Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти

Поехали по-новому?

Поехали по-новому?
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Новый год для томичей начался с ожидаемого события, для многих ставшего неприятным сюрпризом. С 1 января в городе заработала новая маршрутная сеть. Уже в первые дни форумы и соцсети запестрели эмоциональными отзывами. Стало ясно, что опасения в том, что гладко переход не пройдет, оправдались.

Тепло ли тебе, девица?

О нарушениях в движении маршрутных автобусов томичей призвали звонить по телефону 28-29-06. Однако операторы не справлялись с огромным потоком звонков и большинству предлагали оставлять информацию на автоответчик. Но разговаривать с роботами мы не привыкли. Может потому официально за праздничные дни зафиксировано лишь 1,5 тысячи звонков при куда большем количестве возмущений, которыми люди делились между собой. Некоторые нашли для себя выход и стали писать на страницу Центра организации и контроля пассажироперевозок во «ВКонтакте».

Главная претензия — увеличившееся время ожидания транспорта. Стоять на морозе вместо привычных пяти минут пришлось кому-то 15 минут, кому-то полчаса, а жителям села Тимирязевское и вовсе по часу-полтора. Как тут не вспомнить 80-90-е годы, когда автобусы брали на остановках штурмом, а зимой бодро пританцовывали, чтобы не замерзнуть.

Увеличение интервалов томичи отметили на многих маршрутах, как троллейбусов, так и автобусов.

— Интервалы в шесть минут в утренние часы на маршруте № 24 прописаны только у вас на бумаге. Если не верите мне, то жду вас каждый будний день на остановке «ДОСААФ» в 08:00. Уверяю вас, простоите долго, так что одевайтесь теплее. А как дождетесь автобуса, то уехать не сможете, потому что он будет весь забит (и это я выражаюсь крайне-культурно), — возмущается томичка на странице Центра.

Увеличилось даже время ожидания маршрутов, которые раньше ходили «как часы». В администрации при этом уверены, что время ожидания в большинстве случаев увеличилось лишь на одну-две минуты. Серьезное исключение — маршрут № 36/37, по которому сейчас проводится разбирательство.

Кто прав, пассажиры или перевозчики, которые ссылаются на дорожные условия, могла бы рассудить беспристрастная система ГЛОНАСС, к которой, согласно условиям контракта, должны быть подключены все автобусы. Но пока этого еще не произошло.

— У нас в городе работают четыре оператора, которые могут подключить к системе ГЛОНАСС, но они технически не успевают это сделать. У операторов не хватает оборудования, не хватает сил для передачи данных. К концу месяца все устраним, выдадим интерактивную карту для населения, — уверяет председатель комитета по транспорту и организации дорожного движения мэрии Ольга Свахина.

Остается только ждать этого момента с замиранием сердца.

Пошли не по тому пути?

Тот факт, что Томск разрастается, — очевиден. Если раньше в районе АРЗа домов выше пяти этажей практически не было, то за последние десять лет там, как грибы, выросли исполины панельного домостроения — огромный микрорайон Радужный. Зеленые горки из активно обсуждаемого проекта застройки на глазах превратились в густонаселенный район.

Людей стало больше, всем надо уехать на работу-учебу, потребовался транспорт, новые маршруты. Казалось бы, чем не поле для деятельности при реформировании маршрутной сети? Львиная доля потока пассажиров в Томске всегда устремляется из спальных районов в центр города, где расположены рабочие места, вузы. И за маршруты, на которых быстро можно выехать из этих районов на проспект Ленина, проспект Комсомольский и другие магистрали города, сказали бы спасибо многие. Но вместо этого покрытие потребностей жителей обеспечивали, продляя существующие маршруты. Например, несколько лет назад так произошло с маршрутом № 11.

Мало что изменила и новая схема. Напротив, был отменен популярный маршрут № 27. Радует, что многочисленные звонки томичей все же дают свои плоды.

— Есть жалобы от жителей Зональной Станции (куда заезжал 27-й маршрут). Были проведены совещания, и уже со следующей недели будет восстановлена схема маршрута № 27 в качестве межмуниципального. Он будет обеспечивать транспортную связь Зонального, проспекта Комсомольского и микрорайона Солнечный, — сказала Ольга Свахина на заседании комиссии гордумы по транспорту.

Есть потребности в быстром доступе к проспекту Комсомольскому и у жителей Каштака. Особенно это очевидно жителям Северска, которые пользуются маршрутом № 401.

— На остановке «Дом книги» невозможно войти в 401-й, он идет битком — люди едут с Комсомольского на Каштак, а северчане вынуждены ждать следующий, — отмечает Наталья Смолярчук.

Конечно, с этой остановки можно уехать на Каштак на автобусе № 16 (следует через проспект Ленина), но по Комсомольскому, особенно в час пик, получается куда быстрее.

На работу многие томичи опять же едут на 401-м. Если раньше некоторые выбирали 13-й маршрут, у которого на АРЗе была конечная, и жители Радужного могли с комфортом разместиться в пустом автобусе, то с его продлением на Черемошники это преимущество для них исчезло.

Впрочем, есть и те, кому изменения пришлись по вкусу.

— Здорово, что 13-14-й до Чубаровцев пустили! К подруге и от нее теперь экономлю время и деньги. Да и теплее в автобусе, чем пешком, — отмечает Анна.

«Приятностью» для жителей Южной стало изменение маршрута № 3. Теперь с Кирова напрямую по Красноармейской домой они могут попасть только на троллейбусе (который может встать из-за отключения контактной сети). Маршруты №№ 2 и 4 следуют по Кирова через «Томск-1», а № 3 и вовсе уходит на «Изумрудный город». С учетом пробки перед поворотом на Елизаровых дорога домой затягивается. Казалось бы, почему не развернуть на Красноармейскую маршрут № 2? Но этого не произошло.

Жители поселка Сосновый Бор после отмены маршрута № 28 тщетно пытались дождаться 4-й. На новой схеме и вправду он должен ходить из поселка, но жители или не заметили небольшую черточку-слэш, или недопоняли ее значения.

Как пояснила Ольга Свахина, основной маршрут № 4, как и прежде, ходит с улицы Мюнниха. А из Соснового Бора до «старой» конечной курсирует «вертушка». Она была создана, чтобы подвозить детей из поселка в гимназии №№ 55 и 56. Расписание было оговорено с администрациями учебных заведений, и если потребуется его скорректировать (сегодня интервал составляет 40 минут, начиная с семи утра), можно обращаться с предложениями. Именно поэтому «вертушка» начала свою работу только после выхода ребятишек с каникул — 11 января. Маршрутов, связывающих район психиатрической больницы с центром города, по мнению администрации, достаточно.

— Если вы обратите внимание, у нас много маршрутов, которые обслуживают те или иные районы и микрорайоны с учетом пассажиропотока в формате «вертушек» или сезонных рейсов. Это не только Сосновый Бор, но и левобережье, дачные поселки и так далее, — отметила Ольга Анатольевна. — То, что кому-то из томичей не нравятся изменения, не значит, что это плохо для всего города. Если у кого-то стало вместо четырех мимо проходящих маршрутов три, значит, какой-то маршрут перенаправлен на тот участок, где у людей, возможно, вообще не было транспортного обслуживания или оно их абсолютно не устраивало. Хочу отметить, что и до Нового года маршрутная сеть многих не устраивала. При этом она не является консервативной и однозначно замороженной на длительный срок. Изменения в ней возможны.

Зашел — заплати

В некоторых автобусах томичей встретило неожиданное объявление: «В целях безопасности вход осуществляется в переднюю дверь, выход — в заднюю. Расчет производится при входе». Как можно реализовать это в условиях часа пик и переполненных автобусов даже при наличии кондукторов — не понятно. А без них — трудновыполнимо: «пазики», водители в которых сидят довольно далеко от входа, не приспособлены для этого. С кондукторами, как выяснилось, при наличии видеокамер возникли большие проблемы. Без возможности «положить в карман» на эту работу никто не рвется. Так что тут все пока остается по-прежнему, несмотря на объявления.

— Вот без чего я могу прожить, как и большинство народа, так это без кондукторов и оплаты при входе, — делится один из пользователей. — А остальные требования договора, как по мне, даже очень выполняемы: блютуз в наше время стоит «три копейки» (чтобы освободить руки от телефона — прим. автора), курить водитель может и на конечной, тем более почти на каждом маршруте их две.

На то, что курение водителей останется в прошлом, и правда есть надежда.

— Мы понимали, что 1 января мы в сказке не проснемся. У нас остались те же предприниматели, те же водители с теми же привычками. Они считают: подумаешь, я проехал остановку, подумаешь, покурил. И предприниматель еще не оценил все риски. Годами люди заваливали мэрию жалобами, но половину мы не могли удовлетворить, потому что контракт перевозчика не соответствовал требованиям, — рассказывает Ольга Свахина. — Потому и предлагалось перевозчикам неоднократно подписать новые контракты, от чего они всячески отказывались. Сейчас требования прописаны новые. Мы их не сами придумывали, в условия контракта включали те требования, которые диктует закон и само население Томска. Запрет курения за рулем, запрет расчета водителем во время движения (почему мы и ввели обязательно кондукторов), соблюдение режима работы пассажирского транспорта. Нарушения сейчас есть: кто-то из перевозчиков переоценил свои возможности, сказалась и дорожная обстановка. Но сразу расторгнуть договора было бы неправильно. Важно, чтобы была возможность устранять нарушения.

Союз расторгнут?

Однако первый случай на грани расторжения договора уже есть. По отзывам жителей Тимирязевского, в первые дни года автобус № 36-37 им приходилось ждать порой больше часа. Родители школьников даже стали рассматривать вариант заказного автобуса для своих детей. Но после переговоров с администрацией и жителями ситуация стала улучшаться, сегодня интервал уже не превышает 30 минут.

Следующим на очереди может стать маршрут № 8-9. К нему претензии не только по интервалу движения, но и по несоблюдению маршрута.

— Объясните, пожалуйста, как ходит маршрут № 8-9? По моим наблюдениям, так, как хочет. Вчера в 21:30 на Белом озере автобуса дождаться не удалось. Почему такое свинское отношение к людям? — спрашивает во «ВКонтакте» Денис. — Кроме того, объясните, по какому маршруту ходят эти проклятые автобусы? Почему я сегодня вижу, что 8-ка едет по своему старому маршруту, по Гагарина? Если схема автобуса меняется, то почему людей не ставят в известность? Почему из-за того, что кто-то думает не головой, а другим местом, люди должны стоять и мерзнуть на остановках. А на улице, смею заметить, не май месяц, а январь!

По словам Ольги Свахиной, эта проблема сегодня решается. На заседании комиссии по транспорту в гордуме перевозчик обещал исправиться.

— Либо он решит проблему, либо должен быть готов к расторжению договора, — отметила Ольга Анатольевна. — Радует, что по ряду маршрутов уже с 1 января не было существенных претензий. Хотя, конечно, есть и «сложные» маршруты, на которых перевозчики переоценили свои возможности, организационные способности, например, в части отлаживания диспетчеризации. Мы стараемся в кратчайшие сроки решать вопросы, но многое зависит от перевозчика.

Несмотря на то, что перевозчики томские, с большим опытом, их подводят старые привычки.

— Раньше трудно решались проблемы с бригадирами, нередко они ссылались на непонимание со стороны коллег, боялись переизбрания. Сейчас нам работать проще, — уверена Ольга Свахина. — Ответственность перевозчика прописана в договоре, и прикрываться спинами владельцев автобусов он не может. Каждый из них, ставя подпись под договором, был ознакомлен не только с требованиями, которые к нему предъявляются, но и с ответственностью, которая его ждет при их нарушении. Да и средства, перечисленные в бюджет по аукциону, перевозчику не возвращаются. Это тоже стимулирует их к работе.

Тех, кто переживает, что в случае расторжения договора на таком маршруте начнутся сбои, она успокаивает:

— Без транспорта люди не останутся. Мы имеем право заключить договор на любой срок по нескольким процедурам. На сегодняшний день — это электронные аукционы как наиболее прозрачный способ отбора перевозчиков. Но в ситуации, когда будет необходимость уже завтра обеспечить перевозку пассажиров, есть возможность быстро заключить договор с поставщиком, у которого есть подвижной состав, на любой срок.

Остается последний вопрос: почему такой эксперимент, как введение новой схемы маршрутной сети, над томичам решили провести в самое холодной время года? Почему не летом, когда нет студентов, школьникам не надо в школу, а работающее население частично в отпусках?

— Согласно требованиям федерального закона, которые мы должны были соблюсти, перевозчиков необходимо было предупредить об изменениях за 180 дней. Мы планировали введение новой схемы в августе, но в связи в уведомлениями и тем, что они отказались получать уведомления своевременно, сроки сдвинулись. Но первые праздничные дни немного смягчили ситуацию, — считает Ольга Анатольевна. — За праздничные дни у томичей была возможность максимально безболезненно познакомиться с новой схемой. Я уверена, выпади ее введение на любое другое время, все равно нашлись бы недовольные.

Как бы то ни было, сейчас мы вынуждены пользоваться новой маршрутной сетью. Опыт с 27-м маршрутом уже показал, что, объединившись, томичи могут добиться своего. Как будет совершенствоваться новая сеть в дальнейшем, покажет время, а пока — едем по-новому.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×