Архив
9мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 6514Томск, Дети

Томский «Моцарт», которому год

Томский «Моцарт», которому год
Владимир Любарец

Ольга с семимесячным Левушкой на руках стояла в «предбаннике» БКЗ и через стеклянные двери наблюдала за концертом симфонического оркестра. Возмущение от того, что их «попросили» оттуда — прошло, но обида осталась. В целом на город — потому что в Томске, как оказалось, нельзя послушать музыку вместе с маленьким ребенком.

Эта история случилась чуть больше года назад: Ольга Петрова приехала к родителям в Томск из Петербурга с сыном. Сидеть дома оказалось скучно и она — как любитель хорошей музыки — стала искать. И нашла: симфонический оркестр, уличные концерты, закрытие сезона. По плану концерт должен был проходить прямо на крыльце БКЗ, но начался дождь, и все перенесли в фойе. А там спящий в коляске Лева проснулся и — нет, не заплакал — но молчать не стал. Ценители классической музыки начали шипеть и настойчиво попросили маму с ребенком покинуть помещение.

Вторая ситуация возникла через пару месяцев, на этот раз в музыкальной школе, куда Оля пришла на отчетный концерт. Бабушки на вахте изумленно охнули: «Вы что, с ребенком на концерт пойдете?» — «Нет, конечно, вы же с ним посидите полчасика, а я пока музыку послушаю?», — пошутила Ольга в ответ, подумав, что отношение к детям на культурных мероприятиях в Томске весьма странное.

С тех пор прошел год, и за это время Ольга сама организовала уже 55 музыкальных концертов для детей и родителей под брендом «Моцарт с пеленок». Формат в целом не новый, даже в нашем городе такие концерты хоть и редко, но случались — спасибо преподавателям музыкальных школ, которые работают с самыми маленькими учениками, и уже упоминавшейся филармонии. Но «Моцарт» подошел к делу не по-детски серьезно. На концертах царит очень свободная атмосфера, дети не должны чинно сидеть на стульчиках: они могут бегать и танцевать, могут подойти к музыкантам, а после концерта даже потрогать инструменты и попытаться поиграть на них.

— В первый раз я не хотел идти на концерт «Моцарта с пеленок», я не фанат музыки, и считал, что дочери рано, но жена уговорила, — рассказывает Евгений, гость «Моцарта». — И меня поразило, что там действительно очень спокойная и комфортная атмосфера, дети на подушках сидят, никто не цыкает на них, чтобы сидели тихо. А дочке очень понравилось, я не ожидал, что в два года она сможет выдержать весь концерт, да еще и будет танцевать.

Два ковра и вера в себя

— Суть проекта в том, чтобы дети с родителями знакомились с разной музыкой в той обстановке, где они никому не мешают, и где им никто не мешает, — рассказывает Ольга. И продолжает: — Оказалось, что для этого нужно всего-то два ковра и теплое уютное пространство.

С помещением повезло не сразу: найти теплое и комфортное место, расположенное в центре города и недалеко от остановки, было проблематично. После нескольких концертов Ольга позвонила в одно из новых культурных пространств города — в «Высоко», но там ей назвали такую стоимость аренды, которую молодому проекту было не одолеть. Через какое-то время она решилась связаться напрямую с владельцами, и на этот раз о цене удалось договориться. Ноябрьские концерты будут проходить в клубе «Таленто», в Первом музее славянской мифологии, но мечты о постоянном «доме для Моцарта» Олю не оставляют.

Неуверенность в своих силах для Ольги была главным барьером в работе. Сейчас она признается, что поначалу в идею не верили даже ее родители. Оле пришлось поговорить с ними, чтобы превратить маму и папу в союзников хватило слов: «Я буду вам признательна, если вы меня будете обманывать, но говорить, что верите в меня».

Теперь родителям не приходится обманывать дочь: мама подключилась к проекту и именно ей принадлежала идея купить ковры и выдавать детям пипидастры — разноцветные пампушки, с которыми веселее танцевать. Папа тоже не остался в стороне, он каждые выходные возит дочь вместе со всем реквизитом на концерты «Моцарта». Ну а сын Левушка — главный ценитель и индикатор, именно на нем Оля проверяет все свои идеи.

Где найти музыкантов

Опытным путем выяснилось, что дети любят ритмичную и довольно быструю музыку, но с опаской относятся к людям в костюмах. Так ансамбль средневековой музыки «Камерата» на своем первом концерте оказался тяжеловат для восприятия малышей. Но спустя год эти же музыканты обновили программу, и теперь дети реагируют на них спокойнее.

Вообще, самое интересное направление в работе над проектом — поиск музыкантов. Все сомнения: что профессиональные музыканты посчитают проект несерьезным и откажутся сотрудничать, что гонорары запросят слишком большие — развеялись почти сразу. Проблемы возникали только с графиком — некоторые из коллективов слишком загружены, и договариваться приходится заранее.

Кого-то Ольга находит, посещая концерты, например, в джаз-кафе Underground она договорилась о сотрудничестве с George Fefeloff band, которые теперь часто выступают со своими музыкальными программами в ее проекте. Других «присматривает» на зачетах и экзаменах в колледже культуры — так в «Моцарте» оказались молодой дуэт Saxobeats и дуэт балалайка-фортепиано. С трио «Грациозо» Оля познакомилась после памятного концерта в БКЗ, а коллектив «Эсперанто» и Катю Пронягину посоветовали пригласить родители, которые приводят своих детей на «Моцарта». До рождения детей они были частыми зрителями на концертах коллектива, вот и попросили позвать музыкантов и на детское мероприятие.

— Очень важно, что после концерта дети могут подойти и рассмотреть инструменты, поиграть на них. Борис Еремеев, например, привозит свою барабанную установку и разрешает детям вытворять с ней все что угодно — он это терпит и поощряет, — рассказывает Ольга.

Кроме этого во время программы детям выдают разные «шумелки»: шейкеры, бубны, бубенчики, треугольники, маракасы, деревянные ложки. Так что дети становятся полноценными участниками музыкального шоу, и для некоторых это — опыт публичных выступлений.

В качестве примера Оля вспоминает мальчика Савелия, частого гостя «Моцарта», который на каждый концерт приходил с новым — хоть и игрушечным — музыкальным инструментом. Его мама всячески поддерживала музыкальное развитие сына и к концерту ирландской музыки группы Salmon the Wise купила ему маленькую скрипку, а к джазовому концерту — саксофон. Очень робкий и застенчивый в жизни, Савелий настолько раскрепощался на концертах, что однажды даже выступил перед другими детьми, показав, как играет его инструмент. После этого мама благодарила Ольгу за такие перемены в сыне.

Музыка VS печенья

Сама Ольга окончила музыкальную школу по классу фортепиано, после чего инструмент был предан забвению на много лет. Любовь к музыке вернул Санкт-Петербург, где к этому располагает сама атмосфера и огромный выбор музыкальных событий. Именно оттуда пришло убеждение: детям необходимо слушать классическую музыку, причем чем раньше они научатся это делать, тем лучше. Эту точку зрения разделяет и томский музыковед Василина Сыпченко.

— Пока ребенок маленький, он запоминает не названия инструментов или композиций, он воспринимает звуковые ощущения. Ему нужно распознать новые звуки, а это уже серьезный мыслительный процесс. Ребенок учится определять, нравится ему какая-то мелодия или нет, красивая она или не очень, — и все эти задачи очень полезны для развития. Но я считаю, что детей надо воспитывать на хорошей музыке: классике, джазовых стандартах, классике советской эстрады — то есть на мелодиях, которые уже прошли проверку временем, — говорит Василина Сыпченко. — На концертах «Моцарт с пеленок» хорошо еще и то, что родители могут наблюдать реакцию своего ребенка на музыку в целом и для себя уже попытаться определить, стоит ли отдавать его, например, в музыкальную школу. А может, малыш заинтересуется конкретным музыкальным инструментом? Я была на концерте коллектива «Эсперанто», в котором выступают вокалистка и три музыканта: играют на скрипке, контрабасе и домре. И я обратила внимание, что некоторые дети просто глаз не отводят от рук музыкантов, настолько их заинтересовали эти движения.

В организации концертов для детей есть свои нюансы. Например, приходить на выступление нужно минимум за 15 минут, чтобы ребенок мог освоиться, понаблюдать за тем, как репетируют музыканты. По опыту Оли, если родители с ребенком залетают в зал, когда концерт уже начался, то они вряд ли досидят даже до середины — ребенок просто не успеет адаптироваться.

Со временем пришлось отказаться от угощений для детей. Обнаружив банку с печеньем, малыши уже не могли от нее оторваться и музыку слушали «вприкуску». В итоге родители стали просить убрать снеки, и Ольга признает — это было правильным решением.

Разуваться на «Моцарте с пеленок» — правило обязательное. На концерты приходят с совсем маленькими детьми, которые еще не умеют ходить, а только ползают. Да и их старшие товарищи не прочь поваляться на пушистых коврах.

Всю организационную работу Ольга делает сама, даже афиши рисует, пока сын спит. С ведением соцсетей помогают постоянные гости «Моцарта», а когда Оля уезжает в Петербург, то курирует проект оттуда, на месте в это время работает ее напарница Юлия Паницкая. Постоянно сотрудничают с проектом и два фотографа, поэтому с каждого концерта есть много фото — на радость родителям.

— В ближайшее время я очень хочу познакомить детей и родителей с редкими и необычайно интересными инструментами — виброфоном и маримбой. Наверняка даже не каждый взрослый знает, что это такое и как они звучат. Это металлофоны размером с фортепиано, на которых играют палочками, окутанными шерстяными нитями, — делится Ольга планами. — Такой инструмент в Томске есть только в БКЗ и колледже культуры, туда-то «Моцарт» и поедет в декабре. Это будет одним из подарков нашим зрителям к Новому году.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×