Прочтений: 1546Томск, ТГУ

Ученые ТГУ изучают геномы малярийных комаров

Depositphotos/vladvitek

Об этом сообщает пресс-служба вуза.

Ученые из лаборатории эволюционной цитогенетики НИИ биологии и биофизики ТГУ и кафедры цитологии и генетики ТГУ Глеб Артемов, Мария Шарахова и Владимир Стегний приняли участие в проекте по анализу геномов и изучению хромосомной эволюции 16 видов малярийных комаров — наиболее опасных переносчиков малярии. По результатам масштабного проекта в журнале «Science» была опубликована их статья.

«Наша группа с помощью анализа геномов комаров из Африки, Азии, Европы и Латинской Америки, в частности, показала быстрые эволюционные изменения в организации хромосом этих насекомых», — отметил руководитель направления «хромосомная эволюция» Игорь Шарахов. По его словам, изучение геномов этих видов открывает огромные возможности для борьбы с малярией и другими болезнями, переносимыми комарами.

Добавим, в мире ежегодно регистрируется до 500 миллионов случаев заражения людей малярией, из них более миллиона — со смертельным исходом. Около 90 % случаев приходится на африканский континент, но в последние годы обнаружены переносчики малярии и в юго-восточной Азии, и в южной Америке. Основным переносчиком малярии являются комары рода Anopheles — их называют «малярийными».

Уточняется, что международный проект по изучению генома этих комаров с целью выявления общих черт и различий у разных видов и разработки методов борьбы с распространением заболевания был начат десять лет назад. В ТГУ этой темой занимаются уже более 40 лет.

Напомним, ранее ученые ТГУ выдвигали предположения о распространении малярийных комаров в Сибири.

Ольга Чубенко