Архив
27апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 4817Томск

Современное искусство: какое оно в Сибири

Современное искусство: какое оно в Сибири
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Можно его любить, можно — ненавидеть, но не замечать просто невозможно. Это я про современное искусство. Возможно ли оно в наших далеких от столицы условиях? В Томске уже почти четыре года существует Сибирский филиал Государственного центра современного искусства (в этом году он стал частью музейно-выставочного центра РОСИЗО). Узнать подробности его жизни мы отправились в небольшие залы в здании на Нахановича, 3а.

Оказывается, филиалов Государственного центра современного искусства в российских регионах всего восемь. То есть, Томску повезло, что именно наш город был выбран для создания такого центра. Причина — студенты. Где, как не в университетском городе пропагандировать современное искусство? Правда, наш сибирский филиал один из самых молодых. Примеры, к чему стремиться, есть.

— Больших успехов на сегодня добились самые «старые» филиалы ГЦСИ в Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, — считает специалист по связям с общественностью, координатор образовательной программы сибирского филиала Анастасия Куклина. — Балтийский филиал в Калининграде известен тем, что активно развивает art&science — направление, объединяющее науку и искусство. Курирует его известный специалист в области наукоемкого искусства Дмитрий Булатов, представляя выставки не только в России, но и за рубежом. У некоторых филиалов крупные площадки. К примеру, филиал в Нижнем Новгороде расположен в недавно отремонтированном здании Арсенала на территории нижегородского кремля. Это здание полностью соответствует международным требованиям к музеям и считается гордостью ГЦСИ.

— Мы же молоды, наша активная работа началась только в 2013 году. У нас пока нет своего большого выставочного помещения. Часто здание-памятник архитектуры в регионе отдают для реставрации под центр современного искусства, возникает преемственность, история продолжается и связывается с современностью. Так же и в Томске: под центр современного искусства передано здание складов Горохова на набережной реки Томи. Подготовлен проект реставрации здания. Проект включен в программу «Культура России». На время реконструкции мы будем располагаться в небольшом офисе на Нахановича, 3а. Но большие, масштабные проекты мы воплощаем их в жизнь в партнерстве с музеями, художественным и краеведческим. Реализовано несколько проектов совместно с ТГУ. Думаю, в будущем возможно сотрудничество с пушкинской библиотекой и другими площадками.

Директор сибирского филиала с 2014 года Вячеслав Мизин — сам художник и куратор, участник арт-группы «Синие носы» — привлекает к сотрудничеству художников и кураторов сибирского региона. В Томске в команде филиала — культурологи, философы, искусствоведы. Это Анастасия Куклина, Герман Преображенский, Екатерина Кирсанова, Дмитрий Галкин, Алексей Абносов.

У сибирского филиала есть три ключевых направления: выставочно-исследовательская программа «Родом из Сибири», образовательная программа «Оптика современного искусства», программа «Видео-арт и современная визуальная культура».

Образовательная программа представляет собою серию лекций и междисциплинарных семинаров по современному искусству. Их тематика охватывает основные направления и художественные течения в современном искусстве: арт-география, диалоги о современном искусстве, отношения в треугольнике «художник — куратор — публика», актуальное искусство и цифровая культура, арт-менеджмент, стиль, дизайн и современное искусство. Важно, что в качестве лекторов в Томске приглашаются ведущие специалисты в области contemporary art — философы, культурологи, искусствоведы, кураторы, художники.

— Нарастающий зрительский и научный интерес к динамичным тенденциям и проблемам современного искусства — причина активно организуемых по всему миру биеннале, фестивалей, выставок, конференций, — подчеркивает Анастасия Куклина. — Мировые столицы не испытывают недостатка в образовательных программах в области современного искусства. В регионах дело обстоит иначе. И миссия Сибирского филиала ГЦСИ в том, чтобы восполнить этот региональный образовательный пробел.

На лекциях в филиале обычно собирается полный зал, вмещающий около 50 человек. Интересно, что послушать известных российских и зарубежных теоретиков современного искусства чаще ходят студенты и представители томской интеллигенции, чем местные художники.

Программа «Видео-арт и современная визуальная культура» посвящена экспериментальному художественному направлению, сформировавшемуся в середине XX века на почве протеста против массовой культуры и телевидения. На Западе видео-арт сегодня составляет серьезную художественную альтернативу кино и популярному ТВ. В России видео-арт пока не так популярен, как в Европе. Задача программы — познакомить сибирскую аудиторию с этим активно развивающимся направлением в современном искусстве через лекции, кинопоказы и встречи с художниками.

Например, в прошлом году в рамках недели Экспериментального кино сибирский филиал представил в Томске фильм «Эликсир», отмеченный на берлинском кинофестивале. На показ приезжал продюсер картины Андрей Сильвестров. Заметным событием стали «Дни швейцарского видео-арта в Сибири», когда в Томск прибыли замечательные видеохудожники из Швейцарии и Сибири, прошли творческие встречи и круглые столы.

К молодым художникам обращена программа «Родом из Сибири».

— Суть программы — это культивирование региональных художественных сил через активную работу с молодыми авторами, — объясняет Куклина. — Мы не ограничиваемся только Томском, география участников проекта охватывает весь сибирский регион. Дискурс более опытных художников «сибирского иронического концептуализма» показывает преимущества провинциальной позиции и, одновременно, отсылает к эстетике «бедного» искусства. Все это позволяет Сибирскому филиалу быть включенным в интернациональный художественный контекст, но при этом, базируясь в Сибири, акцентировать внимание на исследовании местной идентичности, разрабатывать сибирский культурный тренд.

Что же такое сибирский иронический концептуализм? Рассказать подробнее мы попросили теоретика и исследователя современного искусства, доктора философских наук Дмитрия Галкина.

— Все любят «измы». Все используют «измы». Коммунизм, традиционализм, патриотизм, либерализм... Так сложилось. Удобный способ обозначать сложные концепции и идеи. Искусство здесь не исключение. Все хотя бы слышали об импрессионизме, сюрреализме, дадаизме, конструктивизме. Что касается концептуализма — это одна из важнейших страниц в искусстве второй половины ХХ века. Это целая плеяда западных и российских художников, для которых художественный объект подчинен концепту и тексту — буквально — по которому мы «читаем» искусство. Тот случай, когда дыра в стене или «забытая тряпка» на выставке заменяют картину и скульптуру именно из-за изощренности концепта.

— Сибирские художники решили дать свой скептический и немного издевательский ответ респектабельному концептуализму из фешенебельных галерей в виде «сибирского иронического концептуалихма». Я имею ввиду Дамира Муратова, Василия Слонова, Игоря Шерко, группу «Синие носы» и других. Хотя точно не могу сказать, близко ли это название/-изм каждому из них. Мне идея кажется любопытной и достаточно провокационной. Иронический концептуализм из Сибири — это критическая «провинциальная» реакция на мир современного искусства, превратившийся в небольшую столичную тусовку ангажированных профессионалов. А вот вам наш забавный -изм! Да, кто-то может сказать, что это такой «паразитический» прием хитрого «теоретика» — невзначай, изящно так присоединиться к достижениям/имени знаменитого московского концептуализма (многие знают имена таких художников как Илья Кабаков или Юрий Альберт). Но задача сибирского СоврИска скорее в том, чтобы найти или изобрести региональную, посконную, в ироничном смысле настоящую художественную жизнь за пределами столиц и больших музеев. И если вы скажете, что все это выглядит как неубедительные местечковые претензии, то и здесь ответом будет... ирония! В частности, ирония по поводу вашего концепта местечковых претензий.

Для кого доступен Сибирский филиал? Иногда со стороны томских художников звучат претензии, что проект пока не оправдывает тех надежд, которые на него возлагали. В филиале объясняют, что популяризировать все работы всех желающих здесь не могут.

— Знаете, культура — это вообще такой большой фильтр. Он отбирает, хранит и транслирует ценное. Самое ценное — это миссия. Очень трудная, на самом деле. И другие музеи рады далеко не всем желающим выставляться. И это правильно! В университет или даже в армию тоже всех подряд не берут. Мы — государственное учреждение культуры, которое должно представлять качественные проекты, выдвигая определенные требования, и задавать стандарты, — поясняет Анастасия Куклина. — Все проекты всех филиалов оценивают эксперты РОСИЗО-ГЦСИ в Москве, это профессионалы международного уровня. Некоторые любят говорить, что мы занимаемся современным искусством, а не искусством современников. Что-то есть в этом суждении, но искусство современников огромно... Значимо и то, что мы должны работать не только с Томском, но со всем сибирским пространством, мы не можем замыкаться на одном городе. Одна из важнейших задач филиала — помочь вырасти молодым сибирским современным художникам, освоить контекст и методы современного искусства.

Но представить свои работы может каждый, кто занимается творчеством — можно принести или прислать в электровиде в Сибирский филиал свои работы, вполне возможно, их оценят высоко.

— Некоторые молодые авторы стесняются, но художнику необходимо галерейное или культурное пространство — музей, галерея, центр современного искусства, — уверена Анастасия Куклина. — Только нужно помнить, что требования к современному искусству высокие. Обязательно должна быть концепция: идейная, содержательная сторона этого высказывания сегодня выходит на первый план. И еще важно понимать, что в этой сфере огромную роль играет куратор. Нередко это фигуру ставят на уровень со-художника, со-творца современного искусства. Но и куратор, и художник обращаются к зрителю, ищут своего зрителя. Так что мы приглашаем томичей на наши мероприятия! Всегда лучше познакомиться и пережить что-то лично или рядом с людьми, такими же любопытными и неравнодушными к современной культуре.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×