19 мая, воскресенье
+14°$ 90,99
Прочтений: 13К

В память о Победе

К сожалению, уже не все помнят, в каком веке была Победа. Знаю это по своим студентам. Да и о том, что это за война была, у многих самые смутные представления. История для них распадается на кадры из фильмов. О чем не снят фильм, того и не было, а поскольку фильмов про разные войны много, то все войны перемешиваются.

Стремительно идет стирание исторической памяти, и на чистом месте историю уже можно переписать заново. Однако именно историческая память делает народ народом. Отними ее, и народ превратится в население, которому можно внушить все, что угодно.

Наша Победа была победой не только над военной мощью Германии, но и над нацистской системой, которая уничижала людей по биологическому критерию. Но эта победа была не окончательная, потому что война не заканчивается на полях сражений, она продолжается в умах людей. Нацизм легко может трансформироваться в новую форму, поэтому необходимо победить еще и то, что привело к нацизму, а именно тоталитарное сознание, мифологию враждебного окружения с мировыми заговорами и поиском врага, национальный и государственный эгоизм, ксенофобию и т.д.

Надо сказать, что народ побежденной страны продвинулся на пути к этой окончательной Победе дальше многих других, в том числе и дальше нас, народа-победителя. Ибо по мере того, как мы утрачиваем историческую память, набирают силу уцелевшие элементы тоталитарного сознания, угрожая спровоцировать новые войны.

В свое время решения об оккупации Австрии, Чехословакии, Польши, Прибалтики, Балкан, Западной Европы принимали конкретные люди, несущие персональную ответственность за войну. Но есть еще и коллективная ответственность народов, поверивших пропаганде войны и согласившихся с идеологией поиска врага.

Люди с тех пор принципиально не изменились, и если лишить их исторической памяти, они будут вести себя точно так же и сейчас. Поэтому недостаточно победить военную мощь, необходимо победить агрессивное тоталитарное сознание, закрепив Победу в исторической памяти. В противном случае состоится реванш нацизма в какой-либо новой родственной ему форме человеконенавистнической идеологии.

Праздник — это форма воспроизводства исторической памяти, поэтому он не сводится только к торжественным гуляниям, праздничным столам и к масштабным официозным мероприятиям. Праздник — это способ приобщиться к Победе, пережить ее заново внутри себя.

Однако по-настоящему праздновать Победу нелегко. Ведь это означает пережить внутри себя то, что было на самом деле, а это очень страшно (если, конечно, речь идет не о самой исторической реальности, а о какой-то картинке из кино). Ведь Победа была переломным моментом в самой страшной эпохе истории человечества, когда большая часть мира была покрыта концлагерями, и миллионы людей сошлись во взаимном уничтожении. Всполохи от этого мирового пожара вспыхивают до сих пор.

Постоянно проживать в себе столь страшное прошлое невыносимо, поэтому и существует праздник, который на один день отвлекает нас от повседневной жизни, позволяя мысленно почувствовать себя частью этих прошлых событий. Благодаря этому причащению прошлому возникает чувство исторической ответственности за настоящее, побуждающее завершить Победу путем преодоления наследия тоталитаризма, который 75 лет назад привел к мировой войне. К этому наследию относится ксенофобия, вера в мифических врагов, мировые заговоры, доверие пропаганде и т.д.

Однако у нас могут отнять этот праздник, если попытаются превратить его в элемент идеологии мобилизации против новоназначаемых врагов. Для этого придется сначала окончательно лишить нас исторической памяти. Потребуются законы, которые поставят историков под жесткий контроль государства, а также введение уголовной ответственности за любые мнения, расходящиеся с представлениями чиновников о Великой Отечественной войне и действиях советских властей в тот период. После этого уже легко будет использовать образ Победы над фашизмом как средство мобилизации против новых гипотетических противников.

Но этого мало — речь уже зашла о том, чтобы поставить под контроль не только память, но и чувства. Совсем недавно депутат от «Единой России» предложил законодательно закрепить понятие «патриотизм», определив его как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». Полагаю, что здесь подразумеваются именно государственные интересы, а потому в данном случае чувство любви подменяется идеологической мотивацией поступать в интересах власти, выступающей от имени Отчества.

Но тут есть одна неувязка, ведь Победа была достигнута не постановлениями депутатов, а борьбой конкретных солдат. Также и праздник определяется не депутатскими решениями, а чувством причастности историческому событию, поэтому связанное с ним чувство патриотизма тоже носит личный характер. Однако патриотизм, превращенный в государственную идеологию при стертой исторической памяти, это уже не личное чувство, а средство манипуляции. Поэтому личное чувство патриотизма требует отказа от эгоистического патриотизма как государственной идеологии.

У Победы много значений, но самое главное из них — это переход от войны к миру. Каждый раз, когда мы поддаемся пропаганде войны, то отрицаем Победу. Поэтому празднование Победы невозможно без осознания нашей исторической ответственности за сохранение мира, что в последние месяцы стало для россиян особенно актуально.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также