Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 3806Томск

Сточные дела

О канализационных проблемах города Томска и не только

Сточные дела
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

В октябре следственный комитет возбудил уголовное дело из-за разлива нечистот в поселке Спутник. Площадь загрязненного участка достигла четырех тысяч «квадратов» и, вероятно, продолжит расти. Но Спутник — не единственное в Томске и его пригороде на севере место с такими проблемами. Свою лепту вносят и большое сточное озеро у ТНХК, и проблема с отсутствием канализации в частном секторе на Каштаке и даже очистные сооружения Северска. Но обо всем по порядку.

***

В прошлый раз мы рассмотрели несколько источников неприятного запаха, которые находятся на Иркутском тракте. Увидеть их можно на специальной электронной карте, куда нанесены крупные сельскохозяйственные предприятия, хранилища отходов, помета, места несанкционированных сливов нечистот и сливные станции. Есть на этой карте и Спутник. Источник неприятного запаха обозначен как «Сброс сточных вод на рельеф», адрес — «разрушенная КНС поселка».

Спутник и его нечистоты

История самого Спутника начинается с 1960-х годов. Его построили для работников учебного ядерного реактора Томского политехнического университета. Позже поселок вошел в состав Томска.

С помощью канализационной насосной станции (КНС) все стоки небольшого населенного пункта закачивались в городской коллектор, ведущий на городские очистные сооружения. В 1990-е местная КНС сломалась. Сначала ее смогли починить, но через какое-то время оборудование окончательно вышло из строя, и стоки начали растекаться по прилегающему к Спутнику участку леса.

В 2011 году суд обязал администрацию Томска обустроить систему водоотведения в поселке, а также принять меры по ликвидации несанкционированного сброса сточных вод. В 2016 году мэрия объявила аукцион на реконструкцию существующей КНС, а также строительство комплекса очистных сооружений. Контракт на выполнение работ стоимостью чуть более 50 миллионов рублей был заключен с ООО «Братство». Сдать объект планировалось в конце октября — начале ноября 2016 года.

Жители Спутника выступали против строительства «очистных». Они заявляли, что стройка ведется очень близко к некоторым жилым домам, в рекреационной зоне и с нарушением санитарных норм. Обитатели поселка предлагали другой вариант решения проблемы — восстановить старую КНС и запустить стоки населенного пункта в общегородской коллектор, без строительства «очистных». Власти же говорили, что все проходит законно и в правовом поле. Инициативная группа жителей обращалась в суд с требованием остановить стройку, но, пройдя все инстанции, проиграла процесс.

Дальше — интереснее. После судов администрация заявляла, что очистные сооружения будут запущены осенью 2017 года. Однако в октябре того года выяснилось, что с объекта украли оборудование на 300 тысяч рублей.

В июне 2019 года заммэра — начальник департамента городского хозяйства Владимир Брюханцев сообщал редакции vtomske.ru, что очистные сооружения в поселке до сих пор не работают, так как не переданы специализированной организации. Определить таковую планировалось в ходе конкурса на право заключения концессионного соглашения. Прошло несколько месяцев, но ситуация не изменилась.

Недавно Владимир Брюханцев заявил, что сегодня на восстановление станции водоочистки стоков нужно около 20 миллионов рублей, так как «она была разворована».

Более того, запуск «очистных», по словам чиновника, повлечет за собой увеличение тарифа на водоотведение. Поэтому в мэрии думают пойти другим путем: присоединить КНС, которая сейчас реконструируется, к централизованным сетям водоотведения. На это тоже потребуется порядка 20 миллионов рублей. Однако в этом случае построенные очистные сооружения не потребуются. Также это не повлечет за собой никаких тарифных последствий.

Интересно, что спустя несколько лет чиновники все-таки пришли к тем же мыслям, которые озвучивали жители еще три года назад.

Александр живет в Спутнике с 2006 года. Говорит, когда дует северный ветер, запах нечистот стоит в поселке постоянно. Тяжелее всего — в летнее время.

— Летом воняет все время. Пахнет с озера, которое в лесу. Уже столько лет эта проблема существует, что некоторые перестали обращать внимание. А многие здесь бояться жаловаться. Не хотят, чтобы их фамилии засветились, потому что работают на реакторе. Пахнет и днем и ночью. Зимой меньше. Люди всегда грешили на свиноводческие предприятия, но оттуда до нас не дотягивает запах, — считает Александр.

Найти озеро в лесу непросто. Оно находится в глубине леса. Местные жители и экологи идти туда не советуют, так как место — сильно заболочено. Однако разрушенную КНС можно найти почти сразу: находится она прямо напротив учебного реактора, через дорогу.

В апреле за проблему с нечистотами Спутника взялись в ОНФ. В народный фронт пожаловались местные жители, те же, в свою очередь, написали заявление в природоохранную прокуратуру. Прокуроры и облдепартамент природных ресурсов отобрали пробы для проведения анализа. Выяснилось, что площадь загрязнения превысила четыре тысячи квадратных метров. Ущерб окружающей среде составил около восьми миллионов рублей.

В прокуратуре заявляют, что, поскольку Спутник относится к Томску, вопросами организации водоотведения на этой территории должны заниматься органы местного самоуправления. Осенью по материалам прокуратуры следственный комитет возбудил уголовное дело по факту халатности в действиях чиновников мэрии Томска.

Кроме того, природоохранная прокуратура и мэрия сейчас находятся в судебном споре. Надзорный орган подал иск с требованием обязать чиновников разработать проект рекультивации земельного участка и провести ее: убрать нечистоты, очистить землю от загрязняющих веществ, восстановить плодородность.

Пахучие озера у Кузовлевского тракта

Спутник — не единственное место, где можно найти разрушенное оборудование для приема нечистот. В районе «Томскнефтехима», в полутора километрах от Кузовлевского тракта, есть старые канализационные очистные сооружения с двумя прудами-отстойниками.

Экологи обратили внимание на это место еще в 2017 году. Раньше насосная станция перенаправляла стоки на городские очистные сооружения, но она давно разрушена. Заброшены и пруды-отстойники, однако туда все равно долгое время продолжали попадать нечистоты. Еще два года назад экологи предположили, что это место может быть причиной загрязнения речки Черной, которая впадает в Киргизку.

Активисты тогда направили заявление в природоохранную прокуратуру. Прокуроры выяснили, что утечка стоков происходит из системы водоотведения, которая идет с территории ООО «Латат». В то же время на отведение сточных вод, образующихся в производственной деятельности, у предприятия был заключен договор с «Томскводоканалом». О несанкционированном сбросе сточных вод «Латат» не знал и после проверки прокуратуры ликвидировал утечку.

Однако ситуация повторилась снова. По словам томского эколога-активиста Сергея Жабина, установить виновных не удалось.

— Мы писали в областной департамент природных ресурсов, чтобы они выяснили — с каких источников пополняются пруды. Они до сих пор в этом не разобрались. Я обращался в мэрию с проблемой загрязнения рек Черной и Киргизки. Оттуда рыба исчезла вся. Они начали действовать, засыпали все. Пруды — метров по восемь глубиной. Убрали коллектор, который шел в сторону Кузовлевского тракта, сколько возможно было — заглушили. Сейчас пополнение прудов не происходит. Черная речка потихоньку очищается. Но неясно, кто заполнял эти водоемы, откуда шли стоки. Вопрос — кто виноват — открыт. А то, что осталось, нужно рекультивировать. Еще три месяца назад там были сильные испарения. Выделялся газ, все бурлило.

Сейчас «озера» не бурлят, но запах у них по-прежнему стоит невыносимый.

В XXI веке без канализации

Еще одна обросшая сединой проблема — отсутствие центральной канализации в микрорайоне Черемошники. Из-за этого жители деревянных домов, в частности на улицах Большой Подгорной, Первомайской, сливают отходы жизнедеятельности в придорожные сточные канавы. Трубы для сброса нечистот выведены прямо из фасадов домов. Из канав нечистоты уходят в дренажную систему. Запах у домов стоит соответствующий. Эти же улицы осенью 2018 года пережили канализационное наводнение из-за аварии на главной насосной станции (ГНС). Тогда стоки поднимались вплоть до квартир.

Томичка Любовь Федоровна живет на Первомайской, 157, уже десять лет. По ее словам, дорогу на улице и погреб в доме «топит все время», так как дренажная система не справляется с такими объемами воды.

— Топит канализацией, из колодцев. Один — у садика, его недавно построили (детский сад № 21 — прим. ред.). Второй — за моим домом. Дренажная система не справляется, все говно к нам приходит. Когда-то приезжали, чистили канавы, сейчас нет. Воняет все время, сырость стоит, в погребе — вода, все гниет. Комары из-за этого у нас есть даже зимой. Я форточки никогда не открываю, чтобы внутри не пахло, — говорит женщина.

Любовь Федоровна показывает на угол своего дома: у фундамента видно, что здание «поплыло».

— Скоро «соберется», на двух кирпичиках держится. Но аварийным дом не признан.

По мнению эколога Сергея Жабина, запах нечистот будет стоять в частном секторе на Черемошниках пока не решится вопрос с центральной канализацией.

— Там пахло, пахнет и будет пахнуть, пока не решится вопрос с центральной канализацией. Разговоры идут, поручения даются, но вопрос не решается. Нет контроля. Вообще хочу сказать, что Томская область по экологическому рейтингу скатываемся все ниже и ниже. Сейчас — на 33 месте, а когда-то были на 10-м.

В администрации Томска заявляют — сливая нечистоты на рельеф, жители частного сектора нарушают законодательство. Ссылаясь на федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», чиновники отмечают, что абоненты, дома которых подключены к централизованной системе водоснабжения, но не подключены к системе водоотведения, должны заключить договор водоотведения с гарантирующей организацией.

— Жители многоквартирных жилых домов на отдельных территориях Томска в нарушении действующего законодательства <...> осуществляют сброс сточных вод от домовладений на рельеф местности, не обеспечивают своевременную откачку сточных вод из выгребных ям <...>, вследствие чего происходит формирование неприятного запаха в воздухе и, как правило, наносится ущерб окружающей среде, — сообщил заммэра Владимир Брюханцев в ответ на официальных запрос.

Администрация, уточняет заммэра, проводила выезд по адресам на улицах Большой Подгорной, 203а, 203б, Первомайской, 141, 143, 145, 149, 151, 153, в переулках Урожайном, Днепровском, Целинном по фактам создания несанкционированных отводов канализационных стоков из многоквартирных и частных жилых домов. Собственников жилья или нанимателей муниципальных квартир обязали привести все в прежнее состояние, отмечает Брюханцев.

— Обращаем внимание, что в соответствии со степенью благоустройства наличие централизованной системы водоотведения в многоквартирных и жилых домах по рассматриваемым адресам не предусмотрено.

Старые «очистные» в Северске

Проблема с водоотведением остро стоит и в ЗАТО Северск, причем уже много лет. Закрытому городу нужны новые очистные сооружения с биологической очисткой хозяйственно-бытовых сточных вод. Сегодня Северск использует канализационную систему СХК. Из отстойного водохранилища сточные воды выводятся по Северному сбросному каналу, где смешиваются с теплообменными и ливневыми водами и через северный выпуск химического комбината поступают в реку Томь.

Несколько раз проблему предлагалось решить путем объединения систем водоотведения закрытого города и Томска. В 2017 году эту идею предлагало региональное отделение партии «Зеленые». Дальше предложений дело не пошло.

В августе прошлого года облдепартамент природных ресурсов сообщил «Зеленым», что до конца 2023 года администрация ЗАТО Северск планирует построить и ввести в эксплуатацию новые городские очистные сооружения за 3,8 миллиарда рублей. Однако до этого момента неочищенные стоки будут продолжать сливаться в Томь. Из-за этого в январе 2019 года «Зеленые» обратились в прокуратуру с просьбой предпринять меры по ликвидации сбросов неочищенных стоков. Но ни прокуратура, ни Росприроднадзор не нашли нарушений.

Этим летом председатель регионального отделения партии «Зеленые» Андрей Монастырев обратился к директору «Северского водоканала» с предложением провести в лаборатории компании экспериментальную биологическую очистку сточных вод Северска с целью в дальнейшем обеззараживать воду, поступающую от СХК во время сбросов в Северный сбросной канал.

Для очистки воды предложили гуминовый препарат органического происхождения местного производства. Специалисты экспериментально подтвердили, что такие препараты способствуют очищению воды от загрязнений различного типа на 50-60 %. Пока исследование свойств гуминового препарата продолжается.

По словам эколога Сергея Жабина, прошлой осенью он предложил Национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО), который будет строить в ЗАТО Северск пункт захоронения радиоактивных отходов, построить и очистные сооружения.

Национальный оператор, отметил эколог, был готов оказать поддержку. Однако для этого требовалось, чтобы Томская область вышла с законодательной инициативой для внесения изменений в положение о национальном операторе: там должна появиться строчка о социальной ответственности НО РАО.

— Я выходил с предложением в областную думу о том, чтобы внести поправку в положение по НО РАО. Как член Общественной палаты я имею право выходить с законодательной инициативой. Все, что от меня требовалось, я сделал. Прошел год, но в думе так ничего и не сделали. Мы год не можем отправить эту законодательную инициативу в правительство, — сетует Жабин.

Он отметил, что в ближайшее время намерен снова встретиться с национальным оператором по этому вопросу.

Грязь — в реку

Еще один примечательный на карте запахов объект — «Сброс сточных вод в реку Малая Киргизка». Находится эта точка на улице Мостовой, где располагается площадка городского снегоотвала. Около него есть небольшое пойменное озеро, оттуда вода по трубе сливается в Малую Киргизку, дальше — в Томь.

— Когда все тает (на снегоотвале) — уходит в пойменное озеро. Оттуда по трубе сливается в Малую Киргизку, — поясняет Сергей Жабин. — Недавно Россельхознадзор обнародовал документы, что они обнаружили загрязнение рыбы, и в ней ртуть оказалась. Откуда ртуть появилась в воде? Снегоотвал — гидротехническое сооружение, к которому предъявляются особые требования. А у нас тает, и уходит все в пойменные озера. Оттуда — в Киргизку, в Томь, а потом, оказывается, ртуть у нас обнаружена в рыбе.

В свою очередь в облдепартаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды рассказали, что летом инспектор проводил обследования земельных участков и озера в районе улиц Мостовой, Причальной, 2-го поселка ЛПК и реки Малой Киргизки. При этом в государственном водном реестре сведения о данном водном объекте отсутствуют.

— В ходе обследования инспектор департамента установил сброс из озера на водосборную площадь реки Малая Киргизка через подорожную трубу. Источники сброса сточных вод в озеро отсутствуют. Отсутствие сетей водоотведения в этом районе подтверждается схемой подземных коммуникаций, представленной администрацией Томска, — ответили в департаменте на письменный запрос.

При этом вблизи снегоотвала и расположенного рядом земельного участка, на землях не разграниченной собственности размещены отходы деревообработки — щепа, опилки. Отходы, отмечают в департаменте, граничат с береговой линией озера с южной стороны.

— В южной части озера на поверхности воды зафиксирована серо-коричневая пена с гнилостным запахом. По результатам лабораторных исследований, причиной загрязнения данного водного объекта может являться гниение отходов деревообработки.

Сейчас площадка под снегоотвал больше напоминает свалку. После таяния снега здесь остался различный мусор. Скоро она снова начнет принимать снег.

Еще три-пять лет...

В конце сентября рабочая группа по контролю за выбросами вредных веществ в атмосферу провела выездное совещание, в ходе которого рассмотрела объекты канализации и водоотведения Томска. В частности, комиссия познакомилась с работой главной насосной станции города, находящейся в аренде у «Томскводоканала».

В октябре 2018 года на ГНС произошла авария, из-за чего некоторые дома на Черемошниках затопило стоками. Устранить аварию удалось спустя полтора дня. После этого оказалось загрязнено озеро Керепеть: из-за попавших в водоем канализационных стоков начала гибнуть рыба. Экологи сообщали, что стоки также могли попасть в озеро Цимлянское, реки Томь и Ушайку. Ущерб от загрязнения Керепети оценивался в десятки миллионов рублей. По факту гибели рыбы в марте полиция возбудила уголовное дело.

«Томскводоканал» ранее сообщал о планах провести реконструкцию ГНС во втором квартале 2021 года. Специалисты намерены поставить насосы, способные работать в условиях затопленного машинного зала.

По словам замгубернатора Андрея Кнорра, возглавляющего рабочую группу, по каждому выявленному источнику неприятного запаха нужно, во-первых, понять причину появления, а, во-вторых, улучшить экологическую ситуацию.

— Морфология запахов везде разная, например, сельхозпредприятия для решения проблем вкладывают сотни миллионов рублей, и уже есть результат. Для устранения выбросов на других источниках объективно потребуется не менее три-пять лет, — резюмировал Кнорр.

Радует, конечно, что ситуация с канализацией как-то начала решаться, хоть и не везде, взять тот же частный сектор в Ленинском районе. Однако грустно и даже возмутительно, что на эти проблемы закрывали глаза годами! А по Спутнику — вообще довели до уголовной статьи. Смогут ли чиновники решить проблемы до конца — покажет время.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×