19 мая, воскресенье
+14°$ 90,99
Прочтений: 4К

Миссия невыполнима

Не так давно разгорелся скандал по поводу предложения главы миссионерского отдела томской епархии называть нецензурным словом матерей, родивших ребенка вне брака. Епархия дала достойный ответ по этому поводу. Вызывает лишь сожаление, что отношение данного ведомства к другим антихристианским материалам, размещенным на личном сайте епархиального миссионера, остается неизвестным.

Приношу извинения женщинам за нанесенное оскорбление представителем церкви, к которой я тоже принадлежу, и постараюсь разобраться, что же вообще происходит в этой сфере.

Миссия церкви — вести людей к религиозному спасению. Для этого церковь в первую очередь обращается к грешникам, которые становятся ее членами. Поэтому люди в церкви точно такие же, как и в обществе в целом, и считать, что в церкви должны быть только праведники, — опасное заблуждение. Но в церкви есть метод духовной работы, благодаря которому люди меняют себя, преодолевая грехи. Далеко не у всех и не всегда это получается, но смысл церкви в том, чтобы оказывать помощь на этом пути.

В процессе духовной работы человек отказывается от дурных качеств в себе, но не всегда это легко. Выдающийся психолог Карл Густав Юнг обнаружил: чем больше мы пытаемся что-то вытеснить из сознания, тем большую тень отбрасываем. Тень — это образ, который символизирует все наши вытесненные страхи и порочные страсти. Этот образ воплощается в сновидениях, мифах и сказках.

Одну из таких сказок написал Ганс Христиан Андерсен (ее не раз экранизировали в нашей стране), называется она «Тень». В ней повествуется об ученом, от которого ушла тень и, приняв облик человека, разбогатела, поскольку могла подглядывать за чужими тайнами. К ученому она проявила снисходительность и даже спасла от бедности. Сначала тень добилась, чтобы ученый обращался к ней на «вы», хотя сама обращалась к нему на «ты», затем присвоила его заслуги, ну а потом стала настаивать, чтобы он стал играть роль ее тени. Когда же ученый отказался, тень убила его.

Каждый христианин, отказываясь от пороков, сталкивается с собственной тенью. Не всегда ему удается победить ее. И если тень завладевает его личностью, человек перестает быть самим собой и невольно выполняет функции тени. Из сказки Андерсена мы знаем эти функции: обманывать, присваивать чужие заслуги, занимать чужое место.

Поскольку в церковь приходят обычные люди со своими грехами, они отбрасывают общую тень, с которой церковь ведет ежедневную борьбу. Иногда государство пыталось использовать церковь для укрепления своей власти. Но авторитарным правителям нужна не сама церковь, а ее тень, которая выступала бы от имени церкви. В теневой стороне церкви происходило смешение религиозных и государственных функций. Это приводило к гонениям на несогласных с государственно-церковной идеологией и ко внутрицерковным смутам. История повторяется. Сейчас мы видим, как власть поддерживает создание своего рода идеологических отделов при церковных структурах, которые вмешиваются в светскую сферу и препятствуют внутрицерковной религиозной жизни.

Если административный работник епархии соглашается подчиниться теневой функции церкви, он вынужден поступать так, как это описано в сказке Андерсена и обосновано в психологии Юнга. А именно: он вынужден лгать, присваивать авторитет церкви и вытеснять своей деятельностью внутреннюю духовную работу в церкви. Приведу примеры.

В начале 2011 года в Кандинке были разрушены дома вайшнавов, построенные на законно приобретенной земле. Избирательное применение закона в отношении к вайшнавам было несправедливым: чтобы оправдать снос домов, администрация временно отнесла купленные земли к территории заказника, о чем их владельцы узнали постфактум. Но почему администрация поступила так жестоко?

Тут сыграл страх, порожденный спекуляциями епархиальным миссионером Максимом Степаненко на лжи о якобы строительстве религиозного центра деструктивного культа, хотя речь шла всего лишь о том, что вайшнавы хотели вести приусадебное хозяйство, как и прочие селяне. Не только администрация и селяне, даже владыка Ростислав был введен в заблуждение и в январе 2009-го выразил озабоченность строительством вайшнавов (ведь мог же он не знать, что христианство не требует разрушать дома, в которых проживают представители нехристианских конфессий).

В апреле 2013 года Максим Степаненко собрал подписи за отставку уполномоченного по правам человека в Томской области, спекулируя лживой информацией о деятельности Нелли Кречетовой. Более того, сам текст заявления он подал в областную думу на официальном бланке епархиального отдела, грубо нарушив Устав Русской православной церкви и введя в заблуждение депутатов, которые восприняли частное мнение отдельных лиц как официальное мнение томской епархии.

Второй пример свидетельствует о присвоении авторитета церкви — все в точности, как в сказке Андерсена. Об этом же говорит довольно успешная попытка представить свой личный сайт как официальный сайт миссионерского отдела. В результате вся антихристианская и откровенно антицерковная пропаганда на сайте «Путь к истине» многими верующими ошибочно принималась как официальная позиция томской епархии. На самом деле епархия не имеет отношения ни к оскорблениям видных ученых и государственных должностных лиц, ни к разжиганию религиозной вражды, как многие ошибочно думают, читая личный сайт епархиального миссионера.

Сказка Андерсена становится страшной реальностью, когда идеологическая пропаганда, замешанная на невежестве и ксенофобии, вытесняет пастырскую работу. Церковь проповедует нормы моральной жизни, но обращена она к людям, далеким от этих норм. Именно с ними ведется индивидуальная пастырская работа. Однако владелец сайта «Путь к истине» предложил более простое решение: объединить бранным названием тех, кто не соответствует каким-либо требованиям христианской морали и всячески возбуждать ненависть к ним как к враждебной социальной группе.

В этих условиях полноценная пастырская работа в Томской области становится невозможной. Ведь даже те, кто хотел прийти в церковь, читая оскорбления в свой адрес, уже туда не пойдут. В сказке Андерсена тень убила своего хозяина, здесь же речь идет об убийстве внутренней жизни церкви с помощью пропаганды вражды.

К счастью, есть примеры достойного отношения к оскорблениям в духе евангельской морали. За все время деятельности епархиального миссионера в Томске никто из тех, кто подвергался его публичным оскорблениям, не ответил ему тем же. Не ответил на оскорбления ни посол России в Индии Кадакин, ни уважаемые ученые Глушкова и Любимова. Ни одного бранного слова в адрес Степаненки не сказали вайшнавы, потерявшие по его вине свое жилье, явив нам пример того, как надо следовать евангельской морали.

На последнем примере мы видим, что вайшнавы намного ближе к Христу, чем главный православный миссионер томской области. Лишь один раз прихожане томских храмов подали в церковный суд на Максима Степаненко, но не в связи с обидой на его оскорбления, а в связи с использованием авторитета церкви для того, чтобы ввести в заблуждение депутатов облдумы.

Я бы хотел, чтобы митрополит Ростислав, принимая решения относительно главы миссионерского отдела, знал, что я прощаю все оскорбления, высказанные на сайте «Путь к истине» и в мой адрес тоже. Но меня беспокоит другое: что стало с той женщиной, которая через этот сайт обратилась к томскому миссионеру за советом.

Женщина винила себя в самоубийстве мужа и была в отчаянии. Максим Степаненко, не зная ни женщины, ни особенности ситуации, не обладая опытом духовного наставничества, дал ей совет: не молиться за мужа!

У врачей есть принцип: если не можешь помочь, то хотя бы не навреди. Но врач имеет дело с телом, а духовный наставник — с душой, где ошибка приводит к более страшным последствиям.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также