17 мая, пятница
+16°$ 90,92
Прочтений: 8К

Иордань как испытание себя

Томские интернет-пользователи раздражены тем, что высшая городская власть во главе с мэром демонстративно купалась на Белом озере в Крещение. Это, наверняка, не первое купание томских чиновников, ведь этой традиции не один год, и десятки купален для Томска сегодня — обычное дело. Осознанно или нет, но мэр и его заместители оказались в тренде, в самом эпицентре возрождения некогда утраченной традиции купаний в иордани.

Казалось бы, зачем говорить про Крещение, когда 19 января уже прошло? Поводов несколько. Во-первых, и в церковной, и в народной традициях Крещение празднуется целую неделю: в первом случае отдание приходится на седьмой день после праздника, во втором — семь дней «вода — именинница». Во-вторых, каждый год праздники застают нас врасплох настолько, что, быстро раздеваясь перед крещенской прорубью, мы даже не успеваем подумать, зачем мы это делаем и почему именно так?

На самом деле, вопросы с каждым годом звучат все отчетливее. Просто еще десять лет назад и представить было сложно, что купание в иордани станет в Томске массовым явлением, настолько массовым! А ведь в начале 21 века в нашем городе не купались вообще, несмотря на то, что до 1917 года в Крещение купания проходили в каждом селении по всей Российской Империи. В Томске же в Крещение просто обливались на морозе освященной водой (семинаристы, прихожане некоторых храмов). Единственная прорубь в то время была в Томском районе — частная инициатива верующих. Так что в крещенских купаниях принимались участие лишь несколько десятков томичей.

В середине нулевых таких частных инициатив стало куда больше, и в 2008 году томский архиепископ Ростислав предпринял меры для централизации этих частных инициатив, чтобы облагородить возрождаемый обычай. Централизованное освящение воды совершалось на Томи в сослужении священников практически всех томских храмов. А это могло означать лишь то, что начатые было водоосвящения на водоемах по местам теперь прекратятся, ведь городские священники служат с архиереем.

С другой стороны, торжественное освящение воды на главной реке Томска, массовость купания через сбор всех желающих в одном месте, общее благолепие организованной купели (ледяные купола и арки, елки по периметру) было своеобразной проповедью, свидетельством возрождения забытых обычаев и распространения веры среди томичей.

Тогда в первые часы в иордань на Томи окунулось около 500 человек, а ведь это был рабочий день! Вереница верующих тянулась до позднего вечера... На следующий год на Семейкином острове ожидали с десяток тысяч купающихся. В 2010-м из-за образовавшихся на Томи торосов главную городскую купель перенесли на Белое озеро. Тогда же по области было уже больше 50 купален! И каждый год их число, как и число купающихся, возрастает.

Когда казалось бы исчезнувшая традиция возродилась, а ее соблюдение стало массовым явлением, по социальным сетям стали гулять заметки о том, что крещенское купание в проруби — это традиция, чуждая церкви. Более того, стали говорить даже о кощунственности ожидания каких-то особых благ от купания и уж тем более прощения грехов. Кроме того, Владыка Ростислав сказал на пресс-конференции, что «крещенские купания не являются чем-то обязательным и неотъемлемым для этого праздника». И некоторых взяло сомнение: а может и впрямь это проявление пресловутого русского двоеверия, и не стоит подвергать свое здоровье опасности?

Действительно, что замечательного в том, что на Крещение народ приходит к ледяной воде и окунается в нее? Не то ли самое делают те, кто увлекается моржеванием?

Однако Владыка Ростислав в своем заявлении не осудил купания. А Патриарх Кирилл в первосвятительских словах в Сочельник и в сам праздник обратил внимание на веру в то, что благодать способна изменить наше тело, физическую материю, потому что святая вода обретает особую силу исцеления, только когда человек силой веры совершает волевой поступок: «Пусть каждый, кто опускается сегодня в воду, помнит, что… выйти из этой проруби он должен другим…». Основанием для такого понимания крещенских купаний являются слова молитв, что священники произносят при освящении воды: «О еже быти воде сей… грехов избавлению, во исцеление души и тела...», «… сотвори нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену».

И купание в водоемах на Крещение — это не только русская традиция. Существовала она и в Грузии, ее до сих пор соблюдают в Болгарии и Сербии. А пришла она, очевидно, из Византии. Современные греки также ныряют в освященные морские воды. И традиция эта берет свое начало в христианской древности, когда накануне самых значимых праздников, каковым всегда было Крещение, или Богоявление, верующие освящали воду в водоемах, чтобы крестить новых членов церкви.

Что до ситуации в современной России и Томске, то крещенские купания — это возможность быть частью великой истории и удивительных (в хорошем смысле) традиций. Современнику не хватает обряда, ритуала, и где его взять, если не в жизни церкви? Именно поэтому церковь встала у истоков возрождения ушедшей было традиции.

Кроме того, для многих крещенская иордань — это стремление выразить свою веру, желание проявить свою готовность совершить волевое усилие, чтобы получить особую благодать для просвещения ума и исцеления тела. Посмотрите, как окунаются в Крещение — ждут порой по несколько минут, осеняют себя крестным знаменем перед каждым из трех погружений в крещенскую купель.

И что плохого, что томские градоначальники имеют намерение быть вместе с томичами «в водах Иорданских»? Чем они не заслужили возможность проявить свое отношение к традиции, испытать волю? Апостол Павел после своего обращения стал главным ревнителем Христа, а до этого был самым яростным гонителем церкви. Неужели наши градоначальники пошли дальше него?

А что касается внешнего вида, то, конечно, замечательно было бы иметь специальные крестильные рубахи для купания. А если их нет, то что теперь — не купаться вовсе? Легко сидеть перед компьютером и критиковать неприглядность нижнего белья, но когда выходишь из воды, мокрая одежда на морозе примерзает к телу, и чем ее меньше, тем лучше. Я бы предпочел купаться вовсе без одежды.

Что же касается моржевания, то у купаний нет ничего общего с ним, зачастую влекущим чувство собственного превосходства и значимости, подготовленное длительными тренировками. Главное в Крещении — это опыт преодоление себя, воспитания воли.

Для традиционного сознания не существует таких границ, как время и пространство. Поэтому именно в Крещение жители России, Томска, окунаются «на иордани» в Москва-реке, Неве, Волге, Томи, Ушайке, потому что здесь и сейчас, а не две тысячи лет назад где-то на окраине Римской империи, Христос в водах Иорданских освятил «водное естество». А тем, кто переживает, что хотел 19 января искупаться, да не успел, лишь напомню, что Крещение в народной и церковной традициях празднуется семь дней.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также