Архив
19апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 8499Томск

О пользе и вреде традиций

Почему масленичные гуляния не всегда полезны

Некоторые ученые полагают, что традиция — это форма приспособления общества к окружающей среде и друг другу. И с их уничтожением погибает и само общество. Сегодня возрождаются многие, казалось бы, забытые праздники, а с ними — старинные обычаи и традиции. Взять хотя бы Масленицу, которую всю эту неделю отмечают в нашей стране. Вроде и праздник неплохой, и возрождение обычаев наших предков — дело благое, но при всем при том нет в этом возврате к истокам самих истоков.

Сегодня количество проводимых в Томске городских и локальных маслениц исчисляется десятками. Уже несколько лет в преддверии праздника выпускаются специальные карты-путеводители по масленичным гуляниям в городе и пригороде. Начиналось все десять лет назад с инициативы ТПУ, поддержанной комитетом по молодежной политике мэрии. Тогда это была единственная Масленица в Томске, и заявлялась она как студенческая.

Вот уже пять лет ТПУ проводит ее совместно с «Русским радио», а томичи привыкли, что на Масленицу можно побывать поочередно на двух, трех, а то и пяти гуляниях. Уже третий год Масленица проводится на главной площади города, в Губернаторском квартале. Однако с ростом количества гуляний сохраняется самая главная ошибка, которую можно совершить при работе с народными традициями. Организаторы праздников лишают народ этих самых традиции.

Ведь в Масленице, как и любом народном празднике, главное — соучастие, сопричастность. А то, что предлагается сегодня, вырастает исключительно из советского агитпропа и культпросвета, как и 30-50 лет назад, — пассивное наблюдение за тем, что происходит на сцене. Единственная форма соучастия — это покупка чего-нибудь съедобного. Для пищевиков — самое время активных продаж.

В самом деле, чего же плохого, если люди покупают, едят, радуются? Плохого ничего, только к традициям это не имеет отношения. Вернее, ярмарка — очень традиционна для Масленицы, но дело в том, что само название праздника происходит от того, что всю неделю уже не едят мясо, а лишь молочные продукты: сыр, яйца, масло… Сегодня же торговые ряды пестрят, в первую очередь, шашлычными. Можно вспомнить про блины, но и тут хочется сказать, что это не совсем традиционно для Масленицы. Но обо всем по порядку.

Блины же для русской культуры настолько неотъемлемое явление, что привязать их к какому-нибудь празднику совершенно невозможно. Блины не упоминаются в качестве масленичного атрибута ни в одном документе древнерусской истории. Даже «Домострой» и «Книга яств на каждый день подаваемых», где расписана в деталях жизнь благочестивого жителя Московского государства, указывая масленичные угощения, про блины умалчивают. Сотни или даже тысячи масленичных песен, сохранившихся в народной памяти, блины упоминают крайне редко, несравнимо редко по сравнению с маслом, сыром, яйцами.

Вполне понятно, как блин попадает на Масленицу. Накануне воскресенья до начала масленичной недели, или Малой Масленки по-сибирски, и в субботу перед последним днем Масленицы, Прощеным Воскресеньем, в народе вспоминали ушедших предков, в храмах служили вселенскую родительскую субботу. Блины же как поминальное блюдо сохранилось до сих пор. Кроме того, с чем, как не с тоненькими, кружевными блинцами есть молочную еду: масло, сыр, яйца?

Впервые блины на Масленице появились у Пушкина в «Евгении Онегине». А наиболее ярко масленичный блин описан у Куприна в «Юнкерах». Вот тут в качестве литературного художественного приема блин впервые был сравнен с солнцем, а с советские годы празднования «Проводов русской зимы», как альтернативы народным традициям, эта метафора стала настолько расхожей, что сегодня ассоциациативный ряд Масленица — блин — солнце стал всеобщим стереотипом.

Сам по себе блин не страшен и, как элемент праздничной обрядности, очень даже может быть полезен для конструирования русской идентичности сегодня. Но «притягиваемая за уши» к нему символика может сыграть очень злую шутку.

Та Масленица, зафиксированная в исторических документах, исследованиях этнографов, красочно описанная у классиков русской литературы, к которой обращаются при попытках возродить народную культуру, — глубоко христианское явление, это подготовка к Великому посту, постепенное вступление в него.

В то же время, до Масленицы у наших предков был другой праздник — древний, настолько древний, что неумелые попытки современных фальсификаторов истории, выдающих его за славянские проводы зимы или побудку медведя, выглядят весьма наивными. Но популярность неоязыческих идей, их воплощение в праздничной обрядности могут иметь плачевные последствия.

Риторика неоязычников, разного рода родноверов не лишена фашистских ноток, сближает их с националистами. Только вначале они сетуют на засилье христианских символов, стремятся очистить от них тысячелетнюю русскую историю, а затем переходят к антигосударственным речам. Логика перехода понятна: государство срослось с Церковью, ее поддерживает. А если быть до конца последовательным, то сформировалось государство, как и сама русская культура, при решающем воздействии православия.

Да, на первый взгляд, на современном этапе жизнь государства и общества совершенно не связаны с религиозной составляющей, но в то же время ревизионистские взгляды в прошлое, альтернативная история многочисленных родноверов и псевдовозродителей народных традиций приводят к разделению, разобщенности и в худшем варианте — к гражданской войне. История с Украиной — наглядный тому пример. Двадцать с небольшим лет назад там тоже начинали с «возрождения» народных традиций. Но если у нас появляется разное прошлое, то это серьезная заявка на то, что у нас не может быть и общего будущего.

И, увы, рассказы про то, как в какой-то деревне называли дни масленичной недели, не дадут ничего для возрождения этого праздника. В других деревнях их могли называть иначе, а для современного горожанина, для которого Масленица — всего лишь один день, это не актуально. У Масленицы есть десятки прекрасных обрядов, которые ярко могут наполнить любое народное гуляние.

Наш десятилетний опыт реконструкции масленицы в Томске тому яркое подтверждение. Во-первых, надо понимать, что дата праздника зависит напрямую от Пасхи, празднуется за 47 дней до нее. Исходя из этого, прочитывается вся символика дошедшей до нас в этнографических свидетельствах обрядности Масленицы как пасхальной. Это тема борьбы, борьбы с грехом, со злом, со страстями и стремление к воскресению. Стеношные и кулачные состязания, взятие снежной крепости, ледяной столб с призмами наверху, народные драмы «Лодка» и «Как француз Москву брал», обнажение Масленицы и Воеводы, катание на санях и с ледяных гор, костры и сожжение чучела. Не случайно в Сибири жгли мужика с трубкой в зубах — как образ пристрастия. А во многих частях России чучело не делали вовсе. А если и делали, то не обязательно сжигали.

Масленица — это утверждение ценности семьи, продолжения рода, так как на масленой всегда величали молодоженов, вступивших в брак до начала поста. Молодожены посещали дом родителей жены, тещу с тестем, других родственников. На этой же неделе корили неженатых, холостых, достигших брачного возраста, привязывая им колодки. И самое главное, все это делали вместе, всем миром, сообща, без деления на артистов и зрителей, чего и всем желаю.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×