Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 4166Томск, Северск

С шапкой по кругу

Северские власти решают городские проблемы проверенным способом

Лыко в строку нынешнего роста всевозможных цен и тарифов вставили и северские народные избранники. Речь идет о принятом недавно депутатском воззвании к губернатору об увеличении платы жителей города за услуги ЖКХ. Северские народные избранники очень надеются, что, прочтя их послание, господин Жвачкин повлияет на подведомственный ему профильный комитет в целях принятия мер. Их депутаты видят в повышении тарифов на воду и услуги канализации на 46 % и 23 % соответственно. Что же заставило северских народных избранников принять решение, которое вряд ли вызовет восторг у электората?

Напомню, не так давно они, не мудрствуя лукаво, согласились с решением и. о. главы администрации Николая Диденко существенно повысить цены на проезд в автобусах города. Чем не примеры слаженной работы двух ветвей власти Северска в благом деле развития города?

Возможно, власти хотели прямо заявить, что время разговоров закончилось. Да и вышеуказанный тарифный рост предполагается внедрить всего-то на полгода. Собранные таким образом средства якобы помогут «Северскому водоканалу», оказывающему услуги водоснабжения города. Ведь ситуация там далеко не самая радужная.

Некоторые факты оказались и в самом тексте обращения. Так, износ сетей водоснабжения в ЗАТО достиг 73 %, а 68 % сетей водоотведения нуждаются в замене. Вот только к нынешнему положению власти города шли не год и не два. Попытку объясниться депутаты предприняли и здесь. По их словам, тарифы на услуги ЖКХ на протяжение многих лет оставались почти неизменными. «Этого едва хватало на повседневное содержание трубопроводов — на какое-либо серьезное их обновление рассчитывать уже не приходилось», — говорится в обращении к губернатору.

Но предстал разве что кончик одеяла. Те же тарифы на воду за последние три года росли примерно на 9 % ежегодно. И никто не мешал местным властям вот так же обращаться к области за помощью. Более того, несколько лет назад регулированием тарифов занималась дума города, самостоятельно решая, где много, а где — не очень. Поэтому вопросы в обращении, если и есть, то больше к самим властям ЗАТО.

Нынешняя система водоснабжения и канализации Северска ведет свое начало с середины прошлого столетия. Два действующих водозабора, качающих артезианскую воду, уже не один год работают в напряженном режиме. Причем один уже успел перешагнуть все границы допустимой эксплуатации. Выпавшую нагрузку должен был взять новый, третий водозабор. Но пока он остается разве что в перспективах.

Строительство водозабора предполагалось начать еще в 2003 году. Для координации работ даже создали компетентную комиссию, четверо членов которой работают на своих постах и в настоящее время. Но почему-то тогда не смогли, не сдюжили.

Прошло ровно пять лет, и появляется еще один план. На сей раз рассчитанный до 2010 года. В нем о третьем водозаборе также не забыли. К указанному сроку намеревались обзавестись проектной документацией. В итоге к строительству третьего водозабора, об острой необходимости которого северские власти говорят почти 15 лет, так и не приступили.

Похожая ситуация и с системой городской канализации. Введенная еще в 1956 году без «буржуазных излишеств», она рассчитана разве что на «задержание крупных включений, песка, взвесей со степенью очистки до 60 %». Такое понятие, как биологическая очистка, оказалась тем самым «излишеством». Все средства шли больше на ковку ядерного щита. Ну а после власти города были заняты чем-то другим. Их потугов хватило разве что на новый проект городских очистных сооружений, увидевший свет в начале 90-х годов. Но торопиться приступать к работе вновь не стали, и готовый проект пришлось положить на полку. Говорят, сегодня есть новый проект, и он обрел необходимые заключения. Но сроки начала строительства по-прежнему покрыты мраком. Неужели история вновь повторится?

Пока же стоки несут в окружающую природу больше 20 тонн всякой всячины в сутки. Крупные фракции улавливаются и после «отстоя» удобряют матушку-природу. Остальное стекает без препятствий. Что любопытно: ни экологи, ни всевозможные контролеры особой напасти здесь не видят. Именно такой вывод приходит на ум после ознакомления с многочисленными ответами на обращения, направленные в их адрес. Мол, да, в местах слива содержание вредных веществ в воде просто зашкаливает, но несколько сотен метров спустя все уже в пределах нормы. И тут же приводят конкретные цифры, объясняя исчезновение вредных примесей в воде влиянием природных факторов. А раз у нас такая работоспособная и умная природа, то к чему очищать отходы?

Нельзя сказать, что городские власти не утруждали себя в поисках средств на реконструкцию объектов водоканала и в более позднее время. Еще в 2008 году руководство «Северского водоканала» составило целую инвестиционную программу. Со всеми необходимыми реконструкциями. На проведение работ тогда требовалось чуть больше четырех миллиардов рублей в течение трех лет.

Если учесть размер городского бюджета, то изыскать данную сумму, по мнению депутатов, было несколько проблематично. Но ведь не всю же сумму должен был выложить непосредственно город! Примерно четверть миллиона ждали от тарифа. Подставить плечо могла и областная целевая программа «Чистая вода».

Правда, с вхождением в нее тремя годами раньше случился конфуз. Если верить тогдашнему начальнику профильного департамента, местные власти отчего-то не стали себя утруждать в деле подачи соответствующей заявки, в результате программа пошла на рассмотрение облдумы без всякого упоминания о Северске. Изменения появились только в ходе ее депутатского обсуждения.

Любопытно, что занимавший в то время пост зампредседателя облдумы Григорий Шамин так и не удосужился выступить при утверждении данной программы. Хорошо был осведомлен о состоянии «Северского водоканала» и тогдашний губернатор Виктор Кресс. Ему даже пришлось отвечать на мой прямой вопрос по данной теме в рамках годового отчета. На имя главы области направлялись депутатские обращения, вносилась информация от заместителя по вопросам ЖКХ Игоря Шатурного. Сам Игорь Николаевич несколько раз проводил целевые совещания с приглашением руководства Северска. Но, как оказалось, с результатом, далеким от ожидаемого.

Отдельно хотелось бы сказать о работе органов прокуратуры. Впечатление здесь осталось двоякое. С одной стороны, прокурорские работники хорошо знали положение дел, о чем и говорит содержание подготовленных ими документов. К примеру, во внесенном главе администрации Северска представлении, датированном еще 2009 годом, говорилось, что за 2006-2008 годы обновлено только 4,5 километра водоводов. Если так менять, то потребуется 30 лет, чтобы заменить все со 100 % износом. Но эффективных шагов воздействия прокуратуры на руководства города увидеть не удалось.

Остается вопрос: а мог бы Северск собственными силами потянуть все необходимые работы по модернизации водоснабжения города? Полностью, вряд ли. А вот проводя работы постепенно, выкраивая ежегодно из бюджета несколько сотен миллионов рублей, вполне было возможно. Достаточно взглянуть на северские доходы в 1998-2005 годах, да и в более позднее время.

Для примера, одних только безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 1999 году было получено немногим меньше, чем пришлось на всю Томскую область. То золотое для городских финансов время примечательно и проявлениями здоровой зависти со стороны областного центра. Ведь доходная часть северского бюджета на протяжении нескольких лет была много больше, нежели у более многонаселенного соседа.

Но тогда в почете у местных властей были иные предпочтения. Они возводили чудо-стройки, содержали автобусный парк в две сотни автобусов, разъезжали в командировки по всему свету и приглашали к нам всевозможных инноваторов. Словом, делали много чего занимательного, о чем сегодня и не вспомнить. Как и о сгинувших бюджетных миллионах. Поправлять же их господин Кресс явно не собирался, с завидным постоянством отмечая в ответах на назойливые депутатские обращения отсутствие у него необходимых полномочий.

Конечно же, отвечать за дела рук своих никто не собирается. Более того, многие из депутатов сегодня открыто заявляют о намерениях вновь встать у руля управления Северском. С истинно благой целью завершить уже начатое. Народные избранники более ранних созывов в большинстве своем также не бедствуют. Кто-то вновь тянется к депутатскому мандату, кто-то в ранге почетного гражданина города продолжает помогать властям обрести нужный вектор работы.

А господин Диденко недавно посетовал на плохие городские дороги. Ну, не выделяли в последние годы на их капитальный ремонт средства и все тут! Не удивлюсь, если депутаты Северска вновь попытаются решить вопрос опробованным ранее методом. И вновь пустят шапку по кругу.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×