Архив
20апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 5948Томск

Исторический момент: томские трамваи

Исторический момент: томские трамваи
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru, Виктор Фролов, towiki.ru/Александр Данилов

Сегодня в нашей постоянной рубрике всего одно событие, но очень интересное. Мы расскажем вам о становлении трамвайной системы в Томске. А поможет нам пушкинская библиотека.

***

6 ноября 1941 года в Томск эвакуирован из Москвы Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта, который разместился по улице Советской, 45.

***

6 ноября 1948 года в Томске состоялся первый пробный рейс трамвая от депо на улице Енисейской до площади Батенькова.

Как сообщается на сайте «Товики», трамвайная система в Томске начала работать 25 апреля, по другим данным 1 мая, 1949 года. Первыми поездами были КТМ/КТП-1. Протяженность линий составляет 45,1 километра. В настоящее время в городе действуют четыре маршрута, на которых работает 45 вагонов трамвая. Из них четыре — были получены в 2007 году, десять — в 2008 году. В основном трамваи модели КТМ-5, десять КТМ-8: три 71-608К и семь 71-608КМ и четырнадцать КТМ-19.

КТМ/КТП-1
КТМ/КТП-1

Эксплуатирует трамвай городское унитарное муниципальное предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление». Все вагоны обслуживает один трамвайный парк, на территории которого располагаются два здания депо, административные и технические службы, большая открытая площадка стоянки трамвайных поездов.

Далее использована информация из книги А.Я. Яковлева «Рассказы о Томском электротранспорте».

Работы по прокладке путей первой очереди Томского трамвая велись в 1947-48 годах. Общая протяженность одноколейного пути составляла 5,2 километра, из них 4,8 километра пассажирского маршрута и 0,4 километра подъездных путей к депо. На линии было четыре разъезда: около Городского сада, электролампового завода, на пересечении проспекта Кирова с улицами Красноармейской и Тверской. В ноябре 1948 года была сформирована приемная комиссия, и 6 ноября был проведен первый пробный рейс. После устранения недоделок, 25 апреля 1949 года состоялась обкатка новых вагонов по маршруту.

Торжественное открытие первого маршрута Томского трамвая состоялось 1 мая 1949 года.

Маршрут № 1: «Вокзал Томск-1» — площадь Батенькова.

Прокладка путей второй очереди осуществлялась в 1950-56 годах. К 1 сентября 1951 года была сдан в эксплуатацию участок от площади Батенькова до улицы Дальне-Ключевской протяженностью 2,45 километра в одноколейном варианте с разъездами у переулков Кооперативного и Красного.

1 сентября 1951. Маршрут № 1: «Вокзал Томск-1» — улица Дальне-Ключевская.

До лета 1953 года пути эксплуатировались совместно с составами городской железнодорожной ветки, доставлявшими уголь для ГРЭС-1. После постройки вторых путей от площади Батенькова до улицы Дальне-Ключевской движение железнодорожных составов на этом участке было прекращено. К ноябрю 1953 года второй путь был уложен от пл. Кирова до вокзала «Томск-1».

Отдельные участки вторых путей от площади Батенькова до вокзала «Томск-1» вводились в строй в 1949, 1953-1955 годах. Однопутный участок на площади Кирова был ликвидирован к 1 сентября 1960 года.

В 1956 году началась прокладка путей на участке улица Дальне-Ключевская — вокзал «Томск-2» длиной 3,25 километра.

Строительство путей третьей очереди началось в июне 1958 года. 12 декабря 1958 года был введен в строй участок от улицы Дальне-Ключевской до Черемошников длиной 3,2 километра.

Трамвайные пути четвертой очереди строились в 1962-63 годах. Первый участок — от улицы Советской по переулка Плеханова, улиц Лебедева, Колхозной, Салтыкова-Щедрина, переулкам Трамвайному и Фруктовому, длина 3,8 километра. Разворотное кольцо на конечной «Восточная» было построено в 1967 году. Второй участок — от проспекта Кирова по проспекту Комсомольскому до улицы Лебедева, длина 1,2 километра.

Трамвайная линия на перекрестке проспекта Комсомольского и улицы Лебедева
Трамвайная линия на перекрестке проспекта Комсомольского и улицы Лебедева

Прокладка путей пятой очереди производилась летом 1964 года от вокзала «Томск-1» по улице Нахимова до Лагерного сада, длина 2,45 километра. 9 августа по новому участку пути прошел первый трамвай.

К осени 1966 года была закончена прокладка путей четвертой очереди Томского трамвая — от Лагерного сада по улице Советской до проспекта Кирова (до трамвая это была ж/д ветка от Южной до ТЭЛЗ, так что объем работ сравнительно небольшой) и по улице Красноармейской до разворотного кольца на площади Южной. В следующем году было построено разворотное кольцо на конечной «Восточная».

Линия от Южной до Лагерного по улице Нахимова и далее по улице Советской от Лагерного до проспекта Кирова была разобрана в 1973 году из-за увеличения транспортного потока по улице Нахимова после строительства первого моста через Томь. Маршрут №4 упразднен.

В 1981 году вновь открыт маршрут № 4: Южная — проспект Кирова — Восточная.

В 1996 году открыт маршрут № 5: Южная — проспект Кирова — Киевская — Дальне-Ключевская. В 2003-2004 годах маршрут продлен до конечной «Черемошники». В 2008 из-за нехватки вагонов законсервирован. Но может быть восстановлен после покупки достаточного количества вагонов, а также в случае ремонта путей на Советской или Кирова.

Трамвайное кольцо на площади Южной
Трамвайное кольцо на площади Южной

Летом 2007 года была проведена реконструкция улицы Розы Люксембург и переулка Пионерского, в частности трамвайных путей. При этом впервые в истории томского трамвая, между рельсами нет стыков — они заварены алюминиево-термитной сваркой, что позволит значительно улучшить комфортность поездок и уменьшить износ трамвайных вагонов.

Участок трамвайной сети от Томска-2 до Кинотеатра «Родина», по которому проходил маршрут № 2, был закрыт с 25 мая 2011 года в связи со строительством двухуровневой развязки на четвертой поликлинике и необходимостью расширения улицы Пушкина. Линия разобрана по улице Пушкина от улицы Дальне-Ключевской до четвертой поликлиники и на улице Железнодорожной. Восстановление линии не было предусмотрено проектом строительства развязки.

Традиционная окраска старых томских трамваев — красный низ и белый верх (71-605). Исключения: фиолетовый и желтый (305), бордовый и розовый (279, 287). Белый с зеленой полосой, желтый с синей полосой, розовый с бордовой полосой — варианты окраски вагонов семейства 71-608. Вагоны семейства 71-619 пока ходят в заводской окраске. С весны 2008 года трамваи стали обклеивать рекламой. Ранее реклама на томские трамваи наносилась редко или вообще не наносилась. Считалось, что ребристая поверхность не позволяет использовать самоклеящуюся пленку, а улицы, по которым ходят трамваи, недостаточно многолюдны.

Вагоны, поступившие в 2008 году, были оклеены социальной рекламой программы «Возрождение муниципального транспорта» — аналога кузбасской губернаторской программы. В 2009 году были оклеены надписи «Томскому трамваю — 60 лет». Рекламой оклеиваются всего семь вагонов диапазона 314-320. У вагонов 310-313 неудовлетворительное для рекламы состояние кузова. 71-605 иногда разрисовывают с помощью граффити, но реклама на них социальная.

В Новосибирске, Барнауле и Кемерово водители трамваев всегда открывают все двери в вагоне. В Томске обычно на КТМ-5 открывают двери первую-вторую, а если одна из них неисправна, то первую-третью или вторую-третью. Причем две двери открывают даже в часы пик, когда посадка и высадка могут занимать до минуты. В трамваях 71-608 (со сдивижными дверями) обычно пользуются выходами второй-третий, первая дверь используются, когда одна из основных дверей неисправна или в часы-пик, когда нужно ускорить посадку. В трамваях 71-619 ситуация аналогичная, но вместо первой иногда открывают четвертую дверь. Все четыре двери открываются крайне редко.

Осуществляется при исправном автоинформаторе, в основном на новых вагонах. Устное объявление остановок не является обязательным и осуществляется кондуктором или водителем по личной инициативе, причем не всегда регулярно.

В апреле в Томске открыли памятник трамваю. Он посвящен 65-летнему юбилею с момента начала трамвайного движения в Томске.

Памятник представляет из себя трамвай модели КТМ-1, установленный на постаменте. «Этот вагон 1950 года выпуска, долгие годы работавший на благо Томска. Для нас он прежде всего символ прошедших 65 лет бесперебойной работы городского электротранспорта», — отметил генеральный директор «ТТУ» Григорий Шульгин.

Наталья Каракорскова
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×