Архив
20июня
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2018
20182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
18 сентября 2017 20:48 Прочтений: 6860 Инвалиды

Школа для всех: как в Томске учат детей с аутизмом

Школа для всех: как в Томске учат детей с аутизмом
ФОТО: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

«Особенных» детей трудно не заметить — их поведение привлекает внимание, вызывая порой неоднозначную реакцию. Кто живет и общается с ними, занимается их воспитанием и обучением, может по-настоящему их понять — и это огромный каждодневный труд. А от нас, остальных, нужно немного — принять их и дать им возможность быть среди нас. Они очень этого хотят.

Ирина Гришаева, председатель ассоциации родителей детей с аутизмом «Аура», мама ребенка с РАС (расстройством аутистического спектра):

— Для них нужны особые условия в детских садах и школах: индивидуальная адаптированная образовательная программа; специально обученные педагоги, тьюторы, владеющие прикладным анализом поведения (АВА-терапия) и методом альтернативной коммуникации; индивидуальные занятия со специалистами — логопедом, психологом, дефектологом и т.д. Но самая главная задача сегодня — организовать им инклюзивную образовательную среду, где они учатся академическим и социальным навыкам гораздо эффективнее, быстрее, чем в изолированных группах и коррекционных учреждениях.

По словам Ирины, идеальный вариант — ресурсный класс, где все дети учатся вместе. Рядом всегда тьютор, который в нужный момент выводит «особого» ребенка из класса в ресурсную зону, где тот позже получит от учителя все, что не успел на уроке, плюс нужные ему занятия со специалистами. Такие классы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Красноярске и других городах. Модель дорогая — специальное оборудование, обучение и оплата труда педагогов требуют денежных средств.

Первый в Томске отдельный (не ресурсный) класс для детей с РАС, обучающихся по адаптированной образовательной программе, появился в 2015 году в школе № 34 по инициативе родителей «Ауры» и руководства школы, при поддержке органов власти. На восемь детей — целая команда педагогов: учителя, тьютор, воспитатель, психолог, логопед и дефектолог. Как рассказывают педагоги школы, дефектолог Ирина Новикова и логопед Ирина Матвейчук, главной целью создания класса была постепенная адаптация таких детей к условиям образовательной среды.

Результаты двухлетней работы педагогов — это успехи их учеников. А они впечатляют: неговорящие дети с РАС научились говорить; дети научились писать и читать не хуже обычных первоклашек, приобрели и развили социально-бытовые навыки. Из восьми ребят четверо идут в обычные вторые классы. В социализации детей тоже есть заметные успехи.

Сейчас на обучение набраны новые дети, но основная цель — диагностическая: в течение года педагоги будут наблюдать за каждым ребенком, фиксировать промежуточные результаты и достижения, с учетом которых через год уточненный диагноз ПМПК позволит определить для ребенка дальнейший образовательный маршрут, наиболее оптимальный для него.

— Дети с РАС должны вести обычный образ жизни: ездить в общественном транспорте, ходить на экскурсии, то есть постепенно, с нашей помощью входить в общество, которое их принимает, а не осуждает. Им тоже необходимо общение, и они должны видеть правильное поведение, — делится Ирина Матвейчук. — Не все наши коллеги готовы работать с ними из-за особенностей их поведения. Но только взрослый компетентный человек может помочь им преодолеть многие ступеньки в их «особенном» развитии. Наша задача — воспитывать и обучать их.

В филиале Академлицея в Зеленых Горках — два класса по восемь детей с РАС, обучающихся по адаптированным образовательным программам. По словам завуча по начальной школе Светланы Семеновой, для них есть все, что нужно: оборудование, мебель, учебно-методический материал, а главное — педагоги с многолетним опытом работы с детьми-аутистами (пятеро педагогов пришли сюда из гимназии «Пеленг», которая давно и успешно работает с детьми с РАС). На каждый класс — учитель, воспитатель и тьютор. Есть и узкие специалисты для индивидуальных занятий: логопед, дефектолог и другие. Будет и музыка, и ИЗО с физической культурой.

— Сейчас принят ФГОС для детей с РАС. Они будут заниматься по адаптированной образовательной программе, с учетом своих особенностей, — говорит Светлана Павловна. — На «внеурочку» они будут ходить в массовую школу — начнем с этого. У них своя игровая площадка рядом с блоком. А лестница на второй этаж идет мимо их блока, так что они не изолированы — они понимают и видят, что они не одни.

— У нас сильная команда, — рассказывает Алена Шварц, куратор «особенных» классов Академлицея. — Учитель, воспитатель и тьютор — такой «треугольник» ведет ребенка от начала до конца дня. Учитель и тьютор занимаются первую половину дня, затем детей плавно передают воспитателю, и тьютор продолжает с воспитателем, узкими специалистами. Каждый из нас может и должен рассказать о ребенке, как прошел его день, и дать рекомендации родителям. Кроме того, должны быть четкие требования и одинаковые инструкции как в школе, так и дома, иначе результата не будет.

— Я работаю с такими детьми с 2004 года — у них очень много способностей, — говорит Ирина Кабанова, тьютор одного из «особенных» классов Академлицея. — Многие успешно изучают иностранные языки, прекрасно рисуют, играют на фортепиано. Нельзя говорить, что с ним ничего не будет — траектория развития ребенка может измениться. Почему у этих детей каждый год комиссия? Их смотрят специалисты: насколько они продвинулись. И на каком-то этапе может быть такой скачок, что...

— Они очень разные, — вспоминает о первом опыте работы с детьми-аутистами Таисия Петрова, воспитатель детей с РАС Академлицея. — Я начинала в школе № 34 воспитателем: хотела устроиться туда школьным психологом, но попала к «особенным» деткам. По образованию я специальный психолог, а на тот момент еще училась. Было очень поверхностное представление о детях-аутистах. Теории было мало — в целом, давали про детей с ОВЗ, а про аутистов совсем чуть-чуть рассказали, какими они могут быть. Какие они на самом деле, я узнала, когда начала с ними работать. И на практике получила гораздо больше.

— Коррекционная педагогика у нас входит в программу основного образования студентов, но она затрагивает все ОВЗ: и аутизм, и ДЦП и другое, а это абсолютно разные методики и подходы, — рассказывает Дина Гимро, заведующая отделом маркетинга образовательных услуг Томского государственного педагогического колледжа. — С 2015 года мы с «Аурой» запустили 16-часовую программу по коррекционной работе с детьми с РАС в условиях инклюзии, и на нее был огромный спрос у воспитателей, логопедов, педагогов, родителей «особенных» детей. На всех желающих не хватало мест. Некоторые наши студенты и преподаватели уже обучились по этой программе. С этого года программа рассчитана на 144 часа. Читают ее известные практические психологи, поведенческие аналитики, медики с опытом работы с такими детьми, в том числе по методу АВА. Большинство из них — родители детей с РАС.

Не у всех педагогов есть возможность пройти специальное многоступенчатое обучение АВА-терапии, скажем, в Москве. Но в Томске есть курсы повышения квалификации в педколледже и ТОИПКРО, проводятся совместные конференции, семинары на базе школ и садов — в среде заинтересованных педагогов города, работающих с аутичными детьми, происходит постоянное обучение, самообразование и обмен опытом. Как говорит старший воспитатель детского сада № 15 Светлана Короткова, когда у них открылась группа для детей с РАС, специалисты «Ауры» раз в месяц проводили семинары: собирались педагоги с других детских садов, со школ и рассказывали о своем опыте.

— Наш учитель-логопед отучилась по методике АВА-терапии, и мы применяем этот метод, — поделилась со мной Светлана Алексеевна. — А если в других группах появятся детишки с диагнозом РАС, то у них будет индивидуальная программа, с ними тоже будут работать специалисты — одни они не останутся.

— РАС —это, как правило, не нарушения интеллекта — он может быть очень высоким, — говорит Наталья Артюшенко, директор МБУ ПМПК, руководитель рабочей группы при Координационном совете по делам инвалидов администрации Томска. — РАС — это нарушение социализации и коммуникации, сенсорные нарушения. В основе лежит разбалансировка зрительного и слухового восприятия. Потому у детей такое поведение. А еще у них очень плохая кратковременная память. Их действительно стало больше, как и детей с ОВЗ, в целом. Но сейчас научились с ними работать, и сегодня дети с РАС уже на порядок выше тех детей, которые были три года назад, потому что с ними занимаются так, как надо. И при раннем вмешательстве можно достичь значительных успехов.

Как отмечает Наталья Петровна, сегодня по закону ребенок с РАС имеет право на создание ему условий в любом образовательном учреждении:

— У нас большая часть детей с РАС — в обычных детских садах и школах (а раньше они были только в учреждениях для умственно отсталых детей). И это правильно. Но в нашей стране везде есть человеческий фактор: когда «созреет» руководитель — будет отдельная группа или класс, и деньги выделят. Общество наше не созрело. Поэтому я всегда говорю родителям: нужно выходить со своими детьми в люди, на улицу, в общественные места. Многие родители боятся — жалости, осуждения, что «сами виноваты», ведь до сих пор люди уверены, что ребенок с РАС или ОВЗ может быть только в семьях наркоманов, хотя они рождаются в разных семьях. Вот так у нас, к сожалению: узость мышления, отсутствие широты взглядов и неумение принимать человека таким, какой он есть.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное

Комментарии (1)

Блин. Что за заказная статья? Все учителя наоборот плюются от инклюзивного образования..
Инклюзивное образование зло. Когда больных детей, требующих большого и особого внимания к себе учат вместе с обычными детьми - все дети получают неуспеваемость. Почему? Если есть мозги - сами догадаетесь. Для детей с отклонениями нужно создавать отдельные учебные заведения.

Новости СМИ, 18+

Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
×