Архив
26апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 6380Томск

Когда семь верст — не крюк

Через три года северяне могут получить выход на Большую землю

В начале октября губернаторы Томской и Новосибирской областей подписали соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации автодороги Игол — Орловка. Думаю, что 90 процентов томичей и жителей южных районов региона таких названий и не слышали. И значения достигнутой договоренности даже предположить не могут.

Житель же севера — васюганец, александровец, стрежевчанин — если ему самому приходилось ездить за рулем, взяв лист бумаги, вам с ходу нарисует: вначале извилистую линию, ведущую от нижнего правого угла в верхний левый, — это Обь. Потом более прямую, образующую вкупе с первой словно бы вершину треугольника с рекой Васюган в основании:

«Вот до этих пор, до Каргаска, есть дорога из Томска. Паршивенькая, разбивают ее вечно, но она есть. А дальше — только зимник. Вот, вверху, вишь, Стрежевой. От него на пароме или по наплавному мосту через Обь, и пошла, пошла трасса от Медведева на Оленье, на Пионерный, через реку Васюган на Катыльге и потом направо еще двести с лишним километров до Игола. Дорогу эту, бетонку, казахи в 80-е годы построили, «Каздорстрой». Конечно, в первую очередь ради месторождений. «Иглы» (Игольско-Таловое — А.Ш.) после того и начали разрабатывать, как трасса к нему подошла. Должны были еще тогда на Омскую область вывести, да вот Советский Союз рано рухнул. Не успели!»

Планировали или не планировали вывести — кто теперь скажет? Конечно, логичней и удобней было бы осваивать Игольско-Таловое, Крапивинское и другие месторождения Южного Васюгана, завозя грузы от железной дороги из Новосибирской области. А так пришлось все доставлять вкруговую из Нижневартовска, платя за переправы через Вах и Обь, и наматывая на колеса почти полтысячи километров.

А жителям каково? Из северных поселков области часто уходят в армию парни, которые до 18 лет ни разу не выезжали из своего села дальше, чем до райцентра, поезда и трамвая никогда не видели. Чтобы побывать в Томске, стрежевчанину надо столько же денег, как на полет до Москвы. Путь на юг области по зимнику, открывающийся на три-три с половиной месяца в году, труден и небезопасен — с ребенком или больным стариком без крайней нужды не поедешь, и отнимает 10-12 часов на триста километров. (О том, какие ошибки допускают новички на зимнике, здесь)

В сторону Новосибирской и Омской областей северяне всегда смотрели. Понимая, что это выход и к соседям, и на Алтай. Да и в свой родной Томск: пусть круг приходится делать изрядный, зато зимник в три раза короче, чем через Каргасок.

Соседи тоже проявляли заинтересованность. Для них дорога на Стрежевой и Нижневартовск означала и сбыт на север своей сельхозпродукции, и возможность людям найти работу на вахте.

Во второй половине 90-х по инициативе омичей представители двух областей вели переговоры о строительстве дороги, обсуждали эту тему губернаторы.

Но потом впереди замаячила перспектива Северной широтной магистрали, которая должна была прийти из ХМАО, а от Пионерного и Катыльги вышла бы в сторону Каргаска. И жители поселка Новый Васюган, вконец замученные бездорожьем, в ответ на свой вопрос «Почему мы не пойдем навстречу омичам?» услышали от губернатора Виктора Кресса: «Ну, вы поймите же! Если мы выйдем здесь на запад, мы никогда не увидим Северной широтной магистрали! А вот когда будут прокладывать по федеральной программе Северную широтную, то под ту марку и этот отрезок можно будет соорудить».

Хорошо. Обнадежили. Стали ждать. Только у государства все время находились иные приоритеты. Перспектива огромной дорогостоящей магистрали отодвигалась то до 2010-го, то до 2020 года. А потом и вовсе растаяла в голубом тумане.

Остались северяне один на один со своими платными зимниками, неторопливым паромом, который от Стрежевого до Каргаска идет 39 часов, с безумно дорогой авиацией. И с мечтой о том, чтобы, как белые люди, сесть в автомобиль или автобус и спокойно уехать на учебу, на лечение, да и просто в отпуск, в гости.

И вот — соглашение. Все же стрежевская часть биографии Сергея Жвачкина дает о себе знать. Водить за нос бывших земляков Сергей Анатольевич не может. Проявил активную заинтересованность — и возобновилось замороженное строительство моста через Вах, скоро на его открытии красную ленточку перережут.

Остается надеяться, что никакие обстоятельства не помешают, и дорога Игол — Орловка будет построена в намеченные сроки. Она — реальна, потому что длиной всего 82 километра плюс 55 тех, что требуют реконструкции. И потому, что проходит по водоразделу. На пути нынешнего орловского зимника лишь одно большое болото и мало речек.

По тем срокам, что сейчас назвали, можно предположить, что долгожданный выход на Большую землю появится через три года. Если ничто не помешает.

Насторожил только один момент. Цитируя замгубернатора по промышленности Леонида Резникова, «Томский обзор» приводит такие его слова: «По закону платной может быть только автодорога, у которой есть альтернатива. Однако эта дорога относится к дорогам в условиях Крайнего Севера, на нее правило не распространяется. Думаю, она будет очень интересна недропользователям, лесопереработчикам и местным жителям, добывающим дикоросы».

Это что? Есть мысли сделать проезд платным? Стрежевчане и с этим согласны мириться, лишь бы дорога появилась: «За проезд по зимникам ведь все равно платим, по 450 рублей за тонну». Но, граждане, север Томской области с 1966 года добывает нефть и уже двадцать лет — газ. Все эти годы его жители отрезаны от Большой земли. А времена, когда они между вахтами могли спокойно слетать на отдых куда угодно, давным-давно кончились.

Старейшее добывающее предприятие — «Томскнефть» — с начала 90-х держит на своем балансе трассу Медведево — Игол, вкладывая и вкладывая средства в ее содержание и ремонты. Держит не потому, что так хочет, а потому, что после ввода в эксплуатацию область отказалась ее взять: мол, она только вам нужна как межпромысловая. Когда-то так оно и было. Но теперь недропользователи, которые пользуются «бетонкой», исчисляются десятками. Зимой же, когда открывается сквозной проезд, трасса и вовсе гудит от движущейся по ней техники.

Через два года, в 2016-м, исполнится полвека добычи нефти на томской земле. Получить к юбилею возможность свободно выезжать в собственный же областной центр — вот это был бы подарок!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×