Архив
29ноября
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2022
202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 4632Томск

Как закалялась связь: 20 лет «мобильности» в Томске

О развитии сотовой связи в Томске в текстах и картинках

Как закалялась связь: 20 лет «мобильности» в Томске
«билайн»

Двадцать лет назад, когда сотовая связь из предмета роскоши стала превращаться в услугу для всех и каждого, в Томской области заработал «билайн». В 2002 году, открывая первые офисы в Томске, мы даже представить не могли, как прочно сотовая связь войдет в повседневную жизнь и как сильно изменит ее. В честь 20-летнего юбилея работы «билайн» в Томской области вспомним, с чего все начиналось.

Стоит отметить, что до 2000-х годов сотовая связь была доступна не всем. Тогда трудно было поверить в то, что спустя два десятка лет телефоны будут практически у всех жителей страны. Нашли для вас яркое тому подтверждение – цитату с воспоминаниями об основателе ПАО «ВымпелКом» Дмитрии Зимине из книги «Записки везунчика», которую написал первый региональный директор «билайн» в Сибири Евгений Рубан.

«По общей уже работе я с Зиминым встречался не раз, и были такие моменты, когда мне казалось, что он ненормальный. Вот пример из жизни, когда во время разговора с ним один на один, а мы часто проводили время в беседах вдвоем, он рассказал, что у них сейчас 750 абонентов, но уже подписали контракт с «Эриксоном», и ставят коммутатор на десять тысяч абонентов. Я подумал: «Ну, сдурел мужик! Где он возьмет столько народу с деньгами?», —

Евгений Рубан, основатель «Сотовой компании» (1994 год) — первого мобильного оператора Новосибирска, а затем, с 2001 года, региональный директор компании «Вымпелком» по Сибирскому региону.

В самом начале работы «билайн» в Томской области сеть базовых станций была в разы меньше той, что есть сейчас – на момент запуска работало всего 10 базовых станций, одна из которых размещалась в Северске. Этого хватало только для небольшого количества абонентов, а из-за «белых пятен» часто приходилось искать место, в котором ловит связь. На сегодняшний день абоненты «билайн» в Томске могут дозвониться до близких, находясь в пригороде или районах области.

Количество потребляемого трафика ежегодно растет, поэтому важно не только поддерживать связь, но и работать над ее дальнейшим развитием: строить новые «вышки», увеличивать покрытие и емкость сети. Над этим непрерывно работают технические специалисты «билайн», чтобы пользователи даже в периоды пиковых нагрузок могли связаться с близкими в большом количестве ситуаций.

Ярослав Ворошилов, один из первых абонентов «билайн» в Сибири:

«Я стал абонентом «билайн» в феврале 2002 года. Первым моим телефоном был Siemens, покупал я его скорее для личного общения, не для работы. Тогда приобщиться к миру сотовой связи было, конечно, удивительно: стало проще общаться с друзьями, поддерживать контакт с близкими. Я бы сказал, что это изменило качество жизни в целом, вывело ее на другой уровень. Разумеется, за эти годы связь сильно повлияла на мои повседневные привычки: иногда я даже борюсь с собой, чтобы, например, меньше времени проводить в интернете. Но связь определенно сделала жизнь проще и удобнее».

Фото-факт: так выглядели сим-карты, которые продавались в первых салонах городов Сибири в 2002 году.

Интересный факт

К 2004 году каждый десятый житель Томской области был абонентом «билайн».

За 20 лет связь стала настолько привычным явлением, что сейчас трудно представить человека, не пользующегося мобильным телефоном. Даже бабушки и дедушки за прошедшие несколько лет стали чаще использовать смартфоны — с их помощью удобнее оплачивать счета, находить нужную информацию и поддерживать контакт с родственниками. В 2000-х количество функций, поддерживаемых устройствами, можно было пересчитать по пальцам.

Современный смартфон — это маленький компьютер, с помощью которого можно делать практически все: снимать и обрабатывать качественные ролики, выполнять офисную работу, общаться с людьми с любой точки планеты. Двадцать лет назад люди только учились общаться в онлайне: использовали лайфхак с первыми «бесплатными» секундами, писали друг другу сообщения, стараясь вместить мысль в количество символов. Так как в одну смс-ку помещалось 160 символов латиницей или 70 символов кириллицей, некоторые предпочитали использовать транслитерацию.

Тест 1. Помните, сколько тогда стоило смс-сообщение?

а) 0,05 уе
б) 0,11 уе
в) 3 рубля

Ответ. Цена сообщения была одной для всех операторов — 0,05 уе, а стоимость звонка варьировалась в 2002 году от 0,12 до 0,22 у.е за минуту разговора.

Интересный факт: в 2006 году в Минкомсвязи разработали регламент, согласно которому не должны тарифицироваться первые три секунды разговора. До этого момента бесплатными для абонентов «билайн» были первые шесть секунд.

В современных тарифных планах все уже продумано с учетом потребностей абонентов. Сейчас при звонках в другой регион больше не нужно с опаской поглядывать на экран, подсчитывая в уме стоимость беседы - тарифные планы включают в себя безлимит внутри сети на территории РФ, большой объем минут на звонки абонентам всех операторов. Кроме того, некоторое время назад был отменен внутрисетевой роуминг, что позволяет абонентам передвигаться по стране и в любом регионе получать «домашние» условия.

Несмотря на то, что прошло 20 лет, и принято считать, что с годами все только дорожает, в России операторам удается держать адекватную планку стоимости услуг сотовой связи. Согласно исследованиям, цены на связь в России — одни из самых дешевых в мире.

Тарифные планы со временем стали интереснее не только за счет включенного широкого ассортимента услуг. Так, например, с новым тарифным планом UP*, представляющим собой гибкий конструктор, можно максимально точно настроить параметры различных опций с учетом своих потребностей. И это не только минуты, гигабайты, смс, но и множество других полезных опций, дополнительные сервисы, как от «билайна», так и от партнеров, например, Яндекс и IVI.

Маленькие помощники тарифа UP — апперы, обладающие суперспособностями, помогут дополнительно прокачать свой тариф и сделать его более выгодным. Например, подключить неограниченный доступ к YouTube и TikTok или скидку 20% на абонентскую плату, если пользователь старше 60 лет, или делиться своими минутами и Гб с номерами членов вашей семьи со скидкой 50% и др. Каждый абонент может выбрать одномоментно одного аппера и поменять его в любой момент бесплатно, если потребуется.

Минимальная стоимость тарифного плана UP в Томской области сейчас составляет 320 рублей. Давайте сравним, на что их хватало тогда и сейчас.

Тест 2. А вы помните, как в то время можно было пополнить баланс?

а) В любом банке;
б) С помощью платежной карты;
в) В продуктовом магазине.

Ответ. Изначально пополнить баланс можно было только с помощью карты оплаты. В 2002 году минимальный номинал такой карты составлял 10 у.е.

Недостаточно развивать только качество связи —нужно работать над тем, чтобы услугами было удобно пользоваться. В первый год работы офисов продаж в Томске очереди за платежными картами были нередким явлением. Сейчас пополнить баланс в разы легче — не нужно никуда идти, достаточно нажать пару кнопок в приложении Мой «билайн» или подключить автоплатеж. Там же, в приложении, можно решать множество вопросов без посещения магазина: отслеживать расходы, менять тарифы, подключать номера семьи к своим пакетам минут и интернет-трафика.

Тест 3. Как мы раньше узнавали, сколько средств осталось на счете?

а) С помощью звонка оператору;
б) С помощью команды *102#;
в) С помощью команды *611#.

Правильный ответ — команда *102#. Она доступна и сейчас, но в приложении управлять финансами гораздо удобнее.

Интересный факт

Короткий номер 0611 — родом из Сибири. Он стал использоваться в Новосибирске еще во времена работы первого мобильного оператора Новосибирска «Сотовая компания».

С годами абонентов становилось все больше, развивалась сеть, пересматривались тарифные планы, на рынке появлялись новые модели телефонов с цветными экранами. Вместе с этим появлялись и новые услуги.

Тест 4. Как во времена кнопочных телефонов можно было получить любимый рингтон? (можно выбрать несколько вариантов)

а) Cкачать с интернета;
б) Попросить друга передать по ИК-порту;
в) Отправить смс на короткий номер.

Ответ. Обычно мы пользовались двумя последними способами, но скачать с интернета рингтон было возможно. Правда, это было сложно и затратно.

Еще один большой плюс современности — мобильный интернет. Когда на рынке появились телефоны с возможностью выходить в сеть, пользоваться ей стали далеко не все: скорость WAP была низкой, ее хватало на просмотр сайтов с текстовым интерфейсом и чтение почты, при этом стоимость пользования была достаточно высокой. Существующая сегодня сеть 4G позволяет смотреть со смартфона фильмы в высоком качестве, общаться по видеосвязи, играть в игры и качать объемные файлы, не подключаясь к домашнему WiFi.

«Сотовая связь — это не просто звонок, лайк в интернете или сообщение в мессенджере. Это уверенность в том, что мы в любой момент в различных ситуациях остаемся на связи с нужными нам людьми. И если 20 лет назад главным способом поддерживать связь с близкими был разговор по телефону, то теперь мы можем общаться разными способами: видеть дорогих нам людей, разговаривая по видеосвязи, делиться с ними фотографиями, видеороликами и музыкой. Порой можем даже просто убедиться, что с членом семьи все в порядке, увидев его онлайн. Смартфоны упростили не только общение: раньше мы не отправились бы в поездку без атласа автомобильных дорог, не вышли бы из дома без кошелька. Теперь в наших телефонах есть буквально все, что необходимо. Наверное, поэтому особенно интересно посмотреть, какой связь станет еще через 20 лет», — директор Томского отделения «билайн» Людмила Цветкова.

*Ап

Реклама ПАО «ВымпелКом»

Реклама
Идентификатор рекламы
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×