Архив
26апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 2768Томск

Исторический момент: первый банк

В нашей рубрике «Исторический момент» сегодня речь о первом в Томске, да и вообще во всей Западной Сибири, банке — его появлении, почти что крахе и возрождении.

170 лет назад, 18 апреля 1844 года, в Томске начал работу Общественный Сибирский банк — первый банк в городе. Первоначально он располагался по улице Магистратской, 2, — ныне это улица Розы Люксембург, 2.

«История появления томского банка, два с лишним десятка лет остававшегося единственным в Западной Сибири, связана с именем коммерции советника, верхотурского первой гильдии купца, «известного в своё время капиталиста» Андрея Попова. После смерти его в 1833 году выяснилось, что он завещал часть своих капиталов на богоугодные и общественные дела. После раздела имущества определился и размер этой суммы — 500 тысяч рублей ассигнациями. Своими душеприказчиками Попов выбрал племянника, коммерции советника, семипалатинского первой гильдии купца Степана Попова и тарского второй гильдии купца Евтифея Филимонова. Они и предложили половину оставшейся суммы пустить на устройство института для воспитания дочерей сибирских горных чиновников и «недостаточных» сирот сибирских почетных граждан. Соответствующее прошение было направлено в 1836 году министру финансов. Однако чиновники его отклонили на том основании, что процентов с данной суммы не хватит на содержание института. Поэтому в 1842 году Семен Попов предложил создать банк с основным капиталом в 308 тысяч рублей ассигнациями (85 715 рублей серебром), доходы с которого и можно было бы пустить на содержание института.


Здание по улице Магистратской, 2

Предложение встретило сочувствие, и 7 июля 1843 года «Положение об Общественном Сибирском банке в городе Томске, в пользу Мариинского Сибирского института для воспитания девиц» получило высочайшее утверждение. «Главнейшей целью» нового учреждения законодатели установили выдачу ссуд «для вспомоществования томским и других сибирских губерний жителям в торговых их оборотах». Из прибылей ежегодно следовало отчислять две тысячи рублей серебром на содержание 20 стипендий для воспитания «преимущественно сирот гражданских и горных чиновников и почетных граждан Томской губернии»; остальные прибыли причислять к капиталу. По достижении доходами суммы, достаточной для содержания 40 воспитанниц, допускалось ходатайствовать о создании в Томске своего института.

Управление банка составили городской голова (в качестве директора) и два его товарища, избираемые всем обществом из купцов Томска «известной честности и знания по торговле». Директора и товарищей обязали ежегодно отчитываться перед думой, представляя для проверки банковские документы. «Но как за целость внесенных в банк капиталов, кроме общей ответственности членов банка, ручается все городское общество, то городская дума, для большей предосторожности, может и сама, через особых от себя уполномоченных, свидетельствовать наличность в кладовой денежных сумм, векселей и вещей во всякое время»...


Чек Общественного Сибирского банка в Томске, Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1910 год

Основным содержанием первой декады существования Сибирского общественного банка стало тесное сотрудничество с золотопромышленной компанией Федора Горохова. В 1850 году последняя была передана в ведение опекунского управления, а компаньоны разорились. В итоге на балансе банка осталось множество безнадежных векселей, по сути представлявших собой убыток. И хотя все авторы, затрагивавшие тему потерь банка до 1852 года, пишут об «упущениях» правления, о «неправильных, произвольных и рискованных выдачах ссуд», некоторые факты позволяют предположить не просто неграмотное управление, а прямые махинации...


Промывка золотоносного песка

По скупому выражению генерал-губернаторского отчета, «в течение 1852 года открыты в прежних операциях банка беспорядки, о коих предложено было Томской городовой Думе произвести исследование. Наблюдение за скорейшим окончанием сего исследования и за принятием мер к ограждению капиталов банка от неправильных выдач возложено на Томского гражданского губернатора». В скором времени это повлекло смену руководства банка, а также внесение в его устав в 1854 году положения о праве начальника Томской губернии вместе с членами губернского совета, директором и членами банка в любое время освидетельствовать суммы и документы банка и в случае обнаружения «неисправностей» — доносить Главному управлению Западной Сибири для принятия соответствующих действий.

Дело о потерях в Томском банке рассматривал Сенат. 14 июля 1869 года он постановил «взыскать убыток с виновных в неправильной выдаче, если же не хватит, то с членов городской думы соответствующих годов, а если и с них всего не возьмут — с Томского городского общества». Разумеется, взыскание с членов правления и думы оказалось практически невозможным «по случаю смерти большинства лиц <...> и упадка дел у остальных из них». Взысканию с общества воспротивилась сама дума, в результате чего дело снова рассматривалось в высшем судебном органе империи. Последний вошел в положение горожан и 25 ноября 1877 года, по существу, отменяя прежнее решение, постановил долг с общества не взыскивать. Другими словами, Сенат переложил покрытие долга на сам банк». (Из работы А. К. Кириллова «Городские банки Западной Сибири (вторая четверть XIX - начало XX века)

Редакция vtomske.ru
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×