18 мая, суббота
+18°$ 90,99

Павел Астахов остался недоволен Томском

Павел Астахов
Фото: Артем Иванов

Рабочую поездку по Томску накануне совершил уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов. Прежде всего, он обратил внимание на несоответствие заявлений чиновников о состоянии сферы защиты детей реальному положению дел.

Программа визита получилась очень насыщенной. В первой половине дня Павел Астахов посетил восемь детский учреждений. Причем, некоторые из них не входили в первоначальный план. Его пополнили места, откуда уполномоченному по правам ребенка приходили жалобы.

К примеру, в коррекционной школе-интернате «Басандайская жемчужина» врач бывает только четыре часа в день. Там обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития. Таким воспитанникам медицинская помощь может понадобиться в любое время суток. Томские чиновники пообещали проблему решить.

Павел Астахов привез с собой около полутора десятков подобных обращений. Вместе с ним в Томск приехали четыре его помощника, которые посещали детские учреждения сразу после своего начальника и детально изучали проблемы.

— Я принимаю на себя публичный удар, — пояснил Астахов. — После этого мои советники проводят документальную проверку.

Некоторые положительные изменения произошли уже во время визита московского гостя. Во втором Доме ребенка, который также не значился в плане объезда, Павел обнаружил раковину без крана. Главврач пообещал исправиться, и уже через полтора часа прислал проверяющему фотографию новенькой сантехники. «Главврач остается работать», — так прокомментировал ситуацию Астахов в своем блоге, где он описывал ход всей поездки.

После обеда «ревизор» провел несколько встреч, в том числе с губернатором Виктором Крессом, пообщался с журналистами в малом зале обладминистрации.

Павел Астахов отметил, что по предоставляемым документам и московским выступлениям томских чиновников у него сложилось очень хорошее мнение о ситуации с правами ребенка в нашем регионе. Однако теперь все предстало в несколько ином свете.

— Сегодня мы проверили эффективность работы. Получается очень странная ситуация. Правильный, научный подход, высокие стандарты, замечательные технологии… И при всем этом — плохие показатели. Например, количество устроенных в семьи детей падает из года в год.

По приведенной статистике, в 2009 году выявлено 977 детей, оставшихся без попечения родителей, устроено в семьи — 858. За десять месяцев 2010 года выявлен 691 ребенок, а нашли семью всего для 508 из них.

— Это как математическая задачка для второго класса, — поясняет уполномоченный. — Про бассейн, в который из одной трубы вода втекает, а в другую вытекает. Когда вытекает меньше — бассейн переполняется. Поэтому в Томске растет число детей, находящихся в детских учреждениях и нуждающихся в семье.

По усыновлению, говорит Астахов, цифры тоже «странные». Так, по Томску из всех детей, переданных на семейное устройство, усыновлены 8,7%. В среднем по России этот показатель равен 12%. По числу возвратов усыновленных детей показатели Томска тоже хуже общероссийских — 13% против 8-9. Еще одна негативная статистика — соотношение рождаемости к абортам. Оно в области держится на уровне один к одному.

— Вдвойне странно, что в Пермском крае, который скопировал томскую систему защиты детей, дела идут намного лучше, — не переставал удивляться визитер. — В Томске 6 318 детей-сирот. Из них 79% — в семьях. В среднем по России на 2-3% больше. В Пермском крае — 92%. То есть система-то правильная, но чего-то не хватает.

Внепланово Павел Астахов посетил и детский сад №11. Отсюда ему тоже поступали жалобы. Долгое время для садика в мэрии не могли найти денег на ремонт крыши.

— Если главы муниципалитетов говорят, что нет денег — нужно убирать таких глав, — возмущался уполномоченный по правам ребенка. — На детей в первую очередь нужно находить деньги. Скажем, ларьки стоят на земле, деньги от аренды идут в муниципалитет. А если нет — система снятия мэров уже отработана. Я даже не говорю про уголовные дела.

Впрочем, к моменту приезда в Томск столичного гостя крышу в этом детском садике уже сделали. И сменили директора.

Большое внимание Астахов уделил проблеме жилья для воспитанников детских домов. Он отметил, что обеспечение беспризорных детей жильем — задача руководителей регионов с середины 90-х годов. Однако все они, в том числе и Виктор Кресс, просят федеральной поддержки.

— Шарль де Голль установил во Франции правило — отдавать 15% от каждого дома в социальный фонд, — сообщил Павел. — В России никто даже 5% не отдает. У вас вообще хитрый способ нашли. В Томской области на одного человека положено 17 «квадратов». Вот для выпускников детских домов у вас умножают эту цифру на стоимость квадратного метра и говорят: «Вот 400 тысяч рублей, иди, купи квартиру, ни в чем себе не отказывай».

Все перечисленные вопросы решаются в Томске очень медленно или вообще не решаются. Потому что уполномоченного по правам ребенка, который должен контролировать и влиять на эти процессы, у нас попросту нет. Правда, уже сегодня областные депутаты должны выбрать человека на эту важную должность.

На данный момент уполномоченные по правам ребенка есть в 61 регионе страны. По поручению президента они должны быть созданы во всех 83.