18 мая, суббота
+10°$ 90,99
Прочтений: 3К

Отчитались

Пригласили меня не так давно прочитать учащимся шестых-седьмых классов лекцию о современной сибирской литературе. Идея встречи с подрастающим поколением мне показалась привлекательной. Не стану утверждать, что много пишу для детей и подростков, но все же пара пьес и рассказов, а также с десяток стихотворений, рассчитанных на не самую взрослую аудиторию, у меня наберется.

Готовясь к встрече школьников с «литератором, живущим среди нас», я никак не мог представить себе, что же именно интересует нынешнюю молодежь в вопросах взаимоотношений прозы, поэзии, драматургии и публицистики. С вопроса, кого называют писателем и в каких жанрах он работает, я и начал отведенный нам час.

Помня о том, что «Гайдар в 16 лет командовал полком», а сегодняшние школьники в 14 лет получают паспорт, я тем не менее решил прихватить с собой пакет с барбарисками. Желание заработать за правильный ответ конфетку, думалось мне, поможет ярче проявиться энтузиазму в постижении доселе неизведанного. Но призы за эрудицию и сообразительность раздавались с черепашьей скоростью.

С первых же минут выяснилось, что школьники не знают о современной сибирской литературе ничего. Ребята были не в состоянии назвать ни жанров литературы, ни имен писателей, прославивших Сибирь. «Ребята, в соседнем с нами Алтайском крае жил замечательный прозаик Василий Макарович…», — говорил я, доставая из пакета горсть конфет. И, не видя ни одной поднятой руки, в растерянности заканчивал: «…Шукшин». Решил зайти с другого боку, сыграть на информационном поле. «В июне в Кремле вручили Государственную премию писателю из Иркутска Валентину Григорьевичу…» И вновь в ответ тишина.

Завел разговор о пьесах. Однако связать между собой литературу и театр подросткам тоже оказалось не под силу. С грехом пополам мы выяснили, чем драматургия отличается от прозы. А вот с понятиями «инсценировка» или «ремарка» 12-летние ребята прежде никогда не сталкивались. Под занавес встречи я попросил двух мальчишек, беспрестанно развлекавших себя шутками-прибаутками, прочесть по ролям полстранички пьесы о современных подростках. И схватился за голову — один из шутников читает едва ли не по складам!

Безнадега и отчаяние — вот с какими ощущениями живет современный писатель, не чувствуя себя востребованным, когда любой школьник вправе заявить: «Зачем мне читать, есть ведь занятия поинтереснее!» Согласен: конечно же, есть — это и спорт, и музыка, и даже наука. А можно и совместить одно с другим: как говорится, не хлебом единым… Но как бы не так — новое поколение выбирает «Пепси», гаджеты и виртуальные «стрелялки».

В чем же причина бешеной популярности у молодежи посиделок за монитором? А дело в том, что компьютерные игры — самый легкий способ почувствовать себя героем. Очень приятно совершать подвиги, не вставая со стула. Для подавляющего большинства подростков в этом и заключается так называемая «работа над собой».

Нынче практически у всех есть Интернет. Казалось бы, вот она, всегда под рукой возможность мгновенного доступа к любому тексту — не надо идти ни в библиотеку, где все бесплатно, ни тем паче в книжный магазин, поход в который требует денег. Так ведь нет: наши дети, едва войдя в Сеть, спешат совсем на другие сайты. Я имею в виду социальные сети, которые, назовем вещи своими именами, категорически не терпят альтернативы в сфере использования подростками своего свободного времени. Вот и получается, что компьютер сегодня — это самый легкий способ бросить читать. В нашем случае — бросить, не начиная.

Любой медик или психолог вам скажет, что жить одними ощущениями, не подключая в работу мысль, — прямая дорога в наркоманию и алкоголизм. Господа-товарищи сограждане, в самом ближайшем будущем мы хотим иметь в стране именно это?

Накануне попытки разговора с семиклассниками я был настроен весьма оптимистично, думая, что может получиться весьма продуктивный диалог: ведь в семь лет ребенок еще не читатель, а в пятнадцать большинству уже не до книг — пубертат, ясное дело. Я вновь ошибся в расчетах — 12-14-летние школьники четко дали понять: книги не играют в их жизни никакой роли. Что же произошло с еще совсем недавно «самой читающей в мире страной»?

Помнится, в родной школе все 80-е годы в каждом классе висел плакат: «Любите книгу — источник знаний». Сейчас, в эпоху высоких технологий, книга не выдерживает конкуренции с компьютером по части скорости и объема предоставляемой информации. Но мы совершенно забыли о том, что художественное произведение — источник не только знаний.

«Как хорошо уметь читать!» В хрестоматийном стихотворении Валентина Берестова заложен скрытый смысл: хорошо УМЕТЬ читать. Это значит чувствовать красоту образа и метафоры, различать стилевые особенности текста, понимать значение применения художественных приемов. Снова скажете: ничего страшного, в книге главное сюжет? Но вот ведь какая штука: если люди перестают чувствовать красоту слова, значит, они не могут и транслировать ее!

Но кто же может сегодня объяснить ребенку, что же хорошего в чтении, в чем польза и удовольствие от общения с книгой? Неужели в раскрытии сути поэтики текста заинтересован только сам писатель, пришедший на творческую встречу? Боюсь, даже если он больше не напишет ни строчки, а полностью посвятит себя просветительской работе, толку от этого будет немного. «Единица — вздор, единица — ноль!..» Помните имя автора, некогда мечтавшего о городе-саде?

Залезть на пальму легко. И жить на ней вольготно: не нужны ни образование, ни культура. Проблема понятна: подростки хотят что-то узнать про себя, но не находят этого ни в книгах, ни в театрах, ни на симфонических концертах. Свято место пусто не бывает: за окном улица, перед глазами Интернет. Каким будет наш ответ Берестову? «Как хорошо во «ВКонтакте» жить!»?

По ходу беседы с подростками я ждал контрвыпадов: «Да, мы не читали Вампилова, а почему он должен быть нам интересен?» Или даже такого поворота: «Да, мы не читаем, но зато…». Не дождался — об этом ребятам нечего было сказать. Не мной подмечено, что на наших глазах растет поколение потребителей. Но мне почему-то кажется, что оно не растет само по себе — его выращиваем мы сами.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также