Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти

Блог: 50 оттенков пробок (фото)

Блог: 50 оттенков пробок (фото)
Максим Кузьмин

Что будет, если сначала построить дом, заселить, а потом начать проводить к нему коммуникации? Жители этого дома будут страдать без воды и тепла, а итоговый вид дома будет примерно таким:

Центр Помпиду в Париже, где намеренно вынесли все коммуникации наружу.

А что будет с районом, который построили, не придумав, как жители будут из него выезжать? Примерно то же самое, за исключением того, что дорогу впихнуть в существующую застройку сложнее, чем провести трубы в дом.

Со стратегическим планированием в Томске полный бардак.

В городе реализуются крупнейшие девелоперские проекты. Можно по-разному относиться к деятельности ТДСК, но нельзя не признать, что за последние пять-семь лет они кардинально преобразили городской пейзаж. В новые районы переехали десятки тысяч томичей. Распределение жителей по городу поменялось, вслед за ним поменялись и направления перемещений по нему.

Городские власти не успевают за этими изменениями. За примерами далеко ходить не надо. Возьмем показательную мегастройку последних лет — микрорайон Солнечный (Подсолнухи, Солнечная долина, Заречный). Рассмотрим его с точки зрения транспортной доступности.

«Транспортная доступность на высоте! Дороги на Клюева и Обручева новые, схема движения удобная. На выбор три маршрута: № 25, № 27, № 30. Четверть часа — и вы уже в центре! Быстро и без пробок», — говорит нам ТДСК на своем сайте.

«Хотите стоять в пробке в комфорте? Покупайте автомобиль! Нет денег на машину? Стойте в тех же пробках, но уже в переполненных маршрутках», — говорит нам реальность.

Почему так произошло? Посмотрим на маршруты общественного транспорта, проходящие через Солнечный. Всего их четыре: №№ 11, 25/52, 27 и 30.

Казалось бы, неплохо — почти весь город охвачен, за исключением Черемошников.

Теперь обратимся к расписанию маршрутов.

Максимальная загрузка «пазика» составляет около 50 человек. Всего за два часа (с 7:30 до 9:30 утра) из Солнечного выезжает 66 «пазиков». Это означает, что 3 300 человек могут уехать из района на общественном транспорте при максимальной загрузке автобусов. Еще сколько-то людей дойдет почти два километра горочку, чтобы сесть на Суворова.

При этом только лишь в Подсолнухах — 3 850 квартир, в Заречном — 797, плюс новые дома в микрорайоне № 5. Да и жители «старого» Солнечного никуда не делись.

По ссылке приведен подробный отзыв жителя Подсолнухов о транспортной доступности района. Но это слова одного человека — для более объективной оценки ситуации обратимся к проведенному нами ранее опросу жителей города.

В нем поучаствовали 46 человек из Солнечного (5 % от всех ответивших). Это примерно равно доле томичей, проживающих в данном районе. Ниже приведена сравнительная таблица их ответов и ответов остальных томичей.

Мы видим, что по всем компонентам Солнечный очень сильно отстает. Особенно бросается в глаза превышение среднего времени поездки на общественном транспорте на 60 %, а также четырехкратный перевес пересаживающихся. Это значит, что не все маршруты подходят для местных жителей, и им приходится переплачивать за поездку каждый день.

Жить в Солнечном можно комфортно в двух случаях: либо обладая автомобилем, либо если на работу нужно не к девяти утра. Теперь вопросы транспортной доступности решают в экстренном порядке. Есть проект продления троллейбусного маршрута от депо до Зеленых горок. Правда, то, что троллейбус будет стоять вместе с другими автомобилями в пробке на Осенней, мало кого волнует. Еще есть планы оптимизации маршрутной сети по принципу «тришкин кафтан». Но в обоих случаях это не сильно приблизит жителей Подсолнухов к счастью, ведь до Зеленых горок еще идти пешком полтора километра.

В общем, тяжело жить в Солнечном без машины. Хотя ничего не мешало подумать на будущее и провести туда внеуличный общественный транспорт, или, на худой конец, предусмотреть выделенную полосу для автобусов.

Что самое «приятное» в процессе наступления на грабли? Конечно же, возможность снова получить по лбу. Через несколько лет по лбу получат жители микрорайона Южные ворота, строительство которого начала та же ТДСК.

Немного цифр:

— 70 гектаров — застраиваемая территория

— около 540 тысяч квадратных метров жилья

— 18 тысяч человек будет там проживать

Посмотрим, как в этом районе сегодня обстоят дела с общественным транспортом.

Ближайшие остановки расположены более чем в километре от центра микрорайона. Но это не самое страшное, маршруты могут протянуть ближе (хотя мы помним, сколько ждали этого жители Солнечного). Посмотрим на расписание проходящих мимо маршрутов.

112 автобусов за два часа увезут максимум 5 600 человек. Это с учетом уже проживающих в Зональном и на Степановке.

Итак, почти 20 тысяч человек будут проживать в районе, отрезанном от остального города железной дорогой и имеющем два въезда в город. И оба уже сегодня не справляются с нагрузкой. Упс...

Конечно, можно надеяться на строительство дороги ТВЗ — Аэропорт, которая даст жителям возможность выехать в Академгородок (из которого, впрочем, многим нужно будет попасть в центр через уже довольно загруженный маршрут Балтийская — Фрунзе— Елизаровых), но еще нужно дождаться строительства этой дороги. Есть надежда на тоннель под железной дорогой в районе улицы Континентальной (который быстро и с комфортом приведет поток к пробке на Транспортном кольце).

«Близость Кировского района — тоже привлекательный фактор для будущих новоселов: здесь расположены престижные учебные заведения и вузы, развлекательные и торговые центры, до которых от строящегося района рукой подать. Уже сейчас на автомобиле до площади Южной можно доехать за десять минут», — говорится на странице, посвященной новому микрорайону. Про общественный транспорт тактично умалчивается.

В результате мы получим район-близнец Солнечного, помноженный на перекрытые переезды. Плохо ходящий, стоящий в диких пробках переполненный общественный транспорт, повышенное автомобилепользование... Вставшие намертво мокрушинский и степановский переезды, заглохшее транспортное кольцо вслед за повысившейся нагрузкой на дорожную сеть района. В общем, «четверть часа — и вы уже в центре! Быстро и без пробок» — дубль два.

Вместо того, чтобы в очередной раз начинать увлекательный спарринг с граблями, можно для разнообразия попробовать сделать все грамотно.

Для начала нужно осознать: перед тем, как строить дома, неплохо бы подумать, как оттуда будут выбираться жители. Продумать транспортную доступность района и рассчитать, какие изменения в транспортную схему города он принесет.

К слову о транспортной схеме. В конце 2014 года были подведены итоги муниципального конкурса на создание модели пассажирских потоков. Победителем стала пермская компания «Радар», имеющая опыт построения таких моделей по всей России. Это очень позитивный момент. Ребята — профессионалы своего дела, и мы уверены, что они сделают свою работу качественно. Анкетирование горожан уже началось.

Но мы знаем, что транспортная система города — это совокупность всех способов передвижения по нему. Для принятия решения необходимо иметь возможность смоделировать все возможные сценарии. И модель такая есть, правда, вряд ли она поддерживается в актуальном состоянии. И есть сомнения, что она вообще используется для принятия решений, касающихся дорожной инфраструктуры.

Чтобы Южные ворота не превратились во второй Солнечный, нужно обеспечить его будущих жителей возможностью добираться в город быстро и независимо от ситуации на дорогах. Пока есть такая возможность, нужно спроектировать продление трамвайной линии до микрорайона (как вариант — через будущий тоннель в районе улицы Континентальной). Длина ветки в таком случае будет четыре километра. Самое главное, что провозная способность самого узкого места (а именно выезда из микрорайона через площадь Южную) будет увеличена в несколько раз, так как появится вид транспорта, не зависящий от пробок.

Инвестиции в микрорайон составят около 30 миллиардов рублей. Четыре километра трамвайной линии — это от 500 миллионов до миллиарда рублей (в зависимости от сложности проекта). Это 1,5-3 % от общей суммы инвестиций. Даже если ТДСК полностью оплатит строительство ветки, это довольно небольшие на общем фоне деньги. Которые можно будет с лихвой отбить за счет повышения стоимости квартир. Переплатить за квартиру 3 % с условием, что реально можно будет доехать в центр за 15 минут без пробок? Хорошая сделка, особенно если учесть, что покупка квартиры в этом районе на 90 % означает еще и покупку автомобиля.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×