Архив
27апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 4113Томск

Исторический момент: большевик Иванов и улица, названная его именем

Исторический момент: большевик Иванов и улица, названная его именем
ru.wikipedia.org, harmonia.tomsk.ru
В нашей рубрике «Исторический момент» сегодня описывается всего одно событие: 5 февраля 1881 года родился Аркадий Федорович Иванов — тот самый, чье имя с 1969 года носит улица в Кировском районе, тянущаяся от проспекта Ленина до Томи.

События тех лет сейчас воспринимают по-разному, но, безусловно, Аркадий Иванов был яркой личностью. Его биографию можно рассказать коротко, ограничившись сухой констатацией фактов: родился-учился-женился, а можно — яркими и образными строчками томского журналиста Евгения Фролова: его статья «Семья», написанная по воспоминаниям дочери большевика Лидии Аркадьевны Ивановой-Левиной, наверное, самое живое повествование об этом человеке.

Будущий революционер-большевик родился в Петербурге в семье ремесленника, но воспитывался в доме критика и историка литературы Александра Скабичевского. В 1902 году окончил Царскосельскую гимназию, учился на физико-математическом факультете Петербургского университета.

«Разносторонним, талантливым человеком был Аркадий Федорович Иванов, — пишет Евгений Фролов. — Превосходно знал математику, проявил незаурядные способности публициста и редактора, бесспорно, обладал даром организатора. Воспитание он получил в доме известного в конце прошлого века литературного критика Александра Михайловича Скабичевского — человека широко образованного, придерживавшегося либеральных взглядов. Часто бывал в кругу гостей, собиравшихся по понедельникам у Скабичевских на музыкальные вечера. Впрочем, говорили здесь не только об искусстве. На «понедельниках» велись разговоры и на темы, волновавшие всю мыслящую Россию, — о политике, о положении в стране.

Строго говоря, путь в революцию Аркадия Иванова особенным не был. Еще в гимназии — чтение марксистской литературы, Санкт-Петербургский университет и участие в социал-демократической группе, вступление в РСДРП и подпольная деятельность. И, конечно же, аресты и тюрьмы — профессиональные «издержки» людей революции.

Впервые он оказался за решеткой в 1903 году. За семь лет нелегальной работы в Петербурге Аркадий Федорович арестовывался шесть раз. Почти ежегодно несколько месяцев находился в заключении. И всякий раз, выходя из тюрьмы, возобновлял свою легальную политическую деятельность, подпольную работу. Он был редактором петербургской ежедневной газеты большевистского направления «Северная земля», пропагандистом в Белоруссии и Одессе, участвовал в работе V (Лондонского) съезда РСДРП, где познакомился с Лениным.

В очередной раз его арестовали в апреле 1910 года. Особое присутствие признало «пребывание Иванова в европейской части России весьма вредным для общественной безопасности». Этот документ скрепил своей подписью сам Петр Столыпин! На четыре года под гласный надзор полиции Аркадий Федорович был сослан в Нарым».

После Февральской революции 1917 года Иванов возглавил народную милицию, а затем стал председателем городской продовольственной управы в Томске.

«Был в жизни нашей семьи и такой тяжелый эпизод, — вспоминает дочь. — Группа жителей Томска обвинила отца в том, что у него, председателя продовольственной управы городской думы, хранятся большие запасы продуктов. Голодные и возбужденные женщины пришли к нам с обыском. Я запомнила его в этот момент. Отец был абсолютно спокоен, никого не разубеждал, не упрашивал. Сама убогая обстановка нашей квартиры говорила о том, что здесь не роскошествуют».

С января 1918 Аркадий Иванов — комиссар Томского отделения Госбанка, член Сибирского ЦИК, член советской делегации по переговорам со штабом поднявшего мятеж Чехословацкого корпуса. Расстрелян белогвардейцами на станции Кольчугино под Томском.

И опять очень ярко пишет об этом Евгений Фролов:

«— Я прошу выдать мне тело расстрелянного моего мужа.
— А кто, простите, ваш муж, мадам?
— Иванов. Аркадий Федорович Иванов.
Пауза затянулась. Офицер внимательно разглядывал стоявшую перед ним женщину.
— Но ведь я могу приказать арестовать вас. Идет война, а мы с вами — враги, — наконец сказал он.
— Я знаю. И все же прошу выдать тело моего мужа, — упрямо повторила женщина.
Офицер в молчании прошел по комнате, потом сел за стол, подвинув к себе стопку бумаги.
— Ваше имя, мадам?
— Иванова Анна Андреевна.
Из-под пера быстро бежали строчки: "Г-же Ивановой главным начальником 1-го Ср. Сиб. армейского корпуса разрешается перевезти тело мужа Аркадия Иванова, убитого в Кольчугино при попытке к бегству...".
Утром ее посадили в сани, отвезли в лес. Из мерзлой земли вырыли гроб. На месте перезахоронения Анна Андреевна установила небольшой деревянный столбик с железной табличкой «Аркадий Федорович Иванов. Расстрелян 25 октября 1918 года».

***
«Анна Андреевна, моя мама, нередко приезжала в Томск, — вспоминает Лидия Аркадьевна. — После одного такого приезда она написала письмо Егору Кузьмичу Лигачеву, в котором рассказала, что хотела бы увековечить память Аркадия Федоровича Иванова. Было принято решение о сооружении памятника и переименовании улицы. Памятника она не дождалась, и после ее смерти завершать начатое довелось уже мне».



Как написал наш современник Игорь Губерман,

Где лгут и себе и друг другу,
И память не служит уму,
История ходит по кругу,
Из крови — по грязи — во тьму.
Редакция vtomske.ru
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×