19 мая, воскресенье
+12°$ 90,99

В ТПУ разработали «таблетки» для безопасного хранения топлива для беспилотников

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Магистрант ТПУ занимается созданием безопасной системы хранения водородного топлива, которое планирует использовать в автомобилях и беспилотниках; прототип системы будет готов в 2017 году, сообщает пресс-служба вуза.

Политехник предложил использовать углерод для создания безопасной «упаковки» водорода — технический углерод в соединении со стеаратом прессуется в таблетки, после чего таблетки подвергаются обжигу и затвердевают. Такие топливные элементы студент планирует использовать в автомобилях и беспилотных летательных аппаратах, что ограничит выбросы углекислого газа в атмосферу.

«Современная экологическая обстановка ставит перед учеными задачу разработки новых видов топлива. Одним из таких экологичных источников энергии является водород — при его использовании мы получаем только энергию и чистую воду, без вредных выбросов в атмосферу. Однако существует проблема хранения водорода — современные системы требуют хранения при очень высоком давлении, порядка 150 атмосфер и пониженной температуре, что усложняет их конструкцию. А поскольку водород хорошо горит, то из-за большого давления система становится взрывоопасной», — рассказал автор разработки Евгений Борецкий.

Из нескольких таблеток формируется топливная система. В нее под высоким давлением подается водород, который проникает в пористую структуру таблеток и соединяется с углеродом. Установка для создания таких топливных таблеток также была разработана студентами томского политеха.

Как отмечает Евгений Борецкий, автомобили, использующие водородное топливо, уже существуют в мире, однако стоимость их топливной системы очень высока. Решение политехника обойдется в несколько раз дешевле.

«Сейчас зарубежные ученые для создания таких систем используют нанотрубки и большие углеродные шары, называемые фуллеренами. Они в несколько раз дороже, чем то, что предлагаем мы. Мы используем технический углерод, смешанный со стеаратом никеля и стеаратом натрия, которые позволяют более эффективно накапливать водород. Такого решения пока не предлагал никто», — поясняет разработчик.

Работать автомобили, использующие такую систему, будут также, как и бензиновые, только их топливный бак необходимо будет наполнять водородом на специальных заправках. При этом энергоемкость водорода выше по сравнению с бензином — литр водорода заменяет три литра бензина. По стандартам Международного энергетического агентства цикл перезарядки такой системы будет более 500 раз.

Прототип системы топлива будет готов в 2017 году. На это исследование студент получил грант в рамках программы «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. После создания прототипа разработчик презентует его производителям, ряд инвесторов уже заинтересовались разработкой.