21 мая, вторник
+8°$ 90,99

Томские ученые нашли способ выявления рака толстой кишки на ранней стадии

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Ученые ТГУ совместно с коллегами из НИИ онкологии ТНИМЦ разработали метод, с помощью которого специалисты смогут выявлять у пациентов рак толстой кишки на ранних стадиях.

Колоректальный рак (КРР) — это онкологическое заболевание толстой кишки. В мире оно занимает третье место по распространенности, а также стоит на втором месте среди причин смерти от рака. Как пояснили в ТГУ, диагностика этого заболевания затруднена, поэтому злокачественный процесс часто выявляется на третьей и четвертой стадиях.

«Коварство колоректального рака заключается в том, что в течение длительного времени он протекает бессимптомно, поэтому нередко заболевание обнаруживается на тех стадиях, когда шансы на излечение очень невелики. Вместе с тем известно, что ранняя диагностика может спасти до 90% пациентов с КРР. Для этого необходимы новые диагностические подходы, в частности, поиск маркеров, которые бы достоверно свидетельствовали о наличии злокачественного процесса», — пояснил завлабораторией лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения ТГУ Юрий Кистенев.

В ходе исследований было установлено, что таким маркером могут выступать экзосомы — микроскопические пузырьки, выделяемые в межклеточное пространство клетками различных тканей и органов. С помощью экзосом клетки обмениваются информацией.

«Экзосомы, которые продуцируют раковые клетки, несут в себе специфическую информацию, и важно суметь ее прочитать», — говорит Юрий Кистенев.

В качестве инструмента для анализа нанообъектов, выступающих «биометками» злокачественных опухолей, ученые использовали метод двухфотонной микроскопии. В ходе исследований был проведен сравнительный анализ экзосом, выделенных из крови пациентов с полипами кишечника и КРР. Исследователям удалось выявить критерии, позволяющие определить экзосомы, ассоциированные с колоректальным раком.

Как отмечают ученые, для постановки окончательного диагноза необходимо проведение гистологического исследования. Вместе с тем, исследование крови с помощью нового подхода способно повысить шансы пациентов на раннее обнаружение онкопатологии, отмечают ученые.