Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти

Нетерпеливый апрель

Нетерпеливый апрель
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Когда в апреле в Москве повалил снег, в Томске, с его старым часовым поясом, прямо посреди второго весеннего месяца на несколько дней поселилось лето. И не сиротливо поселилось, а самоуверенно — так, чтобы не осталось сомнений в искренности, как мы соскучились друг по другу.

Короткое апрельское лето в Томске не вписалось ни в какой календарь и ни в какие планы, но легко, без всяких обрядов, вписалось в шорт-лист настроения города. И в этом здесь весь апрель.

Рецепт счастья этих дней прост. Прост настолько, что ты, даже не сговариваясь с детьми, сворачиваешь вместе с ними к киоску с мороженым. От зимы в Томске остались в апреле только молчаливые фонтаны и пыль городских улиц. Впрочем, в последний день апреля фонтаны тоже не выдержали: 30-го на Новособорной было уже мокро от брызг. А пыль центральных улиц — давно уже пепел городской политики. Никто из местных градоначальников так и не научился мыть улицы после зимы.

Но в городе после апреля внезапно чисто. И это режет глаза, потому что только в апреле выяснилось, что дежурного по городу после зимы в Томске нет. Признался в этом не мэр и даже не глава «Спецавтохозяйства», а сразу губернатор Жвачкин, который в апреле выступал в облдуме с ежегодным отчетом. Он сказал, что в регламентах уборки города не отражено, чей мусор под снегом, когда этот снег начинает таять. Теперь регламенты будут переписаны, и у мусора появится собственник. Скорее всего, это будем мы с вами. Во-первых, как производители этого мусора, а, во-вторых, потому что управляющие компании обязательно переложат стоимость его уборки на собственников.

То, что об этом промолчал в своем ежегодном отчете мэр Кляйн, который выступал перед депутатами за несколько дней до Жвачкина, я понять могу. Не могу понять, зачем об этом говорил губернатор.

Мэр явно растроган тем, что «Спецавтохозяйство» по итогам первого квартала зафиксировало прибыль. Она не такая убедительная, как личные доходы Кляйна за прошлый год, обнародованные, кстати, тоже в апреле, и еще менее убедительная, если принимать во внимание, как устроена экономика этого муниципального предприятия.

Практически весь объем денег «САХ» переваривает по муниципальным контрактам, связанным с уборкой улиц, вывозом снега и мусора. Есть еще большой ежегодный контракт по ремонту дорог областного центра, но там «Спецавтохозяйство» — чистый оператор денег, которые почти целиком делят между собой частные субподрядные компании. Все муниципальные контракты зажаты сметами и техзаданиями. В них есть доходность, которая позволяет «Спецавтохозяйству» эти контракты исполнять, но прибыль от сметы в чистом виде образоваться не может.

«САХ» по-прежнему зашит долгами, а его мусоровозы возят только убытки: единственный конкурентный бизнес в деятельности «Спецавтохозяйства» — перевозка мусора — вопреки здравому смыслу убыточен для компании. В прибыльности первого квартала у «САХа» просто не может быть никаких других признаков эффективности, кроме одного: его муниципальные контракты, которые пишутся и торгуются исключительно под «Спецавтохозяйство», дутые настолько, что позволяют этому муниципальному предприятию экономить на производственных затратах.

«САХ» не зарабатывает деньги, а тратит их. Поэтому прибыль муниципального предприятия, которое сидит на муниципальных контрактах по уборке города и при этом проигрывает всем в конкурентном бизнесе, не может быть предметом гордости распорядителя бюджета города. Восторг мэра Кляйна по поводу лишних нулей в бухгалтерской отчетности «Спецавтохозяйства» прячет за собой совсем не арифметические ошибки.

Апрельские отчеты мэра и губернатора, анонсированные как программные речи, оказались еще скучнее, чем опубликованные накануне их декларации о доходах в 2015 году. Из всего этого набора цифр двух отчетов и двух деклараций ясно только две вещи. Первая — личные доходы семьи Кляйна по-прежнему растут быстрее доходов муниципального бюджета. Вторая — губернатор Жвачкин не производит впечатление человека, который в прошлом году стал беднее почти в четыре раза. Из набора цифр — все.

А из набора слов — еще два апрельских тезиса. Один от мэра, второй от губернатора. Как известно, в апрельских тезисах Ленина, которым, кстати, в следующем году сто лет, была предложена резкая критика войны. В публичных отчетах Жвачкина с Кляйном всегда был какой-то образ врага. Помните, с чего началась кампания по снятию Николайчука три года назад? С вопроса бывшего главы местного филиала компании «Сибмост» депутата Музалева о перспективах строительства третьего моста через Томь, который тот задал губернатору на собрании думы. Жвачкин в ответ вспылил, «проехал» по городским долгостроям и лично Николайчуку, а через несколько месяцев тот написал заявление по собственному желанию. Теперь, когда Музалев о чем-то спрашивает губернатора, в думе становится тихо, как на кладбище.

Кляйн тоже постоянно кивал вслед своему предшественнику и все это время неудачи и проблемные решения публично и беззастенчиво списывал на администрацию Николайчука. Но в этом году срок годности у «стрелочника», похоже, истек. Во-первых, у него теперь есть приговор и уголовная статья, а, во-вторых, совсем по-детски весь срок валить бюджетные неудачи на бывшего однопартийца и градоначальника Томска. В апрельском отчете Кляйн ни разу не вспомнил предшественника, даже отвечая на вопросы депутатов, которые к этому вели недвусмысленно.

Жвачкин в отличие от Кляйна остался верен привычкам, и приз «неудачника» года по версии отчета губернатора второй раз подряд достался главе Томского района Владимиру Лукьянову. Однажды администрацию Томского района Жвачкин уже публично склонял в отчете, и все шло к тому, что Лукьянов должен был отправиться вслед за Николайчуком. Но в прошлом году в «белом» доме запутались с кандидатами на пост главы района и от безысходности или по недоразумению опять выдвинули Лукьянова.

В таких делах совпадений не бывает, только недоразумения. И то, что Жвачкин в апреле вновь повернулся к Лукьянову задом, красноречивее слов о том, что разговор с главой Томского района, похоже, закончен. На этот раз в повестке даже не местные дела и не земельные вопросы, а газовые долги, за которыми — личные обязательства Жвачкина перед главой «Газпрома» Миллером.

«Последний разговор в «Газпроме» был жесткий. Так же не бывает, что нам дают деньги на газификацию, на набережные, а у нас по некоторым предприятиям долги за газ чуть ли не восьмилетней давности. И самое страшное, что они год от года накапливаются. Поэтому я вызвал недавно всех глав и предупредил их вплоть до снятия, скажем так, за несоответствие. Это мое последнее предупреждение», — заявил губернатор в думе, добавив, что, если перед его скорой встречей с Миллером долги не начнут гаситься, он будет снимать глав.

Томский район в этом списке первый. Второй — глава единороссов Томского района, областной депутат Александр Терещенко, чьи коммунальные компании в сельских районах — крупнейшие должники по газу в регионе. Для обоих политика в минувшем апреле закончилась.

А вот для ректора ТГАСУ Виктора Власова она в апреле, наоборот, началась. В местной «Единой России» наконец-то определились со вторым кандидатом на сентябрьских выборах в Госдуму. Власов будет баллотироваться в ГД по мажоритарному округу. После предновогодней истории с «пьяной» ездой жены областного депутата Владимира Кравченко, который также собирался в сентябре в Госдуму, единоросы несколько месяцев не могли решить, кого двигать по второму округу. Выбор Власова, у которого до этого ничего не получалось в политике, добавит местным единороссам хлопот, поскольку мало того, что ректора ТГАСУ никто не знает, он, несмотря на должность ректора, абсолютно чужд публичности. Когда-то его уже пытались встроить в номенклатуру «Единой России», но, как выяснилось, неудачно: в кресле главы городского отделения ЕР Власов просидел совсем недолго.

Но кандидатура Власова согласована, и он уже участвует в партийных праймериз и дебатах «Единой России», которые начались в апреле сразу после Дня дурака. Официально Власов станет партийным кандидатом примерно через месяц, когда после голосования 22 мая будут подведены итоги праймериз, и единороссы утвердят его результаты. Но за этот месяц, как я полагаю, мы обязательно увидим Власова и на улице: ректор ТГАСУ научит мэра ремонтировать дороги, чтобы тот больше не обижался, что в апреле Томск оказался на 97-м месте в рейтинге ОНФ по качеству дорог. Собственно говоря, физик Власов теперь и должен будет нам объяснить, почему в Томске дороги плохие, а ремонт вороватый. Ну, а кто еще?

В апреле Жвачкин вернул в Томск Валерия Петракова. Один другому позвонил, тот купил билет на самолет и прилетел. Мне нравится, когда ребята вот так решают вопросы. Есть в этом не только запах денег, но и запах доверия, несмотря на то, что с футбольной «Томью» происходит что-то не то.

Вот в истории с передачей в управление непонятной мордовской компании, которая называет себя инвестором, местного «Томскавтотранса» тоже есть запах денег, а доверия никакого нет. В апреле подчиненные Жвачкина подписали с компанией «Регион-Транс» соглашение о сотрудничестве и договор о передаче ей полномочий по управлению «Томскавтотрансом». «Регион-Транс» уже приступил к управлению томской компанией. Но еще накануне этого обсуждалась возможность передачи государственного «Томскавтотранса» под управление местных кредиторов из числа частных операторов перевозок, которые предложили «белому» дому какой-то свой план санации компании. Но обсудить его никто не успел: подчиненные Жвачкина почему-то так спешили, что право на управление было передано «Регион-Трансу» в тот же день, как было подписано соглашение.

Вы видели выражение лица и.о. заместителя губернатора Глебовича, который подписывал соглашение? Это было лицо человека, который очень не хочет подписывать бумагу, но его заставляют это делать. Мне было его немножко жаль. Соглашение подписали еще два вице-губернатора — Гурдин и Антонов, но они сделали это с удовольствием, поэтому их мне жаль больше, чем Глебовича.

Формально риска потерять в этой сделке активы «Томскавтотранса» нет — имущество госкомпании не должно передаваться в залог под покупку нового пассажирского автотранспорта в лизинг. Но схемы все равно запутанные, и мордовская компания натянула на себя в бизнес-плане подозрительно много обязательств, связанных с долгами «Томскавтотранса», сроком вывода компании на прибыль, а также социальными гарантиями по сохранению численности персонала и зарплатам. В этой истории не понятно, кто кого засовывает в петлю. Но кто выбил стул, мы теперь знаем.

Вот мэр Томска свой транспортный коридор до тупика благоразумно решил не доводить. В апреле Кляйн утвердил изменения маршрутной сети Томска, которая осталось практически такой же, как и была до этого. Полгода власти пугали город новой нарезкой маршрутов, потратили кучу денег на исследования, но все оставили, как есть. В мэрии готовятся выставлять маршруты на торги под укрупненных перевозчиков, обещая, что в этот раз они будут принципиальными до конца. Каждый раз, когда я слышу такое, моя собственная принципиальность почему-то упирается в недоверие к этим людям.

А торги будут увлекательными. В позе, исключающей наличие хоть какой-то конкуренции, муниципальные торги обязательно будут увлекательными. Такими же, как все остальные.

И такими же, как апрель. Безальтернативный и нетерпеливый, спешивший в лето слишком быстро. Мы боялись за ним не успеть и не успеть потрогать его тепло, но он сжег себя целиком и остался где-то сзади нас.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×