18 мая, суббота
+11°$ 90,99

Рабочие, монтировавшие потолки на Сибирской, фигурировали в деле о взрыве как потерпевшие

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Об этом сообщил наш корреспондент.

Сегодня Октябрьский районный суд огласил приговор: заправщик АГЗС за наполнение бытового баллона, позже взорвавшегося в жилом доме на Сибирской, получил четыре года колонии-поселения. Фирма — владелец заправки ООО «СибГазСеть» должна выплатить потерпевшим больше четырех миллионов морального ущерба.

Как установил суд, оператор, зная о том, что заправка газовых баллонов на данной АГЗС запрещена, используя газовую заправочную колонку, предназначенную только для заправки автомобилей, наполнил баллон пропанобутановой смесью, не проверив наличие в баллоне до его заправки сжиженного газа и его возможного переполнения после заправки. Рабочий нарушил тем самым правила безопасности, согласно которым, резервуары следует заполнять сжиженным углеводородным газом не более чем на 85% объема. Помимо этого, в нарушение правил, он заправил баллон на открытой площадке при температуре воздуха -23 С, при допустимой норме -20 С. При этом заправщик учился в учебно-курсовом комбинате и ежегодно сдавал экзамены по технике безопасности.

Монтажники потолков спецобучение не проходили, в журнале об ознакомлении с техникой безопасности не расписывались. Как выяснил суд, инженера по технике безопасности в фирме вообще не было, а как работать с газовым оборудованием, работникам объясняли на словах. Трудовые отношения не оформлялись. Один из монтажников всегда сам возил заправлять баллоны на АГЗС и о специальных заправках для бытовых баллонов не знал. Между тем автомобильные баллоны имеют ограничитель, который отключает подачу газа при заполнении до 85%. Бытовые баллоны необходимо взвешивать до и после заправки, чтобы определить количество залитого газа.

Как рассказали в суде монтажники, они монтировали багет для крепления потолка, а баллон и тепловая пушка стояли в прихожей — их не трогали. Раздался хлопок. Рабочие вышли в прихожую, где увидели, что упал шкаф, а по полу тянется белесая дымка. В коридор вышла хозяйка квартиры и включила свет, после чего вспыхнул огонь. Рабочие и хозяйка получили значительные ожоги. Вышли в подъезд они уже из соседней квартиры — стена разрушилась.

Этот момент видела соседка с верхнего этажа: она выглянула в коридор на звук хлопка, увидела полураздетых людей — одежда на них сгорела — дым в подъезде, после этого они с хозяйкой квартиры, где шел ремонт, ждали помощи на лоджии. Хозяйка говорила, что рабочие что-то грели и что-то взорвалось, но позже она скончалась от полученных травм, а пересказывающие ее слова свидетели в суде уже не были уверены в своих показаниях. Хозяин квартиры, который в момент ЧП спал, также говорил, что проснулся от звука газовой горелки, но позже не был в этом уверен. Суд не нашел подтверждения этим показаниям. Как следует из выводов экспертов, версия с нагреванием баллона — наименее вероятная из всех: нет никаких следов нагрева, и маловероятно взорвать баллон таким способом. Надо нагреть баллон выше +45°С, что сложно в условиях квартиры, к тому же, если бы горелка была подключена к балону, давление в нем понижалось бы с расходом газа. Эксперты пришли к выводу, что баллон разорвало просто из-за нарастания давления от переполнения и расширения газа, когда его внесли с мороза в теплое помещение.

Отметим, монтажник в своих показаниях говорил, что перед заправкой перевернул и опорожнил баллон, а после этого заправил в 12-литровый баллон десять литров сжиженного газа. Заправщик, по его словам, не проверял, есть в баллоне остатки смеси или нет, наполнил баллон не вынимая из багажника машины. При этом монтажник не опознал заправщика, сказав, что не помнит, как тот выглядит. Однако подсудимый дежурил в тот день на АГЗС, в одиночку заправляя баллоны. А подтверждением слов монтажника, что он заправлялся именно на Смирнова, 1, стала детализация звонков сотового телефона: в указанный момент времени телефон определялся в районе автогазозаправочной станции.

Добавим, как сообщает областной следственный комитет, в ходе следствия было допрошено более 60 свидетелей, назначено 11 судебных экспертиз, в том числе судебные медицинские экспертизы по телам погибших и лицам, получившим телесные повреждения, судебные генотипическая и химическая экспертизы, а также взрывотехнологическая экспертиза, которая проводилась в Москве и результаты которой позволили следствию определить лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности.

Напомним, взрыв в десятиэтажке на улице Сибирской произошел 30 ноября 2012 года во время монтажа натяжных потолков. В результате взрыва и пожара погибли три женщины — жительницы дома.