Архив
27апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 7694Томск, Деревянное зодчество, Туризм

Хочу в Томск

Хочу в Томск
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Казалось бы, что может привлечь в городе, название которого мой школьный учитель географии расшифровывал как «Таежное Отдаленное Место Ссылки Каторжан»? Если смотреть на наш город издалека, то именно так может показаться. Тогда тот факт, что в прошлом году Томская область заняла 64 место среди регионов РФ по привлекательности для туристов, удивительным не кажется. Но для томичей, и тех, кто хорошо знаком с нашим городом и регионом, это означает только одно: туристическая сфера у нас катастрофически не развита. Конечно, нашему городу трудно конкурировать даже в Сибири с такими соседями, как Алтай или Байкал. Но и Томску есть что показать и чем гордиться. Так есть ли перспективы, что привлекательность города с точки зрения въездного туризма изменится?

Чем удивлять будете?

В последние годы в Томске активно развивается событийный туризм. Каких только праздников у нас в городе и области не проводится: «Праздник топора», «Праздник кузнеца», «Праздник жимолости», «Этюды Севера»… Некоторые из этих проектов отмечены на самом высоком уровне. Например, «Праздник топора» и «Бронзовый витязь» стали победителями в финале национального конкурса в области событийного туризма Russian Event Awards-2016. При этом фестиваль «Праздник топора» признан лучшим туристическим событием в сфере популяризации народных традиций и промыслов.

Хотя, на мой взгляд, в нашем регионе есть куда более интересные мероприятия. Например, межрегиональный фестиваль коренных народов Сибири «Этюды Севера», который ежегодно проводится в Парабельском районе. Но привлекать туристов им сложнее, прежде всего, из-за проблем транспортной доступности. Ехать несколько часов на авто, местами по гравийке, решится не каждый любитель этники. Изменить ситуацию могли бы спецрейсы водного транспорта. И шансы, что это направление будет развиваться, есть.

— Мы прорабатываем совместный проект с судоходными компаниями. В числе прочего они запросили информацию о том, какие у нас основные событийные мероприятия проводятся в течение года в муниципалитетах, расположенных по берегам главной водной артерии области — реки Обь, — рассказывает председатель комитета развития внутреннего и въездного туризма облдепартамента по культуре и туризму Ирина Лахтионова. — В числе прочего интерес вызывает и фестиваль «Этюды Севера». Безусловно, по реке в Парабель добираться комфортнее и интереснее, чем по автодороге. Пока этот проект обсуждается, но у инвестора есть большое желание его реализовать.

Едут в Томск и за легендами.

— Когда мы проводили научно-познавательный «Международный форум, посвященный императору Александру I и старцу Феодору Томскому» при организации Томского отделения Русского географического общества, вскрылось немало интересных фактов. У нас были гости, которые много лет занимаются этой тематикой, приезжал известный графолог. Информации по этой теме накопилось достаточно, — рассказывает руководитель информационного центра Томского отделения Российского географического общества Юлия Калюжная. — Сегодня у РГО есть интересный глубокий экскурсионный проект для гостей города, посвященный старцу Федору. Люди уезжают после него в восторге.

Маршруты выходного дня

Однако в последнее время в сфере туризма в Томске новый тренд — маршруты выходного дня.

Для тех, кто не готов к дальним разъездам по области, разработан маршрут выходного дня по Томску и окрестностям «Томск — сердце Сибири». Он входит в федеральный проект «Великий чайный путь». Томичам и гостям города предлагается познакомиться с Томском, казачьей культурой, узнать о роли немцев в Сибири, посетить Таловские чаши, музеи города. Летом предлагается теплоходная прогулка.

— После подорожания путевок за границу в России развивается внутренний туризм. С дальними регионами и зарубежьем работа ведется через крупных туроператоров. Мы предложили им разработать различные маршруты, которые бы интересно представили Томскую область. До финала дошел «Парк-тур». Маршрут получил название «Томск — сердце Сибири», — рассказывает историю рождения этого маршрута Ирина Владимировна. — Мы проехали по нему, обращая внимание на инфраструктуру, экскурсоводов, оценивали работу «Туристского информационного центра». В январе этот маршрут был утвержден в качестве брендового и включен в рекомендованные.

Для тех, кто не хочет ограничиваться Томском и готов к дальним поездкам по области, в марте был утвержден еще один маршрут, получивший название «Окно в Сибирь. Тур по «Золотому кольцу» Томской области».

— Он включает в себя посещение восьми районов региона: Шегарского, Кривошеинского, Молчановского, Колпашевского, Каргасокского, Парабельского, Чаинского и Томского, — рассказывает Юлия Юрьевна. — Этот трехдневный маршрут, предназначенный для томичей и гостей города, демонстрирует основные достопримечательности региона, начиная от Томска до Нарыма и обратно. Мы будем знакомиться с историко-культурными достопримечательностями, также это природные объекты, гастрономия, имеет место и образовательный туризм. Будут встречи с интересными людьми и мастерами Томской области, знакомство с кулайской культурой, с коренным населением и казачьим бытом.

Насколько маршруты выходного дня будут востребованы, покажет время. И прежде всего, насколько интересен он будет гостям издалека.

— Внутренний туризм сложно отследить. В Томск приезжает много экскурсионных групп из соседних регионов — практически каждые выходные. Это стабильный поток, постоянный, однако, поскольку они не живут в наших гостиницах, учесть его сложно, — говорит Ирина Владимировна.

Однако узнаваемость Томска постепенно все же растет.

— Это связано, на мой взгляд, с организацией событийных мероприятий, которые проводит областной департамент по культуре и туризму, и мероприятиями делового туризма — они создают положительный облик Томска, — уверена Юлия Калюжная. — Для того, чтобы узнаваемость росла и в дальнейшем, необходима заинтересованность региональной администрации в сфере культуры и туризма. Катастрофически не хватает финансирования. Однако все идет своим чередом. Томск долго был закрытым из-за соседнего Северска. Нам трудно конкурировать с Алтаем и Байкалом, но у нас есть заинтересованные люди, думаю, все пойдет на лад.

Сложности перевода

Если с внутренним туризмом все более менее понятно — к нам приезжают жители соседних регионов и интересующиеся сибирской экзотикой из дальних регионов, то что же с иностранными туристами?

Прежде, чем к нам приехать, о нас нужно узнать. И вот здесь — первая проблема. Конечно, можно рассчитывать на туроператоров, но важно и самим предпринимать усилия в этом направлении. Но у сайтов, посвященных Томску, как центру притяжения туристов («Туристский информационный центр», туристский портал Томской области), отсутствуют англоязычные версии. При своей неплохой информативности, страница, посвященная Томску на сайте Ростуризма, встречает посетителей довольно мрачной фотографией. Англоязычная версия у сайта есть, но она далеко не полная.

Возможно, это одна из причин, почему жители дальних стран у нас гости не частые. Впрочем, нет, не так. Иностранцев в Томске хватает. Но это не классические туристы. Они приезжают в наш город в большинстве своем на мероприятия делового туризма — саммиты, форумы, конгрессы. Вторая распространенная категория иностранцев — студенты и преподаватели.

Так несколько лет назад в Томске оказалась и француженка Манон Кноэртзэр.

— Я узнала о Томске через мой университет Durham Univercity, в Англии. Я там учила русский язык. На третьем курсе у нас была возможность поехать за границу. И среди вариантов был Томск. Тогда мне было интересно побывать в Сибири, и специально информацию о вашем городе я не искала — ехала из интереса. Но недавно в сети нашла хорошую статью в Интернете (один из самых известных сайтов для путешественников на английском языке — прим. автора). Но там почти ничего нет о деревянной архитектуре. А для меня в Томске самое интересное было — это посмотреть все деревянные дома! Можно бесконечно гулять по маленьким улицам, фотографируя уникальную архитектуру. Я бы рекомендовала посетить музей деревянного зодчества. Без сомнения, первый приоритет для индустрии туризма в Томске должен быть сохранением деревянных домов по всему городу. У нас в Европе старинные дома стараются сохранять, их ценят. Печально, что у вас их ломают и строят новые.

Жемчужина без оправы

О том, что, по мнению большинства приезжающих, деревянные кружева — это главная изюминка Томска, можно судить по восторженным отзывам, оставленным гостями города на форумах. Но именно развитие этого направления сталкивается с наибольшим количеством препятствий.

Если еще несколько лет назад при губернаторе действовал совет по сохранению и развитию деревянного зодчества. Были приведены в порядок как отдельные дома, так и комплексно благоустроены участки по улицам Дзержинского и Кузнецова. Там и сегодня приятно прогуляться, и есть что посмотреть и показать. Но сегодня эта работа практически сошла на нет.

— Деревянное зодчество очень нравится людям. Но это требует больших финансовых затрат. Было бы очень интересно развивать купеческую тематику в туристической сфере города, но для этого нужны инвестиции. Сегодня мало просто показать дома, людям интересно зайти в купеческий дом, познакомиться с бытом, чтобы на пороге встретил купец и угостил чаем, рассказал о своей жизни, — рассказывает Ирина Лахтионова. — Это новые подходы к экскурсионному обслуживанию. Не просто подача информация, а интерактив, погружение в среду. В этом направлении мы с городом сейчас работаем, уделяем таким формам внимание в школе экскурсоводов. И если обеспечить новую подачу информации мы можем, то для организации такого места для проведения экскурсий необходимо выделения культурного объекта, памятника деревянного зодчества. Но на это нужно много средств.

Есть и менее затратные способы сделать знакомство с деревянным зодчеством комфортнее. В отсутствии денег на реставрацию домов хотя бы благоустроить улицы, на которых они расположены, устроить тротуары там, где их нет (например, в Татарской слободе, где сегодня практически круглый год, чтобы посмотреть дома нужно месить ногами грязь). А если на исторических домах разместить QR-коды, в которых зашифрована информация о зданиях, их архитекторах, людях, которые в них жили — даже это станет просто прорывом для Томска.

Приведение в порядок исторической части Томска, новые формы подачи информации, распространение информации о городе, в том числе выход на англоязычные сайты могли бы и правда привлечь в Томск туристов. Но на все это нужны деньги. Пока же туризмом в Томске занимаются энтузиасты.

— Мы очень хотим, чтобы наш Томск увидели, мы все его любим, он же у нас особенный, — уверена Ирина Владимировна. — Денег на продвижение нет, мы сами ездим, рассказываем, презентуем любимый город. Курочка по зернышку клюет.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×