17 мая, пятница
+14°$ 90,92
Прочтений: 4К

Дорогою традиций

Сегодня часто говорят о принадлежности России к Европе, о необходимости развивать и внедрять у нас общемировые ценности. Правда, в споре двухвековой давности, когда выбор предлагали сделать между Европой и самобытной Русью, реальными альтернативами представали европейское католичество и греко-российское православие. Сегодня же предлагается некая славянская альтернатива, абстрактное и зачастую вымышленное славянское дохристианское прошлое. А в качестве альтернативы предлагаются общемировые ценности.

Справедливости ради стоит отметить, что под якобы европейскими ценностями нам настойчиво навязывают либерализм в его античеловеческой форме неолиберализма, которые берут свое начало с кровавых революций в Европе. С свою очередь уверен, что такими ценностями является как раз христианское наследие.

Если 1025 лет назад наши предки сделали цивилизационный выбор, определивший успехи и достижения нашей многовековой истории, насколько обоснованным выглядит современный призыв стать частью мира и поскорее? Ответ кроется в том, насколько хорошо мы усвоили общемировые ценности и являемся их носителями.

Но обо всем по порядку. Раз уж время Святок, а сегодня самый важный, переломный день — середина Святок, то посмотрим на святочные традиции. Именно на Святках часто вспоминают о могучем наследии дохристианской Руси. Главными героями в эти дни испокон веку являются колядовщики. Зачастую говорят о том, что колядки — это языческие отголоски, чуть ли не следы культа бога Коляды. Однако колядовщики столетиями оглашали города и села вестью о рожденном младенце Христе. Они возвещали мир и радость людям, а хозяевам домов, в которые приходили колядовать, желали долголетия, здоровья и процветания.

Говоря про Коляду, обычно ссылаются на труды академика Б.А. Рыбакова (долгие годы возглавлявшего журнал «Антирелигиозник») или на куда более уважаемого современника — профессора А.Л. Баркову. Однако бог Коляда появляется в нашем распоряжении исключительно на основании припевов-рефренов рождественских колядок. Таким же образом появляется еще целый ряд якобы славянских мифологических персонажей-божеств — Таусень, Леля, Лада.

И все бы ничего, если бы не возможность посмотреть, как празднуют Рождество и Святки в других странах. Не буду говорить про колядарей у македонцев и болгар, а вот про Грецию скажу. На Рождество и в особенности на наш Старый Новый год (или Васильев вечер) они поют колядки, а само колядование называется у них «каланда».

Греки славянам никак не близкие родственники. Значит, придется признать — или мы от них заимствовали с принятием христианства этот обычай, или они от нас. Но тут я бы обратил внимание еще и на румын. У них тоже есть коли́нда. Более того, не так давно ЮНЕСКО признала обряд колядования у румын и молдаван всемирным культурным наследием.

Видимо, прав был исследователь и знаток русских народных обычаев И.П. Калинский, когда сто с лишним лет назад писал в книге «Церковно-народный месяцеслов на Руси» о том, что слово «колядки» и «коляда» происходят от латинского calenda — «начало месяца». А уже это слово, в свою очередь, произошло от греческого слова καλώ — «зову, призываю». Данный обычай сформировался в Древней Греции раньше, чем в Древнем Риме, и славил начало месяца или другого важного периода. Для христиан таким важным периодом стало Рождество. Согласно древней греческой традиции, рождественский припев буквально выкрикивали или, как говорят источники, «коляду кликали».

Точно так же в южных областях России выкрикивали «таусеньки». Припевы в рождественских коляках в них звучали «Таусень», «Баусень», «Овсень». Один из отечественных лингвистов убедительно возводит происхождение такого припева к христианскому же «Осанна».

А в Грузии, например, есть давняя традиция, согласно которой на Рождество верующие организуют шествие или крестный ход под названием «Алило». Происхождение этого припева понятно даже без специального лингвистического образования. Кстати, не отсюда ли появились наши Лады и Лели, не от подобных ли припевов? Среди припевов в колядках чаще других встречается стих «Радуйся земля, веселись небо, — Сын Божий родился». Встречаются припевы-рефрены, рассказывающие о том, что Рай открылся, что люди находятся как бы среди райского моря.

Еще вариантами припевов к рассказам на евангельскую тему и благопожеланиям были «Виноградия» и «Щедрики». Накануне Нового года, вернее, старого Нового года, то есть Васильева дня, колядовщики все в тех же колядках пели припев «Щедрый вечер, добрый вечер». И тут все понятно. Накануне памяти Василия Великого, который, и является для греков и других православных прототипом деда Мороза или аналогом Санты, поста не было в отличие от рождественского или крещенского сочельников. И столы ломились от еды, особенно скоромной, непостной. Никто же на этом основании не будет утверждать, что Щедрик или Васильев вечер — это славянское божество?

А еще на Святках колядовщики носили с собой ящик, кукольный театр, называемый вертеп, так как в нем разыгрывали события рождения Христа в пещере, вертепе, близ Иерусалима. На западной Украине сцены вертепа разыгрывают люди, а не куклы, но звучат те же диалоги и те же колядки, что и в России во время показа рождественской драмы. Обычно можно услышать о том, что вертеп пришел к нам из Европы, через Украину и Беларусь, как копия католических мистерий. Однако очень убедительно звучит предположение И. Уваровой о том, что именно вертеп — ящик, в котором куклы разыгрывают сцены божественного замысла — был показан князю Владимиру при выборе им веры.

Таким образом, колядки могли зазвучать на Руси уже вместе с появлением христианства. А со временем значение припевов, без перевода усвоенных от греков, болгар, и, возможно, даже ирландцев, крестивших Русь, забылось. Как забылись значения орнаментов на рушниках в виде двуглавого орла или значение елки, рождественского дерева, настолько, что их введение стали присваивать Петру I. На самом деле, введению этих общехристианских традиций и обрядов мы обязаны, судя по всему, князю Владимиру.

Святочные традиции и колядки сближают нас не только со всеми славянами, греками, румынами, но даже с албанцами и французами. В средневековой Европе вообще существовали рождественские организации, братства, наподобие объединений колядовщиков на Руси. Значит, святочные колядки — не отголоски культа не существовавшего Коляды, а самое что ни на есть подлинное общеевропейское культурное наследие, носителем и хранителем которого уже тысячу с небольшим лет являемся по праву и мы. Так что я бы не искал причин и поводов для скорейшего усвоения европейских ценностей, мы итак являемся их носителями.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также