Архив
25апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 10590Томск

Мусорные волнения

Мусорные волнения
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Не везет Томску с экологией: отходы в реку сливают, на улицах воняет, мусорные свалки переполнены... Похоже, экологическое благополучие населения — не самое приоритетное направление развития города. А «мусорная» тема, наверное, самая болезненная, и потому новости о мусоросортировочном комплексе (МСК), который собираются строить на окраине города, будоражат томичей не один месяц.

Инициативная группа жителей, живущих в конце Иркутского тракта — неподалеку от участка, выбранного под застройку комплекса, пытается разобраться в ситуации. Они категорически против размещения такого объекта вблизи жилых домов.

— О планах властей, связанных со строительством мусоросортировочного комплекса по Иркутскому тракту, 234/34, мы узнали в мае этого года из СМИ, — рассказывает Максим Забелин, руководитель инициативной группы жителей Октябрьского района. — Я сам живу на Иркутском тракте, 191, — это примерно в трех километрах от бывшего полигона ТБО, где планируют строительство МСК. В нашей инициативной группе есть жители микрорайонов Зеленая Долина и Лесной Массив, а также владельцы садовых участков, расположенных вблизи. В микрорайонах идет застройка. На СНТ тоже активно идет дачное строительство, а поскольку на дачах сейчас можно прописываться, там строят капитальные дома. Проблемы, которые можно обозначить, это, во-первых, полная остановка развития города в этом направлении, так как это не район Новомихайловки, а черта города. Во-вторых, в этом районе снизится цена за квадратный метр жилья, то есть жители будут нести финансовые потери. И в-третьих, вероятность запахов и нарушения экологических норм.

По словам Максима, публичные слушания, на которых депутаты Томска изменили территориальную зону земельного участка по Иркутскому тракту, 234/34, проводились 26 марта, а назначены были еще в январе; однако в томских СМИ и на досках объявлений никакой информации о слушаниях не было.

— На них присутствовали всего 12 человек со всего микрорайона. Соответственно, за нас кто-то все решил, поэтому мы решили начать активно действовать. Создали группу во «ВКонтакте», написали коллективные обращения мэру, губернатору и в администрацию президента, где указали расстояние до ближайших домов и отразили основные проблемы; собрали подписи, связались с журналистами. Когда ситуацией заинтересовались федеральные СМИ, власти согласились с нами встретиться.

Как рассказывает Максим, на встрече 26 июня в администрации Октябрьского района, о которой он узнал случайно от третьих лиц, присутствовали представители власти, инициативной группы жителей, экологи, эксперты и другие. Там, в частности, обсуждалось, что 15 мая депутаты внесли изменения в Правила землепользования и застройки Томска, изменив территориальную зону на земельном участке по Иркутскому тракту, 234/34 с П-4 (зона производственно-коммунальных объектов IV-V классов вредности) на П-1 (зона производственно-коммунальных объектов I класса вредности).

Максим говорит, что на большинство вопросов — о стоимости жилья и финансовых потерях жителей, по экологии и расчету тарифов — ответов почти не получили.

— Мы привели друг другу свои аргументы. Оказалось, рассматривалось два участка: полигон в Сурово-Сухоречье и участок на Иркутском тракте, 234/34, который оказался ближе для мусорных компаний. Нам привели расчеты затрат операторов, где обосновали, что на Иркутский возить дешевле, и в этом случае тариф на вывоз мусора для населения снизится. А если возить в Сурово-Сухоречье, затраты увеличатся, что отразится на тарифе. Насколько увеличится тариф — не сказали. В представленных нам расчетах мы нашли ошибки по количеству поездок, рейсов, машин — нам почему-то сказали, что это пояснение трехлетней давности.

— Экологи заявили, что сам Бог велел там строить, под окнами, хотя по СанПиНу четко указано, что для МСК мощностью 40 тысяч тонн мусора в год и более санитарно-защитная зона, в пределах которой запрещена любая постройка, должна составлять тысячу метров. А ее снизили до 250 метров, потому что СанПиН это допускает. Говорят, взяли за основу опыт Архангельска. Но мы посмотрели в Интернете — в Архангельске еще нет МСК, его только собираются строить. И не мусоросортировочный комплекс, а целый экотехнопарк с полигоном, с дальнейшим расширением до мусоропереработки. И строить в 25 километрах от Архангельска и в 19 километрах — от Северодвинска. А у нас — три километра до многоквартирников и 400 метров — до жилой застройки. Или, к примеру, в Нижнем Новгороде, где на полигоне построили крупнейший МСК, расстояние до ближайшего дома — 13,5 километров и до города-спутника Дзержинска — десять. Везде огромные расстояния.

Прокуратура Томска ответила Забелину, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет, так как проект санитарно-защитной зоны пока не разработан, разрешение на строительство объекта не выдавалось. А из администрации города ему сообщили, что 12 июля организован выезд сотрудников мэрии, администрации Октябрьского района, журналистов ведущих томских СМИ (редакции vtomske.ru о выезде не сообщали — прим. ред.) и представителей инициативной группы жителей Октябрьского района на МСК в Новокузнецк. Основной задачей выезда являлась демонстрация работы комплекса, а также выяснение отношения к нему жителей Новокузнецка. Но, по словам Максима, никто из их инициативной группы туда не выезжал, и кто из жителей Октябрьского района там присутствовал — неизвестно.

— Мы не против мусоросортировки и понимаем, что это огромный плюс. По городу люди уже сами сортируют мусор. Поставьте вы комплекс, но не в черте города, а где-нибудь в десяти километрах, чтобы ничьи интересы не затрагивались. Жители очень обеспокоены этой проблемой: когда мы собирали подписи, люди были против строительства данного объекта. Но нас не слышат.

Для получения мнения администрации Томска редакция направила официальный запрос. В мэрии сообщили, что земельный участок по адресу Иркутский тракт, 234/34, в большей степени соответствует требованиям, предъявляемым федеральным законом «Об отходах производства и потребления».


Площадка под будущий мусоросортировочный комплекс

Экологи и экономисты в качестве преимуществ такого выбора назвали: возможность использования двухэтапной системы транспортирования отходов, снижение экологического ущерба из-за сокращения числа проезжающего до полигона транспорта (со 100 до 15 единиц в день), снижение количества техники при уплотнении отходов на полигоне, улучшение технологического процесса складирования ТБО на полигоне, увеличение срока полезного использования полигона.

Как поясняет администрация, оповещение жителей о публичных слушаниях было опубликовано 25 января 2018 года в сборнике официальных материалов города и размещено на сайте администрации.

«Жители могли ознакомиться с материалами по вопросу публичных слушаний в период их проведения с 26 января по 27 марта в администрации Октябрьского района, где 27 марта состоялось собрание», — сообщили в мэрии.

Присутствовавшие 12 человек поддержали принятие проекта. А 15 мая городские депутаты внесли изменения в Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка. Что касается санитарно-защитной зоны, то вопрос о ее размере будет разрешен на стадии подготовки проекта объекта (МСК) и выдачи разрешения на его строительство. По поводу уменьшения размера этой зоны администрация ссылается на постановление правительства № 222, согласно которому изменить ее обязан правообладатель объекта на основании исследований в течение года после ввода объекта в эксплуатацию; однако уменьшить такую зону вправе и иные лица, в том числе органы местного самоуправления, после необходимых исследований и при наличии для этого оснований.

На вопрос редакции о возможной компенсации ущерба, причиненного собственникам земельных участков и объектов недвижимости на них, если не будет уменьшена санитарно-защитная зона, администрация Томска пояснила, что это предусмотрено законом. В этом случае правообладатель МСК обязан предпринять меры по переселению жителей.

Как разъясняет Павел Ковалев, главный специалист облдепартамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, сейчас в России проходит реформа обращения с отходами: субъекты должны организовать полноценную систему, начиная с раздельного сбора мусора жителями, заканчивая сортировкой и переработкой отходов. В федеральное законодательство внесены изменения, по которым с 2019 года запрещается захоронение стекла, пластика, металла и ряда других отходов. То, что не перерабатывается, будет уезжать в брикетах на полигон для захоронения, а остальное — на заводы по переработке.

— Изначально под строительство МСК рассматривались две площадки: первая — в окрестностях села Новомихайловка и вторая — в границах существующего полигона в Сурово-Сухоречье, — говорит Павел Ковалев. — Но второй участок оказался непригоден для такого строительства, поэтому остановились на первом, который, с точки зрения логистики движения отходов, идеально для этого подходит. Жители переживают, что там будет помойка, что отходы привезут, свалят и забудут про них. На самом деле, будет внедрена современная технология, которая успешно работает, в том числе у наших соседей в Кемеровской области: привезенные отходы в течение суток сортируются, а оставшиеся непригодные для переработки «хвосты» вывозятся на полигон. Отходы как захораниваться, так и сжигаться на территории площадки не будут.

Он отметил, что МСК — это закрытое помещение с автоматизированной линией сортировки и современной газовой котельной. Строительство комплекса будет стимулом к развитию инфраструктуры в селе, появятся новые рабочие места. Также данное строительство приведет к минимизации возникновения пожароопасных ситуаций на полигоне по захоронению отходов, так как на него перестанут поступать компоненты, которые легко поддаются возгоранию.

— Жители говорят о негативном воздействии от проезжающих автомобилей и мусоровозов, но они и так сейчас ездят по той же самой дороге, котельная работает на газе, и она не привнесет дополнительного воздействия, — считает Ковалев. — По санитарным правилам, для таких объектов санитарно-защитная зона установлена ориентировочно в размере одного километра и может быть расчетно изменена как в большую, так и меньшую сторону. В настоящее время разрабатывается проект санитарно-защитной зоны для планируемого объекта, который будет проходить процедуру согласования в Роспотребнадзоре и иных уполномоченных органах.

По словам специалиста, в рамках реформы в феврале 2017 года департамент утвердил территориальную схему обращения с отходами — документ стратегического планирования, описывающий текущую ситуацию в этой сфере, планируемые объекты, сроки их строительства и так далее. Согласно схеме, Томская область разделена на восемь зон, в каждой из которых будет свой региональный оператор, в 14 муниципальных образованиях они уже выбраны.

Томск и Томский район представляют одну зону деятельности, для которой будет построен данный МСК. Роль регионального оператора — организация системы обращения с твердыми коммунальными отходами на основании схемы, включая заключение договоров на вывоз мусора, договоров с эксплуатирующими полигоны организациями. В департаменте тарифного регулирования региональный оператор получит единый тариф на 10 лет, то есть на весь период своей работы.

С 1 января 2019 года услуга по вывозу отходов станет коммунальной, и за нее придется платить всем: появится обязанность заключить договор на вывоз мусора, в противном случае предусмотрено наказание за отсутствие такого договора. Как уточняет Павел, в этом году МСК построить не удастся. В настоящее время для раздельного накопления мусора на территории городов Томской области устанавливаются емкости, которых насчитывается уже более 400. Многие компании самостоятельно внедряют такую систему на своих объектах, и напрямую передают отсортированные отходы предприятиям-переработчикам.

— До момента строительства МСК в Томске будет работать ранее упомянутый способ разделения отходов. На территории Северска уже имеется мусоросортировочный комплекс, который начал свою работу с 2017 года. В районах также необходимо строительство таких комплексов, так как транспортировать, например, из Колпашево в Томск на сортировку не представляется возможным.

По словам представителя Ассоциации организаций, занятых в сфере обращения с отходами, Михаила Сердюка, МСК — это закрытый комплекс, где все манипуляции с мусором происходят внутри помещения.

— Находясь снаружи и не видя табличку «Мусоросортировочный комплекс», вы даже в 10 метрах от него запаха не почувствуете, — говорит Михаил. — Мусоровоз заехал внутрь, разгрузился, потом с другой стороны выехал и опять поехал собирать мусор из контейнеров. А на линии мусор разделили по фракциям, отобрали все полезное, тут же упрессовали, сложили и сегодня-завтра отправили переработчику, а спрессованные «хвосты» в этот же день вывезли на полигон. На обеих сортировочных линиях Томской агломерации («АБФ Ресурс» и «Чистый двор»), к 15-16 часам уже пусто и чисто, ничего не лежит и не накапливается. Но сортировочные линии этих компаний обеспечивают их собственные потребности, исходя из объема, который они вывозят. А сейчас нужен комплекс, который бы удовлетворил потребности в выборе вторсырья, запрещенного для захоронения, на всей территории Томска и Томского района — это порядка 180 тысяч тонн в год.

По его словам, об участке на Иркутском тракте, 234/34, мусорные компании мечтают давно. Всем будет удобнее возить отходы на сортировку именно туда: пробег до Сурово-Сухоречья и обратно занимает у мусоровоза 2-2,5 часа, а в случае с Иркутским трактом, 234/34, — всего 30-40 минут. А учитывая, что со следующего года платить за вывоз мусора обяжут всех, количество плательщиков увеличится, и, соответственно, тариф не будет расти, он может даже снизиться. Михаил сам когда-то жил в конце Иркутского и считает, что три километра — достаточно большое расстояние до жилых домов, тем более, что даже полигон, который находился там в течение 50 лет, никому не мешал.

— Что касается санитарно-защитной зоны, то тысяча метров — это рекомендованная зона, которую можно изменить, иначе у нас бы ни один крупный объект не появился, — убежден Михаил. — Если в ходе исследований выяснится, что зону невозможно снизить до нужных значений, то МСК на этом участке просто не будет построен — никто не собирается наносить кому-либо вред или ущемлять чьи-то права. Но никакой опасности комплекс для населения не представляет, изменится только одно: сейчас в каждый двор приезжает огромный мусоровоз, а если мы не будем выезжать из города, то есть перейдем на двухэтапную систему вывоза, то по дворам вместо КамАЗов сможет ездить малогабаритная техника. Это и нам будет легче, и людям вреда меньше, особенно их автомобилям на дворовых территориях.

Сегодня ситуация с полигонами в регионе действительно сложная, отмечает Михаил. Раньше в большинстве сел люди не платили за вывоз мусора, поскольку такая услуга им и не оказывалась, просто в каждом селе была свалка. Когда в 2012 году ввели в эксплуатацию новый полигон в Сурово-Сухоречье, все потоки мусора Томского района начали направлять туда.

— Департамент природных ресурсов закрыл все свалки в ближайших деревнях: они стали незаконными, мусор повезли на городской полигон, и карта полигона в Сурово-Сухоречье была переполнена уже к концу 2014 года. Полигону выделили достаточно большую территорию, он может, должен и будет развиваться дальше. Но для того, чтобы полигон не переполнялся, нужно сократить количество поступающего на него мусора; и это можно сделать, если часть этого мусора отсортировывать. Потому и необходим полноценный мусоросортировочный комплекс.

— У нас ведь построено общество потребления — всюду все те же «Марии-Ра», «Абрикосы» да «Магниты». Сейчас неважно, где ты живешь, в городе или в деревне, уровень потребления (а значит, и образования отходов) примерно одинаковый. У нас огромное количество крупногабаритного мусора, а также мусора, который не разлагается на полигоне. Мы в магазине постоянно берем полиэтиленовые пакеты, и тут же их выбрасываем, а ведь полиэтилен разлагается 200 лет. Поэтому МСК — это не беда, а спасение. Его задача — не нанести вред экологии, а наоборот, максимально его снизить.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×