18 мая, суббота
+21°$ 90,99
Прочтений: 6К

«Советская», «Антисоветская»... А может протрезвеем?

Вот как это было. На московской шашлычной, расположенной напротив гостиницы «Советская», появилась вывеска «Антисоветская». Московские ветераны обиделись и пожаловались в префектуру. Префект Олег Митволь устроил административный «наезд» на владельцев шашлычной. Владельцы обиделись, но вывеску демонтировали. Прознав о событии, обиженный советской властью диссидент и бывший политзаключённый Александр Подрабинек окончательно обиделся и написал открытое письмо, которое распространил в сети. В письме он обозвал московских ветеранов вертухаями, а заодно объявил, что защитники советского строя не заслужили ничего, кроме презрения потомков.

После этого письма обида захлестнула всё общество.

Как водится в таких случаях, мнения разделились. Одни вот уже третью неделю обижаются за ветеранов и советское прошлое. Другие крепко обиделись за Подрабинека, который, дескать, сказал чистую правду, а в награду получил брань и угрозы. Активисты из прокремлёвской молодёжной организации «Наши» пикетируют подъезд дома, в котором живёт автор. Напротив пикета «наших» устраивается другой пикет под лозунгом «прекратить травлю Подрабинека!» Группа правозащитников собирает подписи в поддержку своего гонимого товарища...

Всё это выкладывается и обсуждается в Интернете, о котором, собственно, и речь. Сразу оговорюсь, что «патриотическое» обсуждение, как сделать жизнь Подрабинека «невыносимым кошмаром», оставлю без комментариев. Но вот мнения и оценки, высказанные в противоположном лагере либеральной интеллигенции, меня, признаться, поразили. По той причине, что здесь, по наивности, надеялся обнаружить хоть какое-то понимание проблем, вскрывшихся после публикации злополучного письма.

Где там! «Как можно говорить о каких-то нюансах, когда совок возвращается!» - возмущается интеллигентный коллега. «Что Вы им (мне, то есть. Н.К.) пытаетесь доказать? Этим – родинопоклонникам!» - пишет его интеллигентный собеседник. И далее - «...у них - архаическое сознание, для них имеют значение слова "родина", "отцы и деды" … для них эти протухшие лары - способ самоидентификации». «Ах, я думаю, что это быдло, это хамьё… ему не нужна свобода» - вторит интеллигентная барышня. Дальше – круче. «Иногда мне хочется пройтись по этой стране с напалмом…» «Да, я Вас понимаю…»

Страсти накаляются, ненависть друг к другу переливается через виртуальные границы и бурными потоками устремляется в окружающую действительность. Одни бредят «социалистическим переворотом», другие призывают к «разделению страны на части и её десоветизации под присмотром оккупационных властей». К оппонирующим сторонам присоединяются всё новые фигуранты, как будто кто-то дал команду рассчитаться на «первый-второй» - и общество на глазах расползается, как порванная простыня. "Подрабинек - мразь!" (первый!) "Якеменко - мерзавец!" (второй!)

А как быть тем, которые - третьи?

Между прочим, людей с этой третьей позицией не так уж мало, и для меня было большим удовольствием обнаружить среди них… владельца злополучной шашлычной, из-за которой случился сыр-бор. Эти люди говорили, что Подрабинек с его истерикой и нетерпимостью – такое же закономерное порождение (и такая же жертва) советской системы, как и ветераны, на которых он накинулся, что безоговорочное уважение к трагедии Великой Отечественной войны и к тем, кто вынес её на себе, – одна из последних скреп, связывающих наше больное и расшатанное общество, и любой разговор на эту тему требует предельной деликатности. Что консенсуса, относительно советского этапа истории России, в обществе до сих пор нет… Да и самого гражданского общества нет, и провокационные выходки – не самый лучший путь к его построению. А ещё они говорили, что страна у нас одна на всех и что создание приличных условий жизни в этой стране предполагает добрососедство, взаимоуважение и совместный труд.

К сожалению, формат дискуссии задавали совсем другие голоса и думается, что дело тут вот в чём. В нашем стремительно поляризующемся обществе «патриотическая» и «либерально-антисоветская» позиции являются раскрученными «трендами». За каждым из них – своя правда, своя боль, своя риторика… и абсолютная невменяемость к правде и боли противоположной стороны. А позиция здравого смысла таким трендом, увы, не является, своего места в политическом пространстве у неё нет и общественное сознание её попросту «не считывает».

Так вот, если эта третья позиция в ближайшее время не найдёт своей почвы, смешные фантазии виртуальных баталистов вполне могут стать самой натуральной явью. Третья позиция сегодня жизненно необходима и желательно, чтобы она оформилась где-нибудь подальше от государства и насаждаемого им «патриотизма» и «стабильности». Только в этом случае мы будем иметь действительный противовес экстремизму псевдолиберального или псевдопатриотического толка.

И под занавес. Я, наверное, должен сказать, как сам отношусь к главному фигуранту всей этой истории. А никак. Нам всем стоит слегка протрезветь, и тогда вещи предстанут в своих действительных пропорциях. Антисоветская вывеска над московской шашлычной будет выглядеть недальновидным маркетинговым ходом, без всякой «политики». Жалоба ветеранов – глупостью, не заслуживающей того административного ажиотажа, который она вызвала. Александр Подрабинек с его письмом займёт причитающееся ему место маргинала, которые есть в любом демократическом обществе, и на которых никто не обращает внимания.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также