3мая
Прочтений: 5763Томск, Мир, Технологии

Телескоп «Джеймс Уэбб» сделал уникальный снимок Урана и его колец

NASA, ESA, CSA, STScI

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил уникальное изображение Урана — седьмой планеты от Солнца. Астрономам удалось получить снимки с четким изображением колец планеты и яркими деталями в атмосфере. Также телескоп запечатлел крупнейшие спутники Урана.

Уран называют ледяным гигантом Солнечной системы (как и Нептун). В недрах планеты много льда, а основу атмосферы составляют водород и гелий.

Уран уникален тем, что он вращается «на боку», под углом примерно 90 градусов к плоскости своей орбиты, отмечают в NASA. Это связано с экстремальными климатическими условиями: полюса планеты долгое время находятся под солнечным светом, а затем на такой же период времени погружаются в темноту.

Урану требуется 84 года, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца. Сейчас на северном полюсе планеты, который попал в объектив «Джеймса Уэбба», идет поздняя весна, а лето наступит в 2028 году.

По данным американского космического агентства, новый снимок Урана получен с помощью камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam, которая размещена в конструкции телескопа. На изображении планета имеет голубой оттенок.

Большая светло-серая область планеты (в правой части на изображении) известна как «полярная шапка». По словам астрономов, она возникает, когда полюса Урана освещаются Солнцем и исчезают с приходом осени. Ученые рассчитывают, что снимки «Уэбба» помогут объяснить природу этого явления.

«Телескоп обнаружил небольшое усиление яркости в центре «полярной шапки». Чувствительность камеры NIRCam может быть причиной того, что мы видим эту особенность Урана. Она не была видна так четко на снимках, сделанных ранее телескопом «Хаббл» и Обсерваторией Кека», — отмечает NASA.

Уран имеет 13 известных колец, 11 из которых видны на новом снимке. Некоторые кольца получились настолько яркими, что может показаться, будто они сливаются в одно большое кольцо.

Также в поле зрения космического телескопа попали многие спутники Урана. Всего известно о 27 спутниках этой планеты. Шесть наиболее ярких выделены на опубликованном NASA снимке.

До снимка «Уэбба» изображения Урана делались с помощью «Хаббла», наземных обсерваторий, а также с помощью космического аппарата «Вояджер-2», который находился в окрестностях ледяного гиганта в 1980-х годах.

Однако ранее не удавалось получать настолько четких изображений колец. «Девять классифицируются как главные кольца планеты, а два — это более слабые пылевые кольца», — объясняют в NASA.

Ученые ожидают, что в будущем удастся сделать изображение, где будут видны еще два слабых внешних кольца.

В большом разрешении изображения Урана от «Уэбба» можно скачать здесь и здесь.

Ранее «Джеймс Уэбб» делал изображения Марса, Юпитера и Нептуна.

Дарья Бердникова