Архив
26апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 5509Томск, Рождество

Рождественские истории: католики в Томске

О современной католической семье и рождественских традициях

Рождественские истории: католики в Томске
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Томская область — поликонфессиональный регион: здесь проживают православные, католики, иудеи, мусульмане. Сегодня, 25 декабря, католики по всему миру празднуют Рождество. В нашем регионе проживает более двух тысяч католиков. Мы решили познакомиться с ними поближе.

***

Еженедельно каждую из трех воскресных месс в католическом храме, который расположен на Воскресенской горе, посещают 300-350 человек. Это самый большой приход в Сибири. Появление храма в городе, как говорит настоятель местного католического прихода отец Войтек Зиолек, — во многом заслуга властей.

— Польский костел был построен поляками в 1833 году, теми поляками, которых царь сослал в Сибирь после восстания, которое мы сделали, когда еще Польши как таковой не было на карте (имеется в виду Ноябрьское восстание 1830 года — прим. ред.). Поэтому польский костел — это заслуга царской и советской власти, которая всегда заботилась о том, чтобы в Сибири поляков было много.

Сам отец Войтек, монах-иезуит, священник, приехал в Томск добровольно.

— В нашем ордене иезуитов всегда так: ты получаешь миссию от настоятеля и выполняешь ее. Я был настоятелем польских иезуитов в южной Польше, в приходе было 330 человек. Как-то настоятель иезуитов, который работает в России, пригласил меня в Томск, чтобы показать мне город и попросить послать кого-нибудь сюда. Здесь у нас католическая гимназия, приход, за которыми нужно присматривать. Я вернулся в Польшу, написал прекрасное письмо к моим собратьям о том, что в Томске нуждаются в священнике: «…Пожалуйста, если кто-то хочет, желает, отзовитесь». Не было таких, которые…Ну, мне нужно было искать. Но я сразу сказал (главному настоятелю в Риме — прим.ред.), когда вернулся, что, если мы не найдем никого, я готов поехать, как каждый иезуит, куда вы мне скажете. Мне нужно было отдохнуть, после я полгода жил в Испании, помогая в нашем приходе, потом полгода то же самое делал в США, работая в американском приходе, а после поехал в Томск.

То, что в 1833-м году, после восстания, польским католикам разрешили построить католический храм в центре города, отец Войтек считает чудом. Впрочем, на этом чудеса закончились, и впоследствии храм претерпел немало: после 1917-го года в здании приюта, принадлежавшего храму, организовали офисы НКВД, а в нем самом устроили псарню, где жили собаки сотрудников службы. Потом из храма сделали склад. После он много лет простоял пустым, пока в нем не открыли городской планетарий. Конечно, послереволюционные времена были болезненными и для прихожан.

***

Марина Романченко — католичка как минимум в третьем поколении. В храме она шьет одежду, занимается подготовкой взрослых к крещению. В 1930-х годах ее семье пришлось нелегко: их репрессировали.

— И мои родители, и бабушки, и дедушки были католиками. Мы из поволжских немцев. В 30-е годы предки по линии отца были раскулачены и сосланы в Казахстан. Обе мои бабушки потеряли своих мужей: и у той, и у другой они были репрессированы и расстреляны, где — неизвестно.

Я самая младшая в семье, меня никто не заставлял молиться, креститься. Наш отец боялся, если что-то вдруг случится…Его отца забрали, когда ему было одиннадцать лет, и он его так больше и не увидел. Он не хотел, чтобы мы так же остались без отца, поэтому очень осторожно к этому относился. Меня воспитывали комсомол, пионерия.

Марина и ее сестры обратились уже будучи взрослыми. Во многом этому способствовало свидетельство бабушек (пример жизни по католическим заветам на собственном опыте — прим.ред.).

— Опыт, который я видела, свидетельство бабушек меня восхищало. У них никогда не было отчаяния, всегда было упование на Бога и глубокая вера.

Я удивляюсь, как моя бабушка сохраняла иконы. Как она их прятала, как везла во время войны! Представьте, вам скажут: у вас есть 24 часа, собирайтесь и наутро вам нужно покинуть город. И, представьте, уходишь навсегда, маленькие дети… Все, что оставишь, пропадает. Только то, что можешь унести, сохранится. Ну что возьмет мать? Одежду, еду для детей, чтобы их спасти, чтобы не умерли в дороге. И вот среди небольшого количества тяжестей, которые они могли унести, конечно, была иконы, кресты. Не было и мысли все это оставить. И ведь как-то они все это везли, в вагоне для скота… А у моей тети ребенок не ходил, она его к спине привязывала и тащила. До икон ли тут? Обменять или оставить — это было рационально, так бы мы сегодня рассуждали. Но благодаря своей вере они и выжили.

У моей бабушки было 8 детей. В 30-х годах забрали мужа, и был голод. Ей было тогда всего 40 лет, молодая, красивая женщина. Из 8 детей выжили трое, остальные умерли от голода. Самое страшное, говорила она потом, это не война и не болезнь, самое страшное — это видеть, как умирают от голода твои дети. При этом она не озлобилась, не ожесточилась, никогда не жаловалась. Она всегда умела видеть хорошее. Она была очень строгая, но ее умение все подавать с положительной стороны сделало нас сильными.

***

Свидетельство может вдохновить и тех, кто раньше не имел отношения к католичеству. Светлана Зуева училась на факультете иностранных языков, когда появилась возможность поехать в Германию. После поездки в Европу девушка была так впечатлена, что решила стать католичкой.

— Я была некрещеная, но, посмотрев на людей, которые верят в Бога, у которых это видно в глазах, в поступках, во всем, я обратилась. И так как я обратилась там, естественно, я стала католичкой, потому что я не видела такого, живя в православной стране.

Вместе с мужем, Иваном Зуевым, который тоже стал католиком будучи уже взрослым человеком, Светлана воспитывает троих детей. Вопрос об их религиозной принадлежности не стоял: все трое католики.

Иван: «У нас трое детей, все они ходят в церковь, все они крещеные. Сейчас они ходят на занятия, а старшая дочка готовится к первому причастию».

Светлана: «Для них это естественно, им Иисус так же близок и так же реален для них, как бабушка или дедушка. Они говорят об этом очень естественно. Наш младший берет иконки (их можно брать) расклеивает вокруг кроватки. И если у него есть какая-то потребность, чтобы погода, например, была хорошая на следующий день, он просто об этом просит. Его вера очень поддерживает».

Больше всего в молодой семье любят именно Рождество. Перед Рождеством идет Адвент, четырехнедельный пост, во время которого нужно отказаться от чего-то приятного. Это может быть ограничение времени, проведенного в интернете или отказ от сладкого. Для детей в это время обычно делается адвент-календарь — календарь подготовки к Рождеству.

Светлана: «У нас это деревянный домик, там 24 окошечка, в каждом окошечке какое-то задание и какой-нибудь подарок. Дети каждое утро дружно бегут к этому домику, открывают, смотрят, что-то там делают. Их это очень радует. На Рождество у нас обычно бывает детская сценка, которую дети в храме делают и показывают перед торжественной мессой. Она касается, конечно, рождения Иисуса, но сценарии каждый год разные. Дети сами принимают участие, поют песни. И дома у нас тоже уже такая традиция, когда начинается Адвент, мы каждый вечер, когда молимся, поем эти песни. Для сына было большим ударом то, что, когда Рождество прошло, мы больше их не пели».

Потом главная месса, она считается ночной и начинается поздно вечером. После нее уже подарки детям приносят.

Иван: «Святой Николай приходит. Вообще его день 6-го декабря, но кто-то должен вручить подарки. Деда Мороза не позовешь, а у детей уже есть ассоциация, что скоро Новый год».

***

Накануне Рождества, 24 декабря, празднуется сочельник. Это семейный праздник и на нем обязательно должна присутствовать вся семья. По традиции праздник начинается с появлением первой звезды; о том, что она появилась, должны оповестить дети, которые следят за этим. Затем все собираются вокруг праздничного стола, отец читает отрывок о Рождестве от Луки или Матфея, вся семья коротко молится, и начинается очень важный момент — преломление облатки (прямоугольный хлебец, испеченный из муки и воды — прим.ред.). Во время этого ритуала люди подходят друг к другу и разламывают на двоих кусочек облатки в знак единства. Затем все садятся ужинать. Во время ужина или после него принято петь рождественские песни. После, чуть-чуть отдохнув, католики всей семьей идут на рождественскую мессу.

Мессе обычно предшествует детская сценка, посвященная рождению Иисуса. В томском католическом храме она в соответствии с традициями проходит каждый год.

Началась сценка с того, что ослик, бык и овечка увидели Вифлеемскую звезду, свидетельствующую о скором появлении младенца Иисуса. Вскоре в хлев приходит лев, чтобы поклониться Царю царей. Он избавляется от гордыни, а другие животные от страха перед грозным львом, и их сердца наполняются любовью. По сюжету в эту же ночь происходит еще два чуда: в кукольном магазине оживают игрушки, а волхвы, которые так же спешат на поклон Иисусу, в пути спасают замерзающую по вине царицы Зимы девочку.

После сценки начинается сама месса, во время которой проводится общая молитва и проносят фигурку Христа, которую после освящают. После мессы обычно устраивают сюрприз: появление Святого Николая с подарками для детей; однако в этом году сюрприз сделали сами дети: они подарили подарки взрослым. В завершение праздника прихожане преломляют облатку.

Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×