Архив
25сентября
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2017
2017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
17 июля 13:36 Прочтений: 4331 Инвалиды, Доступная среда

Заезжай, если сможешь: томские инвалиды о барьерах на улицах

Заезжай, если сможешь: томские инвалиды о барьерах на улицах
ФОТО: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Перемещение по городу людей с особенностями здоровья во многом зависит от сопровождающего — родственника или друга, а также доброты и отзывчивости прохожих — кто-то откроет дверь, кто-то поможет преодолеть бордюр, кто-то переведет через дорогу. Городская среда при этом остается, мягко говоря, не совсем комфортной для людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слабое зрение или особенности психического развития. Этой проблемой уже давно занимается томич Евгений Бурмистров, который сам передвигается на коляске и сталкивается с самыми разными барьерами ежедневно.

***

— В плане доступности городской среды для инвалидов в Томске делаются пока только первые шаги, да и то иногда ошибочные, — говорит Евгений Бурмистров, эксперт программы «Доступная среда». — В свое время было построено много пандусов, подняться по которым без посторонней помощи невозможно: склон был слишком крутой. В настоящее время некоторым собственникам помещений — кафе, магазинов, аптек — приходится переделывать пандусы по предписанию прокуратуры.

Впрочем, человеку на инвалидной коляске или слабовидящему с тростью непросто передвигаться даже по тротуару, выложенному плиткой. В первом случае у человека возникает ощущение, будто он едет по стиральной доске, во втором — незрячий получает неясную, сбивчивую информацию.

— Тротуарная плитка вызывает у нас серьезные нарекания. Во многих местах она положена небрежно или частично разрушена. В итоге щели, ямки и выступающие над поверхностью отдельные плитки затрудняют движение. Едешь по тротуару на инвалидной коляске и трясешься, — сетует Евгений. — Тактильная плитка вообще редко встречается в городе. Кладут ее рабочие, которые толком не понимают, для чего она нужна. В итоге плитка, положенная неправильно, не несет полезной информации для слабовидящих.

В проектной документации обычно прописано, что и как нужно делать, например, при ремонте дорог, тротуаров, пешеходных переходов. Но подрядчик вольно или невольно вносит в проект незначительные, на его взгляд, изменения, которые оборачиваются для маломобильных групп населения дополнительными сложностями.

— Во многих местах встречается завышение бордюрного камня: по регламенту он не должен превышать 14 миллиметров, а в реальности он и два, и пять сантиметров, а кое-где даже десять. Порой это служит для колясочника непреодолимым препятствием, — отмечает Евгений. — На тротуаре по проспекту Ленина затрудняют движение водосточные желоба. В них, как в канаве, застревают колеса не только инвалидных, но и детских колясок. Эти желоба необходимо было накрыть специальной решеткой. Почему это не было сделано даже в центре города — непонятно.

Такие барьеры и неудобства на своем пути инвалиды чаще всего обнаруживают уже тогда, когда все работы завершены. А ведь их можно было своевременно нивелировать…

— К сожалению, в Томске представителей общественных организаций инвалидов не включают в комиссии по приемке тех или иных объектов после завершения строительства или реконструкции. Нет на то доброй воли администрации, — говорит Евгений. — Между тем, на стадии сдачи объекта исправить какие-либо недочеты проще и быстрее. Если же нарушения выявляются уже в процессе эксплуатации объекта, активисты добиваются их устранения через прокуратуру. Для подрядчика это и хлопотнее, и затратнее.

Наиболее труднодоступными, по мнению Евгения, являются магазины шаговой доступности, аптеки, парикмахерские, располагающиеся на первых этажах жилых домов. К ним, как правило, ведут высокие ступеньки, при этом отсутствуют пандусы, а узкие дверные проемы не позволяют попасть внутрь. Новые здания — жилые, торговые и общественные — строятся уже в соответствии с современными требованиями доступности. Но и здесь есть свои трудности…

— По-прежнему актуальна проблема транспортной доступности, — говорит Евгений. — В Томске хорошо развита троллейбусная сеть, и троллейбусы практически все низкопольные и доступные. Но у нас появляются новые микрорайоны, например, Зеленые Горки. Дома там приспособлены для маломобильных граждан, и они туда переселяются. Но вот выезжать в город им становится сложнее: троллейбусы в Зеленые Горки пока не ходят, а старые «пазики» не оборудованы подъемниками…

Но что говорить о городе в целом, если даже лечебно-профилактические учреждения не совсем доступны для пациентов на инвалидной коляске, а персонал не всегда готов оказать им помощь. Томич Николай Муравьев, закрепленный за поликлиникой № 10, рассказывает: ее крыльцо не оборудовано пандусом; чтобы попасть внутрь, нужно подняться по швеллерам (своеобразным рельсам), но они слишком узкие для колес его коляски активного типа. На этом препятствия не заканчиваются…

— Внутри нет никакой инфографики, которая помогла бы сориентироваться: где находится туалет, где лифт, на котором колясочник может подняться на верхние этажи, — говорит молодой человек. — Когда я посетил поликлинику с сотрудниками прокуратуры, мне сразу все показали и рассказали. Оказывается, колясочники могут воспользоваться просторным грузовым лифтом, а помочь им передвигаться может охранник. Но на деле, когда спустя какое-то время я пришел туда один, мне никто не помог, охранник заявил, что это не входит в его обязанности. В итоге я сам еле как втиснулся в обычный лифт…

Малодоступными для инвалидов-колясочников по разным причинам остаются и учреждения культуры. Например, на входе в художественный музей сделан нормальный пандус, а электрический подъемник на второй этаж, где находятся выставочные залы, не функционирует. Проблематично попасть также в читальные залы: в Научной библиотеке ТГУ пандус отсутствует, а в пушкинской не соответствует нормам — слишком крутой склон.

Когда говорят о создании доступной среды для инвалидов, подразумевают прежде всего людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слабовидящих. Хотя глухим и слабослышащим тоже нужна поддержка в виде сурдоперевода, да и людям с особенностями психического развития требуется некое визуально-графическое сопровождение, помогающее ориентироваться в городском пространстве.

— У людей с синдромом Дауна или аутическим расстройством своеобразное восприятие окружающей среды, им сложно воспринимать текстовую информацию, — поясняет Евгений Бурмистров. — Чтобы они могли самостоятельно передвигаться по городу, например, из дома в школу, нужны указатели, знаки, символы, понятные на интуитивном уровне. Но пока их нет ни в Томске, ни в России вообще. Они появляются пока только в развитых зарубежных странах, где больше заботятся о качестве жизни своих граждан. Но со временем, возможно, появятся и у нас.

А пока Евгений согласовывает различные проекты, чтобы они соответствовали критериям доступности, дает рекомендации, как правильно установить пандусы и пытается добиться того, чтобы инвалидов включали в комиссии по приемке тех или иных объектов — вновь построенных или реконструированных.

Комментарии (10)

V
5

Зато около каждого ТЦ десятки парковочных мест для инвалидов.
Вероятно предполагается что в эти центрах инвалиды будут устраивать свои съезды и одновременно приезжать десятками.

Добавлено спустя 29 секунд
Из нескольких регионов одновременно

5

vdm, а что не устраивает? Десятки - это разве много? Инвалиды, по-твоему, не люди? Они не одеваются? Не едят? не смотрят кино? тебе может завидно? Так можно сделать тебя инвалидом, легко, и эти "привилегированные" места сразу станут по праву твоими!

A
3

dina-alita, ни разу не видел более одного законно занятого места инвалидом местом. Да и одно то видел тольк один раз. Вопрос, где все эти инвалиды для которых столько мест зарезервировано?

Добавлено спустя 24 секунды
Ответ - дома сидят т.к. не могут выйти из подъезда чтобы сесть в машину.

В

Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649
"О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов"
(вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме")
    27. Пандус крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен отвечать следующим требованиям:
а) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров;
б) при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами;
в) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении:
при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра;
при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках;
г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра;
д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности.
28. Навес крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен иметь ограждение от метеорологических осадков и отвод поверхностных стоков, а также приборы электроосвещения.
29. Двери для входа в многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, и тамбур должны отвечать следующим требованиям:
а) наружный дверной проем должен иметь ширину не менее 1,2 метра;
б) входная дверь должна иметь контрастную окраску по краям дверного полотна или наличника;
в) наружные двери могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 14 миллиметров;
г) наружная дверь оборудуется информационной табличкой с указанием номеров подъезда и квартир, при этом высота символов, контрастно отличающихся цветом от поверхности таблички, составляет не менее 75 миллиметров, а также табличкой с такой же информацией с использованием шрифта Брайля, расположенной на высоте от 0,7 до 0,9 метра;
д) ширина внутренних дверных и арочных проемов должна быть не менее 0,9 метра, при глубине откоса открытого проема более 1 метра ширина проема должна быть не менее 1,2 метра;
е) двери должны быть оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. Допускается применение петель с фиксаторами положений "открыто" и "закрыто";
ж) полотна наружных дверей включают в себя смотровые прозрачные ударопрочные панели с нижней кромкой на высоте 0,5 - 1,2 метра от уровня пола. Нижняя часть стеклянных полотен дверей на высоте не менее 0,3 метра от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. На прозрачных полотнах дверей размещается яркая контрастная маркировка, расположенная на уровне не ниже 1,2 метра и не выше 1,5 метра от поверхности пола;
з) в качестве дверных запоров на путях эвакуации устанавливаются ручки нажимного действия. Усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм;
и) участки пола по пути движения на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами и входами должны иметь тактильные предупреждающие указатели и (или) контрастно окрашенную поверхность. На путях движения предусматриваются световые маячки. Зоны возможной опасности с учетом проекции движения двери обозначаются краской для разметки, цвет которой должен контрастировать с окружающим пространством.

S
2

Наша страна сделана не для людей, не говоря уже об инвалидах. Когда видишь крутейшие пандусы, думаешь- для кого их сделали, если по ним даже пешклм не подняться? Это издевательство? Ответ- сделано для "галочки", чтоб отвязались. Всем наплевать. Я видел, как с пожилыми обращаются в Германии. Престарелые там часто ходят с "рулатором" - катят перед собой такую тележку на четырех колесах, опираясь на нее. Так вот, как только такой чел показывается перед учреждением, где нет автоматически открываемых дверей, все окружающие кидаются на помощь и это не считается чем-то необычным.
И не дай Б-г занять место инвалида на автомобильной парковке. Они всегда свободны, даже если вокруг целого квартала все будет забито. Впрочем, получить право занимать инвалидскую парковку - невероятно сложно. А если встать нагло, включив аварийную сигнализацию (как это любят делать у нас), то вас просто отбуксируют и еще выпишут штраф.

1

В Томске много пожилых людей у которых болит спина. Я бы ходила с "рулатором", с которым намного легче передвигаться, но по нашим тротуарам это практически невозможно. Да и где его взять, этот "рулатор".

R
3

Чем комфортней среда для инвалидов, тем она комфорнее и для остальных людей. Пора порядок наводить с тротуарами, бордюрами, пандусами, общественным транспортом. Чиновники, пора, пора

П

Как сказал инвалид без рук в одном из интервью: сначала сделайте среду комфортной для здоровых людей, стариков и женщин с детьми, а нам она станет комфортной автоматически.

V

У нас как всегда: из крайности в крайность. Если делаем парковки для инвалидов, то они в таком количестве, что 40 обозначенных "инвалидных" мест стоят пустые, а ты едешь несколько кругов, чтобы найти место. Потому что исполняют закон только торговые центры. Проще половину территорию под  инвалидов отвести, или придут и оштрафуют. С торгашей всегда контролирующим органам легче мзду брать. Только это дискредитация самой идеи. Поэтому перестают замечать эти знаки. И паркуются на местах для инвалидов. Когда-нибудь и я плюну и буду парковаться на них.

Добавлено спустя 2 минуты
И еще одно негативное следствие необоснованных привелегий для людей с ограниченными возможностями: люди стали покупать инвалидные справки в мегаполисах.

Новости СМИ, 18+

Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
×