «кухня», но общая тенденция, полагаю, объясняется тем, что при планировании трат наши коллеги рассчитывали на один поток выезжающих, по факту же он получился другим.

— О закрытии этим летом объявляют предприятия, которые вроде бы не первый год на рынке. Можно ли как-то защитить потребителя от этих ситуаций?

Простой и логичной мерой могло бы стать страхование каждого отдельного тура. Мне кажется, было бы правильно, если бы такую меру ввели как обязательную, и чтобы она включала бы в себя все страховые случаи, в том числе и банкротство туроператора.

— Сейчас индивидуально застраховаться от банкротства туроператора в частном порядке невозможно?

— Невозможно. Такова законодательная база. При желании можно застраховаться от невыезда: от ситуации, когда вы по каким-то личным причинам не можете выехать на отдых. Такая страховка дает гарантию возврата всей уплаченной суммы. Уже сейчас есть туроператоры, которые не дают клиенту возможности отказаться от этой услуги, без нее просто не продают тур. Однако в большинстве своем приобретать ли страховку на тур зависит от клиента, а они от нее, как правило, отказываются, стремясь сэкономить. Что же касается ответственности туроператора, то сейчас ее вправе застраховать только он сам. И проблема здесь может крыться в том, что на всех клиентов страховых выплат просто может не хватить.

— А сколько стоит индивидаульная страховка?

— Обычно это 4-5 процентов от суммы путевки. В пересчете на рубли — около 1,5 тысячи. Но в этом случае вы гарантированно получаете деньги назад, если не улетаете. И гарантированно возвращаетесь без приключений, если с туроператором что-то происходит, пока вы находитесь на отдыхе. Не думаю, что это запредельные деньги.

— Много ли народу в этом году отдохнуло в Крыму?

— Желающие были. Все-таки о возможностях дешевого отдыха в Крыму много говорилось по телевидению. На практике мы дешевых билетов не увидели. Пробовали подбирать туры. Получалось, что транспортные расходы — а это перелет из Томска в Москву и затем до Симферополя — составляют 25 тысяч рублей. И все остальное оплачивается отдельно, то есть общий ценник там будет 40-50 тысяч. А в качестве альтернативы — поездка в Турцию за 17 тысяч рублей вместе с отелем и питанием. Неудивительно, что в итоге в Крым никто не поехал. Не исключено, конечно, что в будущем эта ситуация как-то изменится. Но сейчас она выглядит вот так.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×